Подробности

Память

История под открытым небом

21.09.2013

В рабочем посёлке Тума создан небольшой музей узкоколейной техники под открытым небом.

Дороги узкоколейного типа начали строить в России в конце XIX века — они были дешевле в постройке и экс­плуатации по сравнению с железными дорогами стандартной ширины. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить более легкие мосты через ручьи и реки. Многие километры узкоколейных дорог были проложены по труднодоступным лесам Мещеры для вывоза древесины и торфа.

Юркие паровозики, будто упряжка рабочих лошадок, тянули сквозь февральскую стужу, сквозь разлившиеся по весне болота составы, груженные заготовленной древесиной, поезда с рабочими и их озорными детьми. Но рано или поздно каждый поезд приходит на конечную станцию...

Так случилось и с узкоколейной железной дорогой в Рязанской области. До последних лет в регионе существовала узкоколейная пассажирская ветка Тума – Голованова Дача, но сегодня эту железную дорогу разобрали. Экономическая нецелесообразность эксплуатации и содержания подвижного состава сказали свое веское слово. К счастью, узкоколейка не исчезла без следа — мы учимся ценить наше прошлое, не только искать в нем плохое, но и собирать в единую мозаику наши замечательные подвиги, открытия и изобретения.

В рабочем поселке Тума на станции Тумская руководство «Горьковской железной дороги» создало небольшой музей узкоколейной техники под открытым небом.

Здесь представлены пассажирский вагон, вагон-платформа, путевой снегоочиститель, тепловоз ТУ-А7. Неплохая сохранность каждого экспоната и сопроводительные пояснительные таблички вполне позволяют не только набраться впечатлений, но и получить элементарные знания о нашем железнодорожном прошлом.



ТУ-А7 (дата выпуска — июнь 1987) — тепловоз советского, позднее — российского производства, спроектированный для узкоколейных дорог (собственно аббревиатура ТУ расшифровывается не иначе как «тепловоз узкоколейный») в 1971-1972 годах на Камбарском машиностроительном заводе (Удмуртия) для замены устаревших моделей ТУ-2 и ТУ-4. Всего была выпущена 3 361 подобная машина.

По причине ликвидации узкоколейного подвижного состава во многих регионах и из-за экономической не­стабильности страны в начале девяностых выпуск тепловозов в 1994 году был прекращен. Однако, спустя десять лет производство ТУ-А7 возобновили. Интерес к подвижному составу такого формата стали проявлять набирающие популярность детские железные дороги. Вероятнее всего, последний на сегодняшний день тепловоз ТУ-А7 был произведен летом 2009 года для Хабаровской детской железной дороги.

Удивительно, но последний рестайлинг или, если хотите, модернизацию тепловоз прошел еще в 1986 году и до настоящего времени выпускался без существенных изменений. Модель оказалась очень удачной и до сих пор радует пользователей железных дорог в других регионах.

Окна тумского тепловоза-экспоната зашиты металлическими листами (может, так оно и лучше), и заглянуть в кабину не получится, поэтому расскажем в нескольких словах о внутреннем убранстве ТУ-А7. В кабине машинистов расположены два абсолютно одинаковых пульта управления и удобные сидения, регулируемые по высоте. Конструкция салона предусматривала перемещение сидений вдоль кабины.

Снегоочиститель плужный СО 750 (дата выпуска — 1956 год) предназначен, как нетрудно догадаться, для очистки путей от снега или отвалов торфа, который в огромном количестве перевозили когда-то узкоколейные составы. Выпускался на том же Камбарском машиностроительном заводе исключительно с деревянным кузовом, с ручным приводом и печкой-буржуйкой для обогревания дорожных рабочих в холодные месяцы. Снегоочистители позволяли пробиваться сквозь снег глубиной до 1,5 метров.

Классный вагон (дата выпуска — март 1991) — четырехосный пассажирский вагон для железных дорог с колеей 750 миллиметров, где в качестве несущей конструкции используется сам корпус вагона. Выпускались с 1955 года на Демиховском вагоностроительном заводе (Орехово-Зуево). В настоящее время пассажирские вагоны такого типа выпускаются на Камбарском машиностроительном заводе ограниченными партиями, опять-таки преимущественно для нужд детских железных дорог. Оборудованы они, как и их старшие собратья (вагоны для широких железных дорог), ручным и автоматическим тормозами, санузлом и отопительной системой.

В вагоне 40 посадочных мест, хотя максимальная его вместимость, согласно паспортной документации, с учетом стоячих мест доведена до 96 пассажиров. Правда, те, кто пользовался в свое время узкоколейными вагонами, сильно сомневаются, что в небольшое внутреннее пространство пассажирского вагона можно «впихнуть» добрую сотню человек.

Производство не ограничивалось выпуском стандартных сидячих вагонов — на заводе в Подмосковье были разработаны несколько специализированных вариантов: вагон — медицинский кабинет, вагон-столовая, вагон — механическая мастерская, вагон для отдыха персонала, представительский вагон.



Платформа (дата выпуска — июль 1990). Среди всех вагонов и локомотивов, выпущенных для нужд узкоколейных железных дорог, именно платформы занимают по количеству произведенных единиц уверенное первое место.

Делятся они на две категории: универсальные, предназначенные для широкого спектра перевозимых грузов, и специализированные, предназначенные для работы только с определенными тяжестями.

В Туме представлена универсальная платформа грузоподъемностью 23 тонны, а максимальная грузоподъемность узкоколейных платформ составляет 38 тонн.

Евгений Баранцев



Метки: Тума, РЖД


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30