Подробности

Деньги

За что с пассажиров на рязанских автовокзалах берут лишние деньги?

23.12.2014

Насколько законен добровольно-принудительный «страховой сбор» за проезд, разбиралась «Комсомолка».

Что такое для рязанца 20 рублей? Дешевое мороженое, поездка в маршрутке, батон хлеба среднего качества… Немного, согласитесь. Но все же деньги. Если у вас из рук выпадет «десятка», вы же за ней наклонитесь и ее поднимете, не так ли? Это значит, вы не готовы расстаться с этой суммой «за просто так». Тогда почему, покупая билет рязанском автовокзале, многие из нас так безропотно дарят эти деньги малоизвестным людям?

Автовокзал или базар?
Приходя на рынок, мы не всегда рассчитываем увидеть на товаре ценник. Сам принцип базарных отношений между покупателем и продавцом подразумевает договорное ценообразование и возможность торга. В магазине же товар без ценника — нарушение правил. Автовокзал, в нашем понимании, ближе к магазину, ведь на билеты установлена твердая цена, и снизить ее, поторговавшись с кассиром, просто невозможно. Но что мы видим, оказываясь в главном рязанском автопассажирском порту? Новый, сверкающий огнями кассовый зал, и… почти полное отсутствие информации. Расписание прилеплено скотчем на обычном листке формата А4, прейскурант на поездки отсутствует (может быть, он где-то и есть, но явно не в зоне видимости). Чем откровенно и пользуются кассиры.
— Мне билет до Москвы.
— С вас 370 рублей, — не моргнув глазом, говорит кассир.
Билетопечатающая машина извергает из себя сначала одну, а затем другую бумажку, которые сразу же вручают клиенту. И зачастую, пассажир замечает подвох уже в автобусе, ему за его же деньги всучили никчемную бумажку под названием «страховой полис». Если же это происходит у кассы… То обычно у кассира начинается состояние, близкое к истерике:
— Почему вы СРАЗУ не сказали, что вам страховка не нужна?
— Ну, так вы же и не спрашивали!
— А у меня она АВТОМАТИЧЕСКИ пробивается.
Вот те на! Добровольное страхование — и автоматически, без желания клиента.
Причем данная практика присутствует не только в Рязани, но и на других автовокзалах области.

Курочка по зернышку...
Может быть, зря некоторые пассажиры отказываются от навязанной им страховки? Может, там какие-то суперусловия, по сравнению с которыми 10-20 рублей — ничто? Однако на деле это оказывается тайной за семью печатями.
— Заметьте, что, давая вместе с билетом клочок бумаги, именуемый «страховой полис», вам никто не дает на руки договор страхования, — говорит председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов, — фактически вам вручают «кота в мешке».

На информационном стенде все-таки удается найти информацию о страхователе. Весьма скудную. Из которой можно почерпнуть следующее:
1. Страховая сумма составляет 750 тыс. рублей.
2. Данная услуга является добровольной и необязательной и не влияет на продажу билета.
3. Билетные кассиры являются агентами страховой компании…
Вот последний пункт оказался самым интересным. Ведь страховой агент получает комиссионное вознаграждение от сумм, полученных за реализацию страховых полисов. Обычно это составляет 15-20% от суммы. Даже если брать минимальный размер вознаграждения, то с каждого «добровольного» полиса кассир имеет 1,5/3 рубля. Вроде бы ничего, сущие копейки. Однако если учесть пассажиропоток…
— В среднем автобусы нашего предприятия увозят из Рязани около 3000 человек, — говорит директор автоколонны №1417 компании «Мострансавто» Николай Сиделев, — это рейсы в Москву и Коломну.
Три тысячи да на три рубля… Даже если только половина пассажиров возьмет страховку, то уже получается 45 тысяч. Да и в область, думается, в день уезжает пассажиров не меньше, чем в другие города. Конечно, кассир на крупном автовокзале не один. Но и суммы получаются не маленькие. Есть за что побороться!

Деньги выше закона?
Очевидно, что такое добровольно-принудительное навязывание дополнительных услуг является противозаконным.
— Все это указывает на то, что вероятно существует сговор между транспортной организацией и страховой компанией, — добавляет Олег Попов, — к тому же налицо ограничение конкуренции, ведь человека лишают выбора страховщика. Я думаю, что сложившейся на рязанских автовокзалах ситуацией должны заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба и прокуратура.
Понятно, что от получаемых практически за просто так денег вряд ли кто откажется. И тут остается надеяться только на контролирующие органы, ведь публикация в прессе может являться основанием для внеплановой проверки.

Стоит отметить, что «зараза» добровольно-принудительного страхования пассажиров автотранспорта хорошо погуляла по Центральной России — раньше навязывание страховых полисов практиковалось и в Туле, и в Воронеже, и в Москве… Теперь там этого нет. Извели. Интересно, а долго ли в Рязани такой порядок просуществует?

Есть мнение
Замечено, что интенсивное внедрение добровольно-принудительных страховок началось как раз после серии аварий с междугородними автобусами. Дело в том, что владелец источника повышенной опасности, к которым относится автотранспорт, несет ответственность независимо от наличия вины и в случае перевозчик должен возместить ущерб пассажирам. Но если ущерб возмещает страховая компания — с перевозчика взятки гладки. Вот они и пытаются навязать пассажирам страховку, чтобы самим не раскошеливаться.

Вырежи и сохрани
Куда обращаться в случае нарушения ваших потребительских прав на транспорте.
Управление федеральной антимонопольной службы по Рязанской обл.:
Рязань, ул. Ленина, д. 34, т. (4912) 27-44-95

Управление Роспотребнадзора по Рязанской обл.:
390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 51А, т. (4912) 92-98-07

РЕАП «Человек»:
Рязань, ул. Ленина, д. 34, т. (4912) 28-97-75.

Александр Караваев



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30