Подробности

Наука

Век живи, век учись

27.08.2013

Иногда говорят, что сейчас мода на знания. Хотя эти два понятия в принципе несовместимы. Мода — нечто преходящее, легковесное. А знания, как известно, — сила! Но в жизни не все столь однозначно.

Еще не утихли летние страсти по поводу определения молодежи в учебные заведения. Люди побогаче были озабочены поиском самых лучших вузов: модно сейчас учиться если не в Кембридже, то, скажем, в МГУ. Но, с другой-то стороны, хорошие знания наследников — надежная поддержка семейному капиталу.

Те, у кого капитала нет, тоже в большинстве своем хотели, чтобы их дети учились в вузах — пусть даже не в очень престижных, иногда — абы каких… Следование пресловутой «моде» вроде бы налицо, но дело в том, что высшее образование дает вполне реальное право надеяться на хорошо оплачиваемую работу.

В самих вузах, помимо обязательного образования, очень часто дают теперь и дополнительное. Отделения, факультеты по разным направлениям являются неплохим источником пополнения внебюджетных средств. В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина из факультета вырос и уже несколько лет действует институт непрерывного образования. Однако созданию его, как говорит директор Елена Петровна Осипова, способствовали не только «материальные» причины…



Е.О.: В наши дни принципиально меняется сам подход к образованию. Времена, когда человек, получив диплом о высшем образовании, был уверен, что приобрел на всю жизнь все необходимые ему знания, безвозвратно прошли. Мы живем в стремительно меняющемся мире, где информация быстро устаревает, и существует колоссальная потребность в ее обновлении.

Есть еще и такой фактор: сегодня программы, по которым обучают студентов, имеют очень узкую направленность. Вот вам пример: на факультете русской филологии и национальной культуры есть программа «педагогическое образование» с возможными профилями «русский язык», «литература» и «русский язык и литература». Все это — в соответствии с федеральным стандартом. Можно соглашаться или не соглашаться с таким дроблением единой специальности «учитель словесности», но факт есть факт. В других случаях, при подготовке, например, по техническим специальностям, подобная узость учебной программы даже и оправдана, потому что способствует более глубокому освоению профессии. Так или иначе, но учебные программы сужаются, и у студентов возникает необходимость в получении дополнительных знаний. Во многих случаях сейчас требуются экономические, юридические знания, владение иностранным языком и т. д.

Наш институт может предложить им дополнительные курсы, по окончании которых выдается сертификат. За время освоения основной образовательной программы студент может получить также и дополнительную квалификацию, а с нею и диплом. Так что некоторым студентам при выпуске мы вручаем сразу два профессионально, а может быть, и жизненно важных документа.

Из опыта работы деканом знаю, что дополнительные знания не остаются мертвым грузом. Благодаря своим сертификатам выпускники-культурологи находят себе применение в качестве экскурсовода, работников музеев, библиотек. Что касается дополнительной квалификации, то, пожалуй, самой большой популярностью у молодежи пользуется курс «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Молодым экономистам, юристам, социологам и историкам, тем же специалистам по русской филологии дополнительное знание иностранного языка в своей сфере деятельности открывает очень широкие возможности. Например, учителя русского языка могут преподавать его как иностранный. Интересно, что, когда после курса «Теория и методика русского языка как иностранного» студентов попросили поделиться своими впечатлениями в анкетах обратной связи, некоторые из них (студенты института иностранных языков) дали приблизительно такой отзыв: узнали много нового о родном языке, чего не успели постигнуть в короткое время университетских лекций.

Вот это направление — дополнительное изучение иностранных языков — мы в перспективе будем всячески развивать. Университет имеет богатый потенциал для этого.

Р.В.: Если посмотреть список дополнительных образовательных программ, которые институт предлагает студентам, можно найти немало любопытного и полезного, что не только в работе, но и в жизни пригодится, например: «Создание персонального имиджа», «Психология отношений мужчин и женщин», «Лечебная физкультура и массаж», «Клубный танец»… Но это для студентов. А что может дать институт непрерывного образования среднему возрасту? И насколько это нужно? Например, в Москве, где всяческих дополнительных образовательных услуг предлагается необычайно много, их получают лишь… 3 процента трудоспособного населения.
Е.О.:
Конечно, мы, прежде всего, ориентированы на студентов, но непрерывное образование предполагает охват населения всех возрастов. Жизнь у людей складывается по-разному, и бывает так, что надо получать дополнительную квалификацию к тому диплому, который уже имеется. У нас есть программы профессиональной переподготовки — для тех, у кого есть высшее образование, но нужна другая, не связанная с дипломом квалификация, — и программа эта востребована. Работает программа «Преподаватель высшей школы», потому что в городе есть вузы, где преподают люди, не прошедшие психолого-педагогическую подготовку. В этом году, летом, мы уже вручали дипломы группе слушателей, в которой были преимущественно преподаватели-офицеры.

Время ставит вполне определенные задачи. Мы сотрудничаем с региональными министерствами, и не раз поднимался вопрос о подготовке, например, специалистов по программам «Управление в сфере культуры», «Управление в сфере образования». Надеюсь, что совместно с региональным министерством культуры и туризма будем готовить менеджеров в сфере культуры, сейчас разрабатываем учебную программу.

Программы дополнительного образования могут быть практически по любому из направлений, которые реализует наш университет.

Недавно мы получили предложение от благотворительного фонда из Санкт-Петербурга «Ключ» поработать с теми людьми, которые имеют намерение стать приемными родителями. Может быть, это не вполне то, что обычно называют дополнительным образованием, но зато — как бы исконно наше. Ведь мы многие годы были педагогическим вузом, это наша школа, опыт, традиции…

Р.В.: Институт непрерывного образования был некоторое время назад известен в Рязани своими публичными лекциями, которые собирали и молодых, и старых. Теперь они за рамками института. Неужели «третий возраст» будет забыт?
Е.О.:
Ни в коем случае. Если нам предложат разработать и реализовать какие-то программы для пенсионеров — например, по изучению компьютера — мы с удовольствием это сделаем, будем вести занятия.

«Университет выходного дня», где преподаватели читали популярные лекции для широкой аудитории, в рамках нашего института себя исчерпал. Но дело это было хорошее еще и тем, что объединяло разные поколения людей. В обществе сейчас это очень востребовано. И мы обязательно будем думать над тем, какую предложить новую форму населению — и познавательную, и объединительную…

Пословицу «Век живи, век учись» русский человек иногда продолжает так: «…и дураком помрешь». Но это, если вдуматься, не противоречит главному тезису, а лишь подчеркивает необходимость непрерывного познания.

Татьяна Банникова



Метки: образование, РГУ


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30