Подробности

Деньги

Дорогу осилит везущий?

07.08.2013

Сегодня рязанцы практически забыли, что это такое — ждать транспорт час.

Первоначально у автора этих строк было желание написать острую критическую статью по поводу работы городского транспорта. Возникло оно после очередной поездки в маршрутном такси из Горрощи в центр через путепровод на Есенина. Естественно, в час пик. Какие там положенные 27 посадочных мест…

За свои кровные 15 рублей в несчастный «Форд» набилось 36 человек. Специально посчитал. В традиционной пробке на путепроводе мы простояли как минимум полчаса. И все это время, уткнувшись носом в подмышку соседа, я размышлял о том, как было бы хорошо, если бы рабочий день чиновников, отвечающих за работу городского транспорта, начинался с такой поездки. Думаю, транспортные проблемы областного центра решались бы гораздо эффективней.

Однако когда я наконец добрался до места назначения и устроился перед клавиатурой компьютера, мой вполне объяснимый эмоциональный накал несколько поутих. Вспомнилось время, когда, чтобы добраться из родного Приокского поселка до того же центра города, по утрам приходилось пешком переходить через мост на Московское шоссе. Три троллейбусных маршрута и единственный автобус проезжали остановку «Улица Пирогова» даже не притормаживая. Втиснуться туда было невозможно. Та же ситуация складывалась практически во всех рязанских микрорайонах.

Арифметика на колесах
Сегодня рязанцы практически забыли, что это такое — ждать транспорт час, а иногда и больше. Нужно признать, что маршрутки, которые все так ругают, худо-бедно решили проблему хотя бы на уровне доступности транспортного средства. Хотя до цивилизованной инфраструктуры, позволяющей в любое время без нервотрепки и в удобные сроки добраться из городского пункта А в пункт Б, нам еще далеко, примерно как до луны на старом рязанском троллейбусе.



Не муниципальным транспортом в Рязани пользуется примерно 42% пассажиров. На 36 маршрутах осуществляется перевозка людей на коммерческой основе. Это маршрутные такси. Их количество составляет 1416 единиц. По 24 маршрутам перевозка пассажиров осуществляется автобусами малой и средней вместимости в количестве 254 единиц. Расписание движения маршрутных такси составляется собственниками автотранспортных компаний с учетом рекомендаций администрации города. Окончательное право утверждения маршрута также остается за администрацией города.

Сегодня контроль за работой коммерческого транспорта в областном центре осуществляется, кроме соответствующего управления городской администрации, специальной рабочей группой под руководством депутата Рязанской городской Думы Александра Кошелева. В ее состав также входят депутат гордумы Александр Чайка, заместитель главы администрации города Рязани Сергей Сивоконь, руководитель комитета по городскому хозяйству Игорь Яшин, специалисты муниципальных транспортных предприятий, отвечающие за организацию перевозок, представители общественных организаций.

Ну а теперь, когда расстановка сил понятна, давайте попробуем сформулировать основные претензии, которые предъявляются сегодня этому виду городского транспорта.

Итак, это регулярное нарушение правил дорожного движения, следовательно, создание аварийных ситуаций. Сюда же можно отнести техническое состояние ряда машин и профессиональную квалификацию водителей, их грубость и невнимание. Иными словами, это круг проблем, связанных с безопасностью перевозок и качеством предоставления транспортных услуг.

ГЛОНАСС и валидатор: что общего?
Надо сказать, что попытки так или иначе воздействовать на коммерческих перевозчиков предпринимались городскими властями неоднократно. Последняя масштабная акция датируется 2010 годом, когда в городской администрации было принято очередное решение о проведении оптимизации транспортной сети областного центра. Предлагалось удалить 27 маршрутов общественного транспорта, изменить 21 и добавить 4 новых. Естественно, под сокращение в абсолютном большинстве попадали коммерческие маршруты. Почему естественно? Да потому, что именно этот вид городских пассажирских перевозок изначально рассматривается в нашем городе как «неизбежное зло», недобросовестный и, что уж скрывать, более удачливый конкурент транспорту муниципальному. Конечно же, открыто о такой постановке вопроса никто не говорит. Однако выводы напрашиваются сами собой. Городская власть видит свою функцию в данном процессе исключительно как контролирующую. Хотя многие проблемы могли бы быть решены при наличии административной воли и желания.

Например, упорядочение мест для остановок маршруток. Сегодня их просто не существует, то есть маршрутки и муниципальный транспорт используют одни и те же остановочные комплексы. Это не только затрудняет посадку и выход пассажиров, но и создает массу неудобств для всего транспортного потока. Казалось бы, для решения этой проблемы не нужны масштабные материальные затраты, тем не менее создается впечатление, что она мало кого волнует.

Зато оборудование маршруток системой спутникового слежения ГЛОНАСС стало притчей во языцех и чуть ли не главной темой выступлений чиновников самых различных рангов в течение последних трех лет. Сегодня эти системы установили многие владельцы коммерческого транспорта. Все городские троллейбусы и автобусы оборудованы ГЛОНАССом. И что? Повлияло ли внедрение высоких технологий на качество перевозок? По-моему, нет. Тем более что станции слежения, без которых вся эта современная техника просто ни к чему, установлены далеко не на всех городских остановках — слишком дорого.

Сегодня у транспортных чиновников появилась новая «фишка» — валидаторы. Это специальные электронные устройства, позволяющие пассажирам самим оплачивать проезд в маршрутке, не отвлекая водителя от движения. По словам министра транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Шауката Ахметова, оборудовать салон такой системой оплаты обяжут всех владельцев маршрутных такси. Это станет непременным условием договорных отношений между частным предпринимателем и администрацией Рязани. Не сомневаюсь, что обяжут. И то, что владельцам маршруток в очередной раз придется раскошелиться, тоже понятно. Ясно же, что в конечном итоге все это отразится на стоимости проезда. То есть валидаторы, как и ГЛОНАСС, будем отплачивать мы с вами.

Только вот несколько лет назад владельцев маршруток уже обязывали установить в каждой машине кассовый аппарат. В некоторых они до сих пор присутствуют. Скажите, вы хоть раз пользовались кассовым аппаратом в маршрутке? Я тоже.

«Волчьи» законы
Теперь о кадровой проблеме. В крупных российских мегаполисах рынок маршрутных такси давно поделен между выходцами с Кавказа и из республик Средней Азии. В Рязани этот процесс только начинается. Хочу быть правильно понятым: национальный вопрос здесь совершенно ни при чем. Просто в данных регионах традиционно сложился определенный взгляд на соблюдение правил дорожного движения. А если помножить его на местную любовь к дорожной дисциплине, то получим полное пренебрежение какими-либо правилами даже на центральных городских магистралях. Обвинять в этом только водителей маршруток было бы совершенно несправедливо.



Еще один немаловажный момент. Система оплаты у абсолютного большинства владельцев рязанских маршруток построена таким образом, что водитель получает лишь сумму, которая остается после выполнения ежедневного плана. Чаще всего она варьируется от 800 до 1000 рублей в день. При этом ремонт, покупка запчастей и профилактика машины тоже чаще всего производятся за счет водителя.

Теперь понятно, почему маршрутки набиваются под завязку? Да при таких «волчьих» условиях труда отца родного «подрежешь», лишь бы сделать как можно больше поездок. И любые требования к безопасности будут выполняться в лучшем случае формально, если отношения между работником и работодателем на этом рынке не войдут в цивилизованное русло.

Троллейбус для инвалида
Ну и в заключение скажем несколько слов о муниципальном транспорте. Тут тоже много застарелых проблем. Главная из них заключается, на наш взгляд, в отсутствии продуманной стратегии развития данного важнейшего участка городской инфраструктуры. То есть о необходимости подобной стратегии говорится постоянно, но дальше создания очередной комиссии дело почему-то не идет. Хотя нельзя не отметить, что парк муниципального транспорта заметно обновился. Что же, это отрадное явление.

Говорят, что появились даже специальные автобусы для инвалидов-колясочников. Правда, на маршрут пока вышел только один, а четыре сразу же стали на ремонт.

Кстати, доступность городского транспорта для людей с ограниченными возможностями — это отдельная проблема. Да, сегодня в областном центре есть специальные низкопольные троллейбусы. Только ни одна городская остановка не оборудована подъездами для инвалидных колясок. Так что попасть в машину без посторонней помощи невозможно. Между тем, по данным организации «Инвалиды России», сегодня в Рязани проживает 66 429 граждан, имеющих инвалидность, в том числе 1531 ребенок-инвалид. Примерно 30% из них могут передвигаться без посторонней помощи, используя инвалидные коляски.

Что лучше: муниципальный транспорт или коммерческий? Хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на тот факт, что сама постановка этого вопроса непродуктивна. Очевидно, что городу необходимо полноценно развивать и то и другое направление, создавая условия для здоровой конкуренции перевозчиков. В конечном итоге это пойдет на пользу нам с вами.

Мнение
 Дмитрий Рябчиков, начальник отдела транспорта и связи администрации Рязани:
— На мой взгляд, главная проблема, мешающая городской власти упорядочить рынок коммерческих перевозок, — это пробелы в законодательстве. У нас есть муниципальное Положение о транспортном обслуживании, но нет федерального закона о транспорте… Сейчас в рамках наших полномочий мы ведем совместную работу с областным Министерством транспорта, опираясь на 182-й региональный закон. В договоре, который мы подписываем с каждым перевозчиком, есть пункт о том, что если он допускает в работе три нарушения и более, мы имеем право расторгнуть с ним договор в одностороннем порядке. Думаю, что по этому пути мы и пойдем — будем ужесточать требования и меру воздействия.

Очень хочется, чтобы между пассажироперевозчиками и администрацией было полное взаимопонимание, чтобы любые вопросы решались легко и без напряжения. И это возможно – с теми, кто работает на совесть, выполняет все свои обязательства, имеет достойный транспорт, оснащенный системой ГЛОНАСС и так далее. Но, к сожалению, есть и такие перевозчики, которые игнорируют пожелания городских властей. А значит, с ними мы будем общаться иначе, воздействовать уже не пряником, а кнутом.

Я особо подчеркну, что ни о каком предвзятом отношении администрации к тому или иному перевозчику не может быть и речи, фактор какой-то личной заинтересованности должен быть исключен.

 Игорь Яшин, депутат Рязанской городской Думы, руководитель комитета по городскому хозяйству, член рабочей группы по контролю за коммерческими перевозками:
— Безусловно, самый важный вопрос — это регулярность транспортного сообщения, соблюдение водителями маршруток четкого расписания. Мы рассматриваем и такой вопрос, как форма одежды. В Рязани есть несколько ателье, где разработали форму для водителей, туда уже сейчас можно прийти и приобрести ее. Некоторые перевозчики так и сделали. Хотелось бы, чтобы у водителя каждого транспортного средства был приличный вид.

Нужно понимать еще один момент: если я водитель и я хорошо одет, то щеткой мыть свою машину из лужи, скорее всего, не буду, как и ремонтировать ее где-то в кустах. И текущий ремонт, и помывка должны производиться в специально предназначенных для этого местах. Мойка — это вообще больной вопрос. Муниципальный транспорт — автобусы, троллейбусы — каждое утро выходят на линию чистыми, причем и снаружи, и внутри. И мы будем требовать такого же подхода от коммерческих перевозчиков.

О том, что некоторые водители маршруток курят за рулем, я вообще молчу: это надо исключить! Обязательным должно быть вежливое отношение водителя маршрутного такси к пассажирам, культура обслуживания должна быть на высоте, независимо от личных проблем!

Михаил Колкер



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30