В традициях шекспировского «Глобуса» |
21.04.2010 |
---|
Финал спектакля. Зал долго рукоплещет стоя. Овации, крики «браво» – из партера и с галёрки, откуда-то из-под софитов – в театре драмы аншлаг, в зале приставные стулья.
Так Рязань встретила первый спектакль регионального Чеховского фестиваля – «Двенадцатую ночь» У. Шекспира. Это совместная постановка международной конфедерации театральных союзов, международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова, театра «Чик бай Джаул» (Великобритания) при поддержке Британского Совета в России, правительства Москвы и министерства культуры России. В Рязани и трёх других городах «Двенадцатая ночь» и две другие постановки Чеховфеста появились благодаря новому проекту фонда Михаила Прохорова (благотворительного фонда культурных инициатив). До этого спектакль, премьера которого состоялась в 2003 году, побывал во многих странах мира, собрав восторженные отзывы.
Постановщик – англичанин ирландского происхождения Деклан Доннеллан, один из титулованнейших режиссёров Великобритании, основатель Академии Королевского Шекспировского театра в Стратфорде на Эйвоне. Играют только мужчины – как было принято при Шекспире. И какие мужчины! Крупные фигуры российских сцены и телеэкрана: Александр Феклистов (Сэр Тоби), Михаил Жигалов (Антонио, капитан), Дмитрий Щербина (Мальволио), Александр Арсентьев (Орсино, герцог) и их молодые, не менее талантливые коллеги. И женские и мужские образы воплощены блестяще.
Сценография минималистична – время от времени появляются полотнища а-ля колонны шекспировского «Глобуса» и столики с приборами. Ко временам «Глобуса» отсылают и условность смены места действия, и демократичные отношения с публикой (ссылки на Рязань). Парадокс – оказалось, чтобы оживить дух шекспировского театра, где публика должна была понимать всё, надо говорить со зрителем сценическим языком XXI века.
От привычной «костюмной» комедии, любимой советскими театрами и кинематографом, тут мало что осталось. Но, казалось бы, антрепризный, музыкальный вариант, с условными костюмами, с современными «гэгами» и реалиями (вроде бутылок из супермаркета, боксерской экипировки), получился очень интересным. Видны ансамбль, стиль, единая комедийная тональность. Открывается масса новых нюансов, смыслов – и не только потому, что женские роли исполняют мужчины. Создается ощущение, что режиссёром был «простроен» каждый миллиметр, каждая реплика, и в то же время оставлена свобода для актёрской импровизации. Видно – артисты «купаются» в ролях, что вызывает живейший отклик зала.
Этот спектакль «прост» только на первый взгляд. Он заставляет задуматься после: «Про что? Зачем?» Да, про здоровых, живущих полной жизнью людей, с их достоинствами и грехами. Да, сам Доннеллан говорит, что это «пьеса о любви и идентичности, о сложностях любви, о том, как наша идентичность растворяется в любви, о любви, которая сродни безумию, страху и духовному озарению…». Он обращает внимание, что одна из героинь «произносит фразу, которая принадлежит и Яго в «Отелло»: «Я не то, что я есть».
Но режиссёр в весёлую, легкую канву вплёл такие знаки-символы, которые не дают «расслабиться» зрителю. Например, появляются «колонны» из ткани чёрного цвета (во времена Шекспира так обозначали трагедию), звучит грустная мелодия, возникают причудливые тени. И это всё – следуя духу и тексту пьесы. Ведь «Двенадцатая ночь» – последняя весёлая комедия Шекспира, завершающая первый, «оптимистический» период его творчества. Как пишет шекспировед Алексей Бартошевич, «один из героев уходит, грозя и проклиная…», пьеса «кончается не всеобщим весельем, как прежние комедии, а грустной песней меланхолического шута»…
P.S. Среда – «экватор» Чеховского фестиваля в нашем городе. Вчера и сегодня на сцене театра драмы – «Донка», в начале следующей недели – детский спектакль «Как кот гулял, где ему вздумается» на сцене театра на Соборной.
Мнения зрителей
Нина Мартишина, преподаватель Рязанского государственного университета имени Есенина:
– Первые слова, которые приходят на ум: невероятно, восхитительно, потрясающе, изумительно – всё в превосходной степени. Время летело незаметно, я наслаждалась, душа переполнена восторгом. Увидев афишу, не раздумывала ни секунды – надо ли брать билет. Шекспир – это Шекспир, и Чеховский фестиваль – это марка. Привлекло то, что играют замечательные актёры, одни мужчины в пьесе, которую мы привыкли видеть в исполнении мужчин и женщин. Заинтересовали и те краткие моменты, которые я видела в своё время по телевидению.
Дмитрий Гладышев, инженер:
– Понравилось. Потому, что обращено к современности, потому, что вернулись к театру «Глобус». Ведь в шекспировском «Глобусе» играли одни мужчины, соответственно, дух времени передан хорошо. В такой интерпретации классики (где акцент не только на хореографию, как делают некоторые режиссёры) ничего не теряется, только приобретается.
Александр Принцев, актёр театра кукол:
– Смотрел с удовольствием. Спектакль очень цельный, «стреляющий» по актёрской игре. Особенно нравится сохранение традиции «мужчины играют всех». И всё понятно. Ведь порой кажется, что Шекспир – очень сложный автор. Но здесь все так «раскрыто», так преподнесено… И сделано это весело, легко. Осовременивание? Да. Но оно без пошлости, благодаря ему многое становится понятным.
Татьяна Шестакова, преподаватель института культуры (РЗИ МГУКИ), критик:
– Я зритель, который изучает шекспировский театр, в котором мужчины играли все женские роли. И сегодня посмотреть тот принцип работы, который был во времена «Глобуса», очень интересно. Получается тонкая игра смыслов, которая меня лично устраивает.
Елена Коренева
Фото автора
Метки: Рязанский театр драмы
26.12.2024 18:15
В Рязани презентовали путеводитель по югу области «Путешествие за горизонт»
26.12.2024 14:12
«Зелёный сад» приглашает рязанцев на открытие Академии развития интеллекта Boom kids
26.12.2024 11:00
Проект «Метропарка» в Рязани воплощается в реальность
26.12.2024 09:15
В Рязани открылась выставка чудес от Александра Сергеевича Пушкина
25.12.2024 14:05
Рязанская НПК исполнила мечты детей
25.12.2024 12:45
Михаил Пронин покинул пост председателя рязанского отделения партии «Новые люди»
25.12.2024 11:53
В суд снова не явились свидетели по делу о мошенничестве с техникой в Рязани
25.12.2024 11:37
Музейный центр на Соборной в Рязани рассказал о планах на 2025 год
25.12.2024 10:11
Рязанцев предупредили об опасности новогодних корпоративов
24.12.2024 16:22
В Рязанской области хотят расширить меры поддержки приезжающих работать из других регионов
24.12.2024 12:24
Профессор РГУ Рудольф Подоль награждён Орденом Дружбы
24.12.2024 12:09
Работникам ПАО «РЭСК» вручили награды в честь Дня энергетика
24.12.2024 11:00
Названа лучшая управляющая компания Рязанской области
24.12.2024 09:47
Президент РФ наградил директора Рязанской филармонии Елену Шаповскую
24.12.2024 09:16
Двое рязанцев получили звание «Почётный гражданин Рязанской области»
23.12.2024 18:02
Рязгордума утвердила создание префектуры микрорайона Солотча
23.12.2024 17:05
Корпорация развития возьмет на сопровождение проект глэмпинг-парка «Пронский берег»
23.12.2024 16:39
В Рязани заработала обновлённая ледовая «коробка» для массового катания
23.12.2024 15:55
Рязгордума приняла решение о приватизации хлебозавода №3
23.12.2024 14:26
«Зелёный сад» создаёт безопасные условия для женщин и детей
23.12.2024 12:23
Скончался известный рязанский журналист Михаил Зайцев
23.12.2024 11:19
Рязанцам досрочно выплатят детские пособия за декабрь
23.12.2024 09:26
Рязанская область заняла 23-е место в итоговом рейтинге регионов России
21.12.2024 09:15
В Рязани открылась выставка питерского художника Валерия Обедкова
20.12.2024 17:49
Рязанская РЭК утвердила повышение тарифа на перевозку пассажиров пригородными поездами