СРЕДА
5/28/2025 6:45:47 PM

Подробности

Театр

Вовремя

16.02.2015

Фото автора

14 февраля в Рязанской театре на Соборной состоялся показ эскизных спектаклей. Три актуальные постановки стали результатом недельной работы Творческих мастерских «Подросток и война».

Творческие мастерские — старый добрый и горячо любимый проект рязанского ТЮЗа, призванный привлечь в театр новых молодых режиссёров, неожиданных авторов и свежие, актуальные темы. А заодно всколыхнуть местную театральную среду — Мастерские неизменно заканчиваются круглым столом с участием экспертов, режиссёров, артистов, журналистов и неравнодушной общественности. Поговорить о судьбах театра может каждый желающий.

В этом году проект закономерно оказался посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне — целую неделю с 7 по 14 февраля рязанские артисты под руководством приезжих режиссёров пытались найти свежий подход к злободневной, хоть и изрядно заезженной теме. Сложным моментом, вернее сказать, изюминкой нынешних Мастерских стал литературный материал, выбранный для сценического воплощения. Организаторы решили отказаться от привычной драматургии, выбрав прозаические тексты. Итогом работы стали эскизные спектакли по повести Владимира Богомолова «Иван», рассказам Андрей Платонова и документальной книге писем «Детство 45-53: а завтра будет счастье», составителем которой выступила Людмила Улицкая.

Мал да удал
Показы открыл совсем короткий, 20-минутный «Иван», режиссёром эскиза выступил рязанский по происхождению и московский по месту жительства режиссёр Константин Демидов. Произведения Богомолова в основной массе отличаются полудетективным характером и лихим сюжетом — всё это Демидов не только оставил в спектакле, но и закрутил пружину интриги до отказа. Реальное действие в красноармейской землянке сопровождается немецкими сводками, рассказывающими драматическую концовку повествования, однако погибший у Богомолова Иван тут же предстаёт в образе старика-ветерана.

— Вывихнутый, гайричевский ход действия должен заинтересовать юного зрителя, — рассчитывает Константин Демидов и признаётся, что помимо темы военного детства он хотел бы поговорить о том равнодушии и цинизме, которое испытывают сегодня герои войны.
— Что-то поменялось в отношении к ветеранам, из головы нынешних ровесников Ивана выпал какой-то паззл, наша задача — восстановить его, собрать эти паззлы заново, — поведал режиссёр.

У войны женское лицо
Следом прошёл показ эскизного спектакля по платоновским рассказам молодого питерского режиссёра Антона Оконешникова. Довольно сырая сценическая работа неожиданно выплеснула на зрителя целый ушат сильных и сочных образов-символов, приправленных бережно сохранённым текстом автора. Абсолютный минимализм декораций раздвинул изначальное чёткое историческое и географическое пространство до любой точки координат в масштабах вселенной. Главный герой распадается на себя живого (в исполнении Екатерины Волковой) и себя мёртвого (Илья Кузьмин) и собирает «урожай» павших на поле сражения (каждая смерть на сцене не показывается, но сопровождается звонким ударом фасолины о стенки жестяного ведра.) Впоследствии отдельное цоканье фасолин выльется в целую канонаду выстрелов и смертей.
— Война тут оголена и сведена к взаимному убийству, — отметила эксперт мастерских, московский театровед Кристина Матвиенко.

Чтобы помнили
Показ спектаклей завершил отрывок (а ввиду изрядной продолжительности — едва ли не целый спектакль) по документальной книге Людмилы Улицкой. Как рассказала режиссёр Наталия Лапина (хорошо известная по постановке в Рязани «Танца «Дели»), книга состоит из 183 писем, своё сценическое воплощение получили лишь немногие из них. Но этого хватило, чтобы представить на сцене богатейшую коллекцию образов, историй и жизней, раскиданных от столичных коммуналок до сибирских бараков с военных 40-х до начала 60-х годов. Артисты (а в постановке задействована едва ли не вся труппа) рассказывают совершенно реальные истории совершенно реальных людей. Рассказывают весело и сквозь слёзы, перемешивая трагедии народа с совершенно комедийными моментами из быта отдельных семей. Рассказывают совершенно искренне, как о своём лично пережитом, чем и подкупают с первых секунд до финального занавеса. Отдельными, далеко не второстепенными, героями стали вещи, настоящие вещи той эпохи — телефон и печатная машинка, щербатые кружки и старомодные беретки, треники с вытянутыми коленками и швейная машинка, отрывные календари и ламповый телевизор — всё то, что стремительно забывается за ходом жизни.
— Нужно успеть поговорить с людьми этой эпохи и успеть рассказать услышанное, — заметила Лапина.

Показ эскизных спектаклей завершился круглым столом, на котором собравшиеся обсудили вопросы актуальности и доступности темы войны для молодого поколения, разность подходов к восприятию патриотизма, задачи современного театра в разработке темы памяти об уходящей эпохе. Подробно рассмотрели и художественные достоинства представленных постановок.
— В этом году редкий случай, когда Творческие мастерские настолько удались, — призналась художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина.

По результатам работы проекта репертуар театра должен пополниться новым спектаклем, однако организаторы так и не смогли выбрать один-единственный. В результате, по словам Есениной, в конце апреля — начале мая на большой сцене Театра на Соборной состоится премьера постановки «Детство 45-53: а завтра будет счастье» Наталии Лапиной, чуть позже, если не подведёт финансирование, на малой сцене будут реализованы остальные два эскизных спектакля.

Ольга Джафарова


Поиск

18:01
Суд оставил под стражей главреда издания «Вид сбоку» Константина Смирнова

16:38
Главред издания «Новая газета–Рязань» Алексей Фролов отправлен под домашний арест

16:02
Размещение гостиницы в Солотче пройдёт общественные обсуждения

14:26
«Газпром нефть» получила высокую оценку экспертов за инициативы по развитию рабочих специальностей

12:57
Прокуратура не выявила нарушений при объединении муниципальных образований Рязанского района в округ

12:29
В Рязанском районе установили особый противопожарный режим

10:08
И. о. ректора РГУ Дмитрий Боков стал врио председателя реготделения Российского общества «Знание»

09:11
Рязанцев приглашают заглянуть в «Окна ТАСС»

27.05.2025 17:11
На празднике в ЖК Skyline разыграют велосипед, самокат и скидку на квартиру

27.05.2025 15:42
После нескольких дней запаха сероводорода в Рязани провели замеры на предприятиях

27.05.2025 15:15
Система видеонаблюдения «Ростелекома» готова к проведению государственной итоговой аттестации 2025 года

27.05.2025 14:49
В Рязани «Завод ТЕХНО» объявил тендер на выбор подрядчика для установки постов мониторинга воздуха

27.05.2025 10:15
В Рязани зафиксировано десятикратное превышение ПДК сероводорода

26.05.2025 14:32
Рязанская область подписала соглашение о сотрудничестве с Российским футбольным союзом

26.05.2025 12:15
«Ростелеком» сделал эксклюзивное предложение держателям Единой цифровой карты жителя Рязанской области

26.05.2025 11:55
28 мая в Рязани состоится V форум #ПРОБИЗНЕС2025

26.05.2025 11:45
Рязанская область заняла 39 место в рейтинге регионов по благосостоянию семей

26.05.2025 10:24
Мэрия Рязани заявила о ежедневной уборке городских туалетов

26.05.2025 09:08
В Рязанской области инженеры могут зарабатывать 85 тысяч рублей

25.05.2025 11:06
Рязанцы отпраздновали День славянской письменности и культуры

24.05.2025 08:29
Рязанцев 24 и 25 мая приглашают на спортивные и культурные мероприятия

23.05.2025 18:00
Лебеди на Борковском затоне появятся уже этим летом

23.05.2025 15:41
Рязанцы оценили очередной фарс от театра из Кыргызстана

22.05.2025 11:24
В Рязанском театре драмы начались гастроли театра из Кыргызстана

22.05.2025 10:58
В Рязани проходит отборочный этап XX Летних спортивных игр «Роснефти»

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер