Рязанский аэропорт в Протасово избавит Москву от воздушных пробок |
26.09.2014 |
---|
Комсомолка выясняла, как в Рязанской области будут использовать бывший военный аэродром.
Бесконечный марафон
Виктор Аксенов, 36 лет прослуживший в элитных частях ВДВ, занялся судьбой аэропорта Протасово еще в 2004 году. Просто потому, что по-другому не мог. Не мог десантник спокойно смотреть, как простаивает отличная взлетная полоса, а вокруг разворовывают все, что могут: мародеры разбирали даже полы в корпусах, а крышки от канализационных люков сдавали на металлолом. В итоге от военного городка остались стены, а от аэропорта — заброшенная взлетная полоса и пара ветхих зданий.
Когда-то все было иначе. В советские годы аэродром «жил» — был учебно-авиационным центром ДОСААФ, в котором готовили летчиков и парашютистов для вооруженных сил. Действовал полноценный военный городок со своими столовой, клубом, узлом ЖКХ, скважинами и котельной. Какое-то время здесь даже размещался вертолетный полк ВВС, перебазированный из Германии. В 1998 году военные ушли, и жизнь кончилась.
Пустырь со стенами — все, что осталось к 2004 году. Все это время аэропорт принадлежал Минобороны РФ, однако после того, как оттуда съехали последние военные, ведомство объектами не интересовалось. По идее, аэродром мог бы использоваться для областных нужд. Но местные власти заниматься восстановлением не могли — бюджетные средства на восстановление уйдут, а военные потом все заберут назад. Смысл?
Единственный вариант — перевести аэропорт на баланс области. Этим 10 лет назад и занялся Виктор Федорович. Только забрать аэропорт у военных, даже если он им даром не нужен, оказалось почти невозможно. Главное препятствие — это даже не нежелание отдавать, а сама процедура — в документах утонуть можно. Зато удалось добиться того, что к 2005 году рязанские власти взяли часть земли на баланс, чтобы хоть какие-то постройки сохранить.
Тем временем идею передачи аэропорта области Виктор Аксенов не оставлял. Осаждал Генштаб и Минобороны до тех пор, пока не получил «добро». Когда же в 2008 году оставались последние «бумажные» детали, министром обороны назначили Анатолия Сердюкова. Вступив в должность, он сразу же остановил все дела по передаче объектов ведомства — нашего аэропорта в том числе. И тупик, никаких шансов. До 2013 года, когда Сердюков скоропостижно покинул свой пост.
— Сергей Шойгу в первый же месяц в должности министра обороны принял решение передать аэропорт Рязанской области, — говорит Виктор Федорович.
Такой оперативности никто не ожидал — это был настоящий сюрприз, особенно после девяти лет безуспешной борьбы. В немалой степени это заслуга губернатора Олега Ковалева, который все это время не оставлял попыток пробить стену в Минобороны.
Однако впереди снова оказалось море бумажной волокиты: в рамках реформы вооруженных сил аэропорт столько раз по документам передавали из одной военной части в другую, что для сведения концов с концами потребовалось еще… почти 1,5 года. Наконец-то в мае 2014-го акт приема-передачи подписали представитель Департамента имущественных отношений Минобороны и первый заместитель регионального правительства Олег Булеков. «Уже» в сентябре директор аэропорта получил доверенность и копию приказа о передаче объектов. Остался последний рывок — зарегистрировать аэропорт в госреестре. Если повезет, все завершится в октябре этого года — аэропорт перейдет в оперативное управление области.
Финансирование аэропорта из областного бюджета началось в 2008 году, когда казалось, что он вот-вот будет наконец-то у региона. Пусть небольшие средства, но поступали. В итоге удалось остановить мародерство, понемногу начать восстановление. За это время привели в порядок здание командно-диспетчерского пункта, подготовили помещение для управления воздушным движением, огородили ту часть аэропорта, что прилегает к военному городку, поставили охрану. Да какую!
— А дайте удостоверение посмотреть, — так встретил корреспондента «Комсомолки» уже второй на пути охранник в сентябре 2014-го. — Я фото посмотрю.
В жизни никто так не проверял… Так что за безопасность этого объекта можно быть спокойным. Кстати, еще три года назад такого охранного пункта не было — здесь основательно готовятся к большой работе.
Грузовой аэропорт на иностранные деньги?
Что может появиться на месте бывшего военного аэродрома? Варианта два: либо грузовой, либо пассажирский аэропорт. Возможен и смешанный вариант, но это со временем. А если привлекать инвесторов, то под что-то одно — так работают эти компании. Областная казна в одиночку реконструкцию не потянет: у нас весь бюджет 35 миллиардов в год, а на восстановление аэропорта нужно порядка 5 миллиардов.
В 70-е годы пассажирские авиаперевозки в Рязанской области были обычным делом. В райцентры постоянно летали небольшие самолеты, по 4-6 рейсов в день! В парке было 104 самолета: сначала Ан-2, потом добавились Л-410. Соответственно — налаженная работа пилотов и техников, устойчивые маршрутные сети, и… привычка людей. А сейчас даже по России скорее поедут, а не полетят.
— С тех пор слишком многое изменилось. Расширилась сеть автомобильных дорог, маршрутная сеть железной дороги. Люди к ним привыкли, и поедут через Москву, даже если из Протасова будет дешевле. Переломить стереотипы очень сложно, — говорит Виктор Аксенов. — Это и останавливает инвесторов. А ведь еще нужно наладить работу с авиакомпаниями.
Для начала проще сделать грузовой аэропорт. Кстати, три иностранные компании уже обращались в Рязанскую область: две из Турции и одна из Китая. Наши такую активность не демонстрируют.
— Российские компании интерес проявляют, но они хотят, чтобы все окупилось за два-три года. С аэродромами так не получится, срок окупаемости 10-15 лет, — говорит Виктор Федорович. — Иностранцы же готовы работать с «длинными деньгами», и намерения у них серьезные.
Сейчас главное — подготовить экономическую выкладку для инвесторов. Проанализировать возможности аэропорта, его востребованность, логистическую схему. Еще один нюанс — близость Москвы. Казалось бы, это может помешать — конкуренция. Однако на практике наоборот — небо над столицей настолько загружено, что порой возникают настоящие воздушные «пробки»: 82% всех воздушных перевозок страны приходятся на три московских аэропорта, четыре года назад было 43%. Так что разгрузка неба над столицей просто необходима. Ну а двигаться дальше по России грузы могут и от Протасова. Здесь для этого все есть: рядом железная дорога (1 км), федеральные трассы М5 (300 м) и М6 (7 км), река Ока (3 км).
Разработать аналитический проект должна специализированная организация. Чтобы его заказать, и ждали окончательных документов из Минобороны — анализ этот не дешевый, а бюджетные деньги подотчетны. Теперь ждем — будет аналитическая выкладка, будет что предъявить потенциальным инвесторам. Благо они есть.
Международные рейсы Рязань принимать не будет
Несмотря на то что в Рязанской области целых три аэропорта, надеяться на открытие международного не приходится. Дягилевский плотно используют военные, и гражданских никогда туда не пустят. В Турлатове полноценный аэропорт не позволит сделать короткая взлетная полоса — всего километр. В Протасове полоса в 2 километра по геометрическим параметрам может принимать даже Боинги. Но требования для создания международного аэропорта очень строгие (от светотехники до систем навигации), и на модернизацию потребуется несколько десятков миллионов евро.
Информация к размышлению
Раньше в стране было 1302 аэропорта, сейчас 297. Притом что для нормального функционирования гражданской авиации на уровне межрегиональных перевозок нужно минимум 500 аэропортов — таковы выводы «Центра стратегических разработок в гражданской авиации».
Кстати
От Тамбова до Москвы 500 км. Билет на самолет на 200 рублей дешевле, чем на поезд, и люди летают стабильно — два рейса в день. Правда, субсидирует разницу с ж/д перевозками областной бюджет.
27.11.2024 21:04
В Рязанской области строят завод по производству йогуртов и сливок
27.11.2024 17:56
Опубликованы результаты слушаний по проекту застройки в районе улицы Совхозной в Рязани
27.11.2024 16:32
Рязоблдума приняла в первом чтении проект регионального бюджета на 2025-2027 годы
27.11.2024 14:48
Мэрия Рязани разыскивает наследников четырёх квартир и дома
27.11.2024 10:08
В Рязани масштабно благоустроят улицу Павлова
26.11.2024 20:47
Рязанский губернатор Павел Малков поручил разобраться в случаях отключения света после урагана
26.11.2024 15:23
Ростелеком: Начались съёмки сериала по мотивам повести Бориса Полевого «Доктор Вера»
26.11.2024 14:51
Компания «Октафарма-Фармимэкс» расширит сотрудничество с РГУ в сфере подготовки кадров
26.11.2024 14:32
В честь дня рождения «Зелёный сад» не только получает подарки, но и дарит их
26.11.2024 12:59
Экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль будет преподавать в РГУ
26.11.2024 12:30
В Рязани установят восемь пунктов автоматизированного учёта интенсивности дорожного движения
26.11.2024 11:50
В Рязани подвели итоги театрального фестиваля «Свидания на Театральной»
26.11.2024 11:26
Правительство Рязанской области закупит ещё четыре автомобиля «Москвич 6»
26.11.2024 11:01
В Нижнем горпарке Рязани высадят деревья и разобьют клумбы
25.11.2024 21:14
На новый мост через реку Оку под Рязанью выделили 18 миллиардов рублей
25.11.2024 15:43
Фестиваль «Свидания на Театральной» в Рязани состоялся при поддержке Роснефти
25.11.2024 13:25
На новогоднее оформление Рязани хотят потратить 15 миллионов рублей
25.11.2024 11:20
И. о. ректора РГУ Дмитрий Боков предложит изменить законодательство в части стипендий
25.11.2024 10:05
Рязанская область вошла в Топ-10 регионов по приверженности населения здоровому образу жизни
25.11.2024 09:05
Рязанцы оценили комедийную постановку Озёрского драмтеатра «Скупой»
24.11.2024 14:36
Академия ФСИН России сделала заявление по поводу смерти студентки III курса
24.11.2024 11:31
Рязанцам на театральном фестивале показали «Записки сумасшедшего»
23.11.2024 12:55
Рязанцы оценили комедию иллюзий нижегородского детского театра
22.11.2024 17:24
«Зелёный сад» строит новый участок дороги в Московском районе
22.11.2024 16:50
И.о. начальника управления энергетики и ЖКХ Рязани назначен Михаил Палачёв