Подробности

Память

«Комсомолка» разгадала тайну немецкого бомбардировщика на Чёрном озере

13.12.2014

В поисках среди мещерских болот нам помогали рыбаки, лесники и даже председатели ТСЖ.

Легенда о черном бомбардировщике в мещерских лесах зародилась еще в семидесятых, когда рязанский писатель и краевед Николай Аграмаков, бродивший вокруг Черного озера тропами писателя Паустовского, обнаружил обломки крылатой машины, приютившиеся в зарослях кустарника неподалеку от коряжистого берега. Идентифицировать тип и принадлежность самолета Николай Николаевич не смог, но неожиданная находка оставила неизгладимый след в его душе, а самое главное, породила множество домыслов и предположений, в том числе среди друзей и знакомых.

В конечном итоге догадки и логические параллели приобрели законченную литературную форму. Художественный рассказ Николая Аграмакова, опубликованный под названием «Самолет на Черном озере», был подхвачен на «Ура!» краеведами и любителями всего загадочного и непостижимого. Ниже мы позволим себе привести фрагмент этого замечательного, без всяких преувеличений, произведения, чтобы у наших читателей сложилось наиболее полное представление о немецкой легенде.

Сбит ответным огнем
«…Немецкие бомбардировщики поочередно пикировали на цель — железнодорожный вокзал Рязань-1. Пилот одного из самолетов, Курт Вайл, дернул рычаг бомболюка. Он видел, как паутина железнодорожных путей и близлежащий дом скрылись в разрывах. Станция была важным объектом. Через нее русские слали постоянные подкрепления к Москве. Следующая смертоносная порция предназначалась расположенному неподалеку госпиталю. Курт разворачивал машину на новый заход. В тот же миг мощный удар тряхнул самолет…

Несколько секунд Курт летел без сознания. Струя встречного холодного воздуха привела его в чувство… Побелевшими пальцами Курт с трудом выровнял поврежденный самолет. Успел заметить, как позади осталось русло Оки. Он попытался встать. Может, удастся вылезти из кабины и спастись с парашютом… Резкая головная боль затуманила голову. С ужасом понял, уже не сможет ни покинуть, ни посадить машину. Был бы рядом Хорт, второй пилот. Но второго сняли из-за нехватки летчиков.

Радист не отвечал. Тяжелый бомбардировщик падал, цепляя верхушки сосен и раздирая воем уцелевшего мотора лесную тишину. Последнее, что увидел немецкий летчик, — внезапно открывшуюся черную пасть огромного озера. Пилот закричал, рванул штурвал на себя. Машина беспомощно задрала нос и, окончательно потеряв высоту и скорость, рухнула в нескольких метрах от берега».

Не правда ли, занимательный рассказ? Многократно пересказанная туристами, отдыхающими летом на расположенном неподалеку озере Черненьком, эта история обросла впечатляющими «подробностями». Так появилась интерпретация, согласно которой самолет вовсе не разбился, а приземлился на лед — пилота увезли в неизвестном направлении сотрудники НКВД, а боевая машина по весне провалилась в воду… Но до сих пор по низкой воде можно разглядеть ее останки.

К истокам военной тайны
Когда в редакции «Комсомолки» в очередной раз возник вопрос о подготовке материала, посвященного годовщине Московской битвы и освобождению рязанской земли от немецко­фашистских захватчиков, кто­то вспомнил легенду о самолете на Черном озере. Вызов был принят, и вот уже привычный городской пейзаж за лобовым стеклом автомобиля сменили «топи да болота».

Оставив свой транспорт в районе поганых торфоразработок, — поганых не потому, что они нам не по душе, а по причине того, что ведутся они вокруг озера Поганого — мы вскарабкались на высокую песчаную дюну. Наверное, именно этот остров среди бесконечных болот мшар стал ночным приютом для путешествующих в довоенные годы по мещерскому краю Константина Паустовского и Аркадия Гайдара. «Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю, в заросли ландышей» — это лишь маленький отрывок того старого путешествия, описанного в повести «Обыкновенная земля». На километры вокруг Черного озера растянулись колкие «трясины» с бесчисленными корягами и плотно разросшимся молодняком.

Мещера — диковинный край, здесь удивительным образом соседствует раздражающая обыденность и волшебство. Для тех, кто хочет видеть в нем только непролазные дебри, эта земля так и останется враждебным бескрайним лесом, для тех, кто хочет понять, — интересные открытия не заставят себя долго ждать. К примеру, на Поганом мы наткнулись на узкоколейную железную дорогу, ту самую, о которой говорили, будто она умерла… Да нет же, живая и все еще служит верой и правдой, отправляя на базу груженые вагонетки с торфом. Торфяные стога, ждущие своей очереди на погрузку, стройными рядами вытянулись вдоль местных производственных трасс — издали эти прикрытые снегом трехметровые снопы мы приняли за крыши деревенских домов и долго не могли понять, что за блуждающая деревня открылась нашему взору.

До Черного озера, а вернее, до истоков «военной тайны», осталось пройти примерно с полкилометра.

И все­таки самолет был
Последние пятнадцать метров пути пришлось буквально пробиваться через частокол поросли. Еще один шаг, одно усилие — и мы застыли на берегу озера с раскрытыми ртами… Приземистое зимнее солнце прорывалось сквозь тучи, оставляя на прозрачном льду золотистую дорожку, у берега редкие снежные дюны облепили торчащие изо льда черные коряги. Впрочем, вряд ли можно словами описать незамысловатую красоту зимней Мещеры.

За спиной послышался звук мотоцикла. Мы ждали, что неожиданные гости так же, как и мы, станут ломиться сквозь непролазный кустарник, но нет. Оказалось, что к озеру есть вполне благоустроенный подход. Эх… а мы-то тут дров наломали. Однако встреча с рыбаками открыла для нас не только «тайный лаз» к водоему, но и вывела на след разбившегося самолета.
— Здесь он неподалеку упал, но было это уже в послевоенные годы, — пояснил суровый мещерский рыбак. — Болоневские пытались его тракторами на металлолом дернуть, но только трактора посадили...
— Значит, фрагменты самолета до сих пор…?
— Да здесь он, здесь. Только найти фрагменты проблематично — заросло все сильно. Пройдите на удачу, может, и повезет.

Нужно сказать, что несколько ранее в поселке Приозерный, у тамошних старожилов, нам удалось выяснить, что самолет действительно разбился в пятидесятые­шестидесятые. Судя по рассказам­описаниям, это был реактивный, однодвигательный, одноместный истребитель серебристого цвета. Пилот успел катапультироваться и серьезно не пострадал. Спустя несколько часов после катастрофы на место ЧП прибыл военный вертолет — специалисты демонтировали самое дорогое и секретное оборудование, самолет подорвали, да так и оставили в болоте. Только вот о сохранности воздушной машины председатель товарищества собственников жилья «Приозерный» Татьяна Филимонова говорила совсем другое:
— Да растащили там все на металлолом, а то, что осталось, вряд ли найдешь в бурьяне.

Но, оказывается, не смогли утащить — не отдала Мещера своих тайн жаждущим наживы людям.
— А может, все­таки и немецкий бомбардировщик садился на лед? — в качестве «контрольного выстрела» спрашиваем у местного лесника Павла Шалашова.
— Да нет, — улыбается нашей неугомонности хранитель лесов. — Самолет на Черном озере падал только один, и было это уже в послевоенные годы. Пойдемте, провожу вас к его остаткам…

(продолжение следует)

Что это мог быть за самолет?
В небе над этой частью Мещеры пролегла воздушная испытательная зона аэродрома Жуковский. Так как в 1977 и 1978 годах неподалеку от села Криуши разбились два опытных самолета типа «Су», можно предположить, что и самолет, упавший в окрестностях Черного, также принадлежал конструкторскому бюро «Сухого». «Комсомолка» продолжит расследование воздушного инцидента полувековой давности.

Евгений Баранцев, Александр Барашин, Виктор Пахомов



Метки: Чёрное озеро


Поиск

17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30