Подробности

Регион

Местный спецназ

24.05.2010

Исследователи современной российской прессы единодушно отмечают, что сектор специализированной печати в системе отечественной журналистики является самым быстрорастущим и динамично развивающимся.

При этом главной причиной, обеспечивающей устойчивую тенденцию роста этого сегмента СМИ, называют увеличение числа узких рынков в экономике.

По понятиям
В течение последних лет наблюдается рост многих рынков. Они становятся платёжеспособными, следовательно, интересными как для потенциальных рекламодателей, так и для издателей специализированных СМИ. Кроме того, конкуренция между игроками в таких сегментах становится жёстче, стоимость информации растёт, а значит, можно говорить о стабильном спросе на специздания. В частности, к наиболее привлекательным для издателя отраслям эксперты причисляют топливно-энергетический комплекс, АПК, а также менее «масштабные», но зато более массовые сферы — полиграфию, строительство, IT-технологии, связь, транспорт и др.  

Насколько это утверждение соответствует действительности вообще и рязанской в частности — вопрос спорный. Прежде всего, потому, что остаётся до конца не выясненным, какие СМИ следует относить к типу «специализированные». Далеко не каждая типология СМИ, существующая в отечественной теории журналистики, выделяет специализированные СМИ как самостоятельный класс. Между тем, в тексте Федерального закона «О средствах массовой информации» этот термин встречается, но трактуется он весьма расплывчато: «специализированным средством массовой информации считается такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого законом установлены специальные правила».

Определение специализированного СМИ можно встретить ещё в одном российском законе — «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот документ вкладывает в понятие специализированных средств массовой информации более широкий смысл: в пункте 7 статьи 50 специализированными названы культурно-просветительские, детские, технические, научные и другие издания. В свою очередь. Гильдия издателей периодической печати РФ в 2004 году разработала проект единого отраслевого классификатора печатных СМИ, где выделяются не специализированные, а отраслевые и узкопрофессиональные издания, содержание которых представляет интерес только для лиц, профессионально связанных с определённой отраслью или сферой управленческой, производственной, коммерческой и тому подобной деятельности.

И всё-таки, при решении вопроса о том, является ли какое-либо средство массовой информации специализированным, большинство исследователей исходит из тематической направленности его публикаций. Если издание полностью посвящено той или иной отрасли промышленности или отдельной науке, его следует считать специализированным. При скромной попытке классифицировать рязанские периодические издания было использовано именно это определение.

Прежде чем перейти непосредственно к предмету разговора, добавим ещё несколько штрихов к характеристике специализированных СМИ, взятых из типизации зарубежной периодики. Например, в мировой практике считается, что специализированная пресса — явление в журналистике второго («второэтажного») порядка. Главную роль в ориентации читателя в социуме играют массовые газеты универсального типа («всё и для всех»). Специализированные же издания удовлетворяют интересы аудитории в дополнительной информации, рассчитанной на половозрастные особенности аудитории и её различные интересы в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому в западных странах универсальная пресса обитает на газетных полосах, а специализированная размещается в журнальных формах периодики. У нас же дело обстоит иначе — рязанские специздания, даже имея журнальный формат, позиционируются как газеты. Кстати, исследователи отечественной периодики от науки отмечают, что это явление свойственно российскому рынку печати в целом и называют его «феноменом функционирования СМИ».

По нашей информации, печатные специализированные СМИ Рязани в 2010 году представлены десятью газетами и одним журналом. Спецпресса региона распределена по нескольким тематическим направлениям. Две газеты посвящены рынку недвижимости. Две — автомобильному рынку. Ещё две предназначены для тех, кто интересуется поиском работы и подбором кадров. Одно издание специализируется на медицинской тематике потребительского характера. Есть газета, предназначенная специалистам агропромышленного комплекса. Выпускаются практическая газета для предпринимателя и газета, предоставляющая информацию о рынке отделочных и строительных материалов.

Поимённо
Региональный рынок недвижимости освещают два издания — газета о недвижимости «Дом.Строй» и газета «Недвижимость Рязани». Оба издания зарегистрированы как рекламные. Первое на рязанском рынке периодики появилось в 2000 году и до 2009 года оставалось единственным специализированным изданием в регионе о недвижимости. Рождению такого издания сопутствовали определённые обстоятельства. «Развитие регионального рынка недвижимости, наиболее активно проявившее себя в конце девяностых годов, привело к объективной потребности в качественно новом средстве массовой информации, которое бы включало в себя информационную и образовательную функции, способствовало как дальнейшему развитию рынка, так и объединению его профессиональных участников», — эта выдержка из истории газеты, опубликованной на сайте издания, в полной мере соответствует действительности. На протяжении всех лет существования, «Дом.Строй» строго придерживался выбранной миссии, публикуя не только журналистские обзорные материалы, преимущественно аналитического характера, но и взяв на себя задачи мониторинга и анализа регионального рынка недвижимости. Редакции газеты принадлежит авторство в оригинальной подаче материалов о рынке недвижимости в ряде уникальных изданий справочного характера — ежегодных справочников «Недвижимость Рязани», «Вестник строителя», а также ежеквартальных приложений «Новостройки Рязани» и «Коммерческая недвижимость».

«Дом.Строй» имеет формат А4, печатается на газетной и офсетной бумаге в 1 и 4 краски, выходит 1 раз в неделю объёмом в 102 полосы и тиражом в 1 тысячу экземпляров. Распространяется на территории Рязани и области преимущественно через киоски «Роспечать» по цене 15 рублей за экземпляр. Газета «Недвижимость Рязани» выделилась как самостоятельное издание из универсальной рекламной газеты «Ярмарка» в 2009 году. В принципе, контент газеты и графическое оформление является практически полной копией газеты «Дом.Строй», включая инфо-графику, карты и экспертные мнения специалистов регионального рынка недвижимости. Газета имеет A3 формат, выходит 2 раза в неделю объёмом 104 полосы и общим недельным тиражом в 1 400 экземпляров, имеет аналогичную «Дом.Строй» форму распространения, а стоимость — 10 рублей за экземпляр.

На предоставлении информации о строительных и отделочных материалов специализируется газета «Стройка», также зарегистрированная как рекламное издание. Текстовое наполнение газеты формируется рекламными материалами и перепечатками из интернет-ресуров аналогичной специализации. Из 40 полос А4 формата до 80% газетной площади занимают рекламные модули. «Стройка» выходит 1 раз в неделю тиражом в 4000 экземпляров и распространяется бесплатно по офисам предприятий Рязани и области.

На автомобильной тематике специализируются региональный выпуск газеты «За рулём — Регион. Рязань, Тула» и «Авторынок Рязани». «За рулём» выпускается с 2006 года (дата регистрации издания) в журнальном варианте на мелованной бумаге, является неплохим образцом полноцветной полиграфии. Контент газеты представлен как рекламными, так и авторскими материалами аналитической и потребительской направленности. Тираж «За рулём — Регион. Рязань, Тула» — 6000 экземпляров, распространяется газета в Рязанской и Тульской областях по 25 рублей за экземпляр. История создания «Авторынка Рязани» сродни истории газеты «Недвижимость Рязани» — она также «отпочковалась» от универсальной прародительницы, которой также является «Ярмарка». 5 из 24 полос занимает новостной блок, перепечатанный со специализированного интернет-ресурса. 19 полос вмещают в себя объявления о продаже и покупке автотранспорта, рекламные модули рязанских автосалонов и автопредприятий, а также рекламу массажных салонов для мужчин. Газета A3 формата выходит 1 раз в неделю тиражом 1200 экземпляров и продаётся за 7 рублей.

Газета для тех, кто стремится к успеху, «Имидж и здоровье» зарегистрирована в 2003 году, имеет А4 формат, офсетную полноцветную полиграфию, выходит тиражом 5000 экземпляров и распространяется в административных зданиях и офисах бесплатно. 20 полос заполнены преимущественно текстовой информацией — авторскими материалами, посвященными известным в Рязани персонам в медицинской сфере, новым медицинским технологиями, рекламными материалами медицинских учреждений.

В декабре 2009 года рязанская периодика пополнилась изданием под названием «Аграрный вопрос». Газета, учредителем и издателем которой является ООО «Агробаза», выходит тиражом 3000 экземпляров и распространяется по адресно-именной базе бесплатно. 20 полос чёрно-белого офсетного издания отданы рекламным материалам о региональных сельхозпроизводителях, вопросам растение- и животноводства, федеральным и местным новостям отечественного агропромышленного комплекса. На год раньше, в конце 2008 года было зарегистрировано ежемесячное издание для малого бизнеса «Практическая газета для предпринимателя». Название газеты предполагает отнесение этого СМИ к категории деловой прессы, однако содержание издания представляет собой специализированную информацию, предназначенную в большей степени специалистам финансовой и налоговой сфер. Газета почти не содержит рекламы, издаётся тиражом 4000 экземпляров и продаётся в киосках и ряде торговых предприятий Рязани за 30 рублей.

Решить профессиональные и кадровые вопросы призваны издания «Экстра Конкурент» (издательский дом «Экстра Шанс») и очередная дочка «Ярмарки» — газета «Работа + Обучение». «Экстра Конкурент: всё о работе!» имеет формат А4, чёткую структуру — текстовые материалы консультационного характера дополняют объявления о свободных вакансиях на предприятиях Рязани и области, предложения рекрутинговых агентств и резюме соискателей. «Работа + Обучение» состоит исключительно из объявлений «ищу» и «требуется» и рекламных модулей предприятий и учебных заведений. Иногда, нарушая специализацию, в газете публикуются объявления типа «продам пиломатериал» и «выведу из запоя». Обе газеты можно купить рязанских в киосках. Завершает список рязанских специзданий журнал «Рязань Мебель», издаваемый 7-тысячным тиражом дважды в месяц и распространяемый через киоски за 10 рублей. На 32 полноцветных глянцевых полосах журнала размещены рекламные модули рязанских мебельных предприятий, несколько статей рекламного характера и множество перфорированных купонов, дающих возможность их предъявителю получить скидку при покупке мебели.

Светлана Максимова, старший преподаватель кафедры журналистики РГУ им. С А. Есенина

«Совет директоров», №20/2010


Метки: «Экстра Конкурент», «Ярмарка», «Рязань Мебель», «Аграрный вопрос», «Авторынок Рязани», «Недвижимость Рязани», «Дом.Строй», «Стройка», «За рулём», «Имидж и здоровье», «Практическая газета для предпринимателя»


Поиск

17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

17:55
Рязанец заплатил более 400 тысяч рублей долгов по алиментам

17:45
Заявление об избиении детей в Рязани в полицию не поступало

17:21
Аналитика МТС Travel: рязанцы всё чаще совмещают командировку и отдых

17:02
В рязанском регионе воздух днём прогреется до 14 градусов

16:47
Рязанцев приглашают на филателистическую выставку «О той войне…»

16:31
Подборка фильмов для слабослышащих рязанцев теперь на KION

16:27
За три месяца 2024 года в рязанском регионе выявили 24 фальшивки

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31