Подробности

Молодость

Третий звонок на экзамен

24.06.2010

На этих экзаменах не помогут шпаргалки. Не спасут подсказки соседа и не снизойдёт всемогущая «халява».

Здесь можно надеяться только на выработанные в многотрудных репетициях навыки, ну и, пожалуй, на такую неуловимую материю, как актёрское вдохновение. 19 и 20 июня в Рязанском театре на Соборной молодые актёры, студенты III курса Ярославскою государственного театрального института (ЯГГИ), сдавали сессию по творческой практике.

Уже который год в театре на Соборной проходит своеобразный эксперимент: при поддержке губернаторского гранта театр на своей базе совместно с ЯГТИ осуществляет подготовку актёрских кадров. Кадровые проблемы российских театров, особенно провинциальных, сейчас ни для кого не секрет. Удержать после выпуска молодую талантливую театральную молодёжь на периферии, в то время когда яркими огнями манит столица, — задача не из лёгких. Для Рязани эта проблема особенно острая: Москва всего в 200-х километрах! И пусть потом окажется, что яркие огни оказались однодневными сериалами или другими пустышками, — но драгоценное время уже утекло сквозь пальцы. Поэтому сейчас некоторые российские театры идут по пути эксперимента, обучая студентов непосредственно в своих стенах. Для театра на Соборной такой опыт уже не нов: первый набранный по этой схеме курс уже давно завершил обучение и серьёзно работает в театре. И зимой 2007 года театр совместно с Ярославским театральным институтом проводит новый набор. Полноценную теоретическую подготовку обеспечивают преподаватели ЯГТИ, периодически приезжающие в Рязань с лекционными курсами. И при этом, находясь в театре, студенты получают уникальную возможность изучения практических дисциплин непосредственно на сцене. Тем самым уже с первого года обучения молодой актёр начинает чувствовать себя частью коллектива.

Рассказывает художественный руководитель курса, заслуженный деятель искусств России Василий Грищенко:
— Уже сейчас студенты заняты практически в каждом спектакле нашего театра. Роли пока небольшие, по форме более пластические. Но есть и постановки, сделанные специально под молодых артистов. Такой стала новогодняя сказка «Белый колдун», спектакль «Мальчишки, жить!» и «Кукушкины слёзки» по рассказам Шукшина. Сейчас я планирую восстановить спектакль «День Веселения» («Пеппи Длинный чулок»), который также рассчитан на молодую труппу. Словом, планов много. Такая практика, когда актёр проходит обучение непосредственно в театре, конечно, во многом хороша, но в чём-то и опасна. Студент накапливает актёрской опыт, опыт работы в театре, который не во всём положительный. И здесь на театр возлагается большая ответственность правильно направить формирующуюся личность. В то же время и сами ребята должны чётко понимать для чего они пришли в театр, в чём состоит их задача. Только, осознав это, они могут обрести бесценный опыт работы. Обучение студента при театре — это форма, которая изначально практиковалась в русском театре. Потом школу от театра отделили, создав своеобразный инкубатор. И сейчас мы видим, что большая часть выпускников не идёт в профессию. Лишь некоторые способны продолжить свою судьбу на сцене. Многие актёры, показывавшие прекрасные результаты во время обучения, попав после выпуска в театр, не могут найти в нём своё место. Неожиданно для себя они открывают, что учёба и реальный театр — это совершенно разные вещи. Для наших студентов постижение профессии и постижение театра идут параллельно. Конечно, такая форма обучения тоже не идеальна (идеального в жизни просто не бывает), но на сегодняшний день она, пожалуй, самая прогрессивная.

Действительно, за эти три года молодые студенты крепко «вросли» в театр, получив и свою долю зрительского признания. Они стали с театром «одной крови», как говорит педагог курса, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России Ольга Прищепова. Приняв студентов три года назад под своё крыло, она буквально стала для них второй мамой. И кто ещё лучше может оценить, как растут и изменяются «театральные дети»!
— Конечно ребята меняются, становятся тоньше, деликатнее, — говорит Ольга Прищепова. — Они стали больше читать книжек! С ними становится интереснее общаться. Ведь они пришли к нам практически с улицы, в их лице мы получили года, и мы видим, как разительно они отличаются от своих сверстников! Они по-иному начинают ощущать действительность, воспринимать жизнь. Я им всё время говорю: «Ребята, вы — избранные! Вы можете то, чего не могут многие, вам это дано. Ивы должны свой талант нести через всю жизнь, оберегать его и быть за него ответственными». Сейчас уже курс устоялся, и мы можем с лёгким сердцем сказать, что при отборе сделали правильный выбор. Конечно, всем талант даден в разной степени. Но надо сказать, что очень многое зависит от работоспособности. Бывает, что природа поскупилась, но в процессе работы человек доберёт, разомнёт свои способности, как пластилин, и вылепит себя сам. А другой, не обладая трудолюбием, просто зароет свой талант в землю, и здесь уже никакие педагоги ничего не смогут сделать.

В летнюю сессию 11 студентов отчитывались по дисциплинам «Эстрадный танец», «Сценическая речь», «Сценическое движение». И, конечно же, главное испытание актёрского мастерства: 20 июня был представлен спектакль «Кукушкины слёзки». Атмосферу театральной сессии каждый хорошо может представить по любимому фильму «Карнавал», в котором героиня Ирины Муравьёвой, приоткрывая двери аудитории, попадала будто в новые миры. Так было и здесь: зажигательный эстрадный танец, зловещий «Пир во время чумы» на сценречи, головокружительные бои в лучших голливудских традициях на сцендвижении, проникновенные шукшинские истории.

Мастерство рязанских студентов оценивали не только их театральные учителя, но и ярославские преподаватели: профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Ирина Азеева, профессор, режиссёр, заслуженный деятель искусств России Александр Кузин, доцент, заведующий кафедрой сценической речи Татьяна Гуревич. Назвать комиссию «строгой», честно говоря, рука не поднимается: первый раз на сессии я видела, чтобы экзаменационная комиссия хохотала! Смех смехом, но оценивались работы при этом со всей строгостью, поскольку требования, которые предъявляются к современному актёру, как никогда жёсткие:
— Будущие актёры должны уметь всё: сегодня такой театр, — считает профессор ЯГТИ, режиссёр Александр Кузин. — Они должны блестяще владеть своим телом, хорошо разговаривать. Они должны быть внутри очень подвижны, должны быть обаятельны, красивы, свободны, быть современными и очень образованными людьми. На это и направлен процесс обучения, процесс трудный, продолжительный. И когда это удаётся, тогда мы, действительно, получаем хорошего актёра.

— Как, на ваш взгляд, изменились за три года рязанские студенты?
— Мне нравится этот курс. Мы его вместе набирали, и он растёт на моих глазах. Мальчики превращаются в серьёзных молодых людей, красивых, статных. Девочки становятся прекрасными дамами, хорошо собой владеющими, чувствующими партнера по сцене. Они не просто хорошо контактируют друг с другом на сцене — они ещё ощущают реакцию зрительного зала. А это и есть те профессиональные навыки, которые должны быть присущи каждому артисту. Сейчас ребята на третьем курсе и их уже начинают вводить в спектакли. И это правильно, потому что в это время начинает закладываться школа. И ещё мне понравилось, что артисты театра участвуют в тренинге студентов. Казалось бы, они уже окончили институт и уже давным-давно сданы все зачёты, но они выходят и помогают студентам на показах! В этом есть ещё один плюс такого обучения: студенты будут избавлены от стрессов при поступлении в театр. Театр не всегда принимает молодого актёра с распростёртыми объятиями... Но здесь я вижу отсутствие барьеров между актёрами и студентами, театр их принял за своих.

— Танец, речь, движение — это всё-таки форма. А как заложить в молодого актёра содержание? Мастерство актёра — этому вообще можно научить?
— Научить нельзя. Можно научиться. Как говорят: не я делаю упражнение, а упражнение делает меня. Если упражнение правильно выполнять, то оно будет формировать личность человека. Танец, речь, движение — это технология актёрского мастерства. На спектакле «Кукушкины слёзки» мы увидели серьёзную актёрскую работу. И мне очень понравилось, что одно с другим очень зацепилось. Конечно, есть ещё некоторые проблемы, которые ребятам необходимо будет решать. И они гораздо сложнее сегодняшних зачётов. Я имею в виду глубинное постижение профессии, то, что и называется непосредственно актёрством. Танец, сценическая речь, сценическое движение — конечно, их освоить тоже нелегко, но посильно, поскольку в них есть жёсткая форма. В жёсткой форме всегда работать нелегко, полегче. А всё что касается серьёзного погружения в актёрскую профессию, это гораздо труднее. И совсем не обязательно, что ребята это освоят за время обучения. Это длинная дорога, путь всей жизни.

Вера Новикова

«Новая газета», №25/2010


Метки: Рязанский театр на Соборной, Василий Грищенко, Ольга Прищепова


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

29.04.2024 19:49
В Рязани 30 апреля ожидается тёплый день

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30