Подробности

Театр

Вовремя

16.02.2015

14 февраля в Рязанской театре на Соборной состоялся показ эскизных спектаклей. Три актуальные постановки стали результатом недельной работы Творческих мастерских «Подросток и война».

Фото автора

Творческие мастерские — старый добрый и горячо любимый проект рязанского ТЮЗа, призванный привлечь в театр новых молодых режиссёров, неожиданных авторов и свежие, актуальные темы. А заодно всколыхнуть местную театральную среду — Мастерские неизменно заканчиваются круглым столом с участием экспертов, режиссёров, артистов, журналистов и неравнодушной общественности. Поговорить о судьбах театра может каждый желающий.

В этом году проект закономерно оказался посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне — целую неделю с 7 по 14 февраля рязанские артисты под руководством приезжих режиссёров пытались найти свежий подход к злободневной, хоть и изрядно заезженной теме. Сложным моментом, вернее сказать, изюминкой нынешних Мастерских стал литературный материал, выбранный для сценического воплощения. Организаторы решили отказаться от привычной драматургии, выбрав прозаические тексты. Итогом работы стали эскизные спектакли по повести Владимира Богомолова «Иван», рассказам Андрей Платонова и документальной книге писем «Детство 45-53: а завтра будет счастье», составителем которой выступила Людмила Улицкая.

Мал да удал
Показы открыл совсем короткий, 20-минутный «Иван», режиссёром эскиза выступил рязанский по происхождению и московский по месту жительства режиссёр Константин Демидов. Произведения Богомолова в основной массе отличаются полудетективным характером и лихим сюжетом — всё это Демидов не только оставил в спектакле, но и закрутил пружину интриги до отказа. Реальное действие в красноармейской землянке сопровождается немецкими сводками, рассказывающими драматическую концовку повествования, однако погибший у Богомолова Иван тут же предстаёт в образе старика-ветерана.

— Вывихнутый, гайричевский ход действия должен заинтересовать юного зрителя, — рассчитывает Константин Демидов и признаётся, что помимо темы военного детства он хотел бы поговорить о том равнодушии и цинизме, которое испытывают сегодня герои войны.
— Что-то поменялось в отношении к ветеранам, из головы нынешних ровесников Ивана выпал какой-то паззл, наша задача — восстановить его, собрать эти паззлы заново, — поведал режиссёр.

У войны женское лицо
Следом прошёл показ эскизного спектакля по платоновским рассказам молодого питерского режиссёра Антона Оконешникова. Довольно сырая сценическая работа неожиданно выплеснула на зрителя целый ушат сильных и сочных образов-символов, приправленных бережно сохранённым текстом автора. Абсолютный минимализм декораций раздвинул изначальное чёткое историческое и географическое пространство до любой точки координат в масштабах вселенной. Главный герой распадается на себя живого (в исполнении Екатерины Волковой) и себя мёртвого (Илья Кузьмин) и собирает «урожай» павших на поле сражения (каждая смерть на сцене не показывается, но сопровождается звонким ударом фасолины о стенки жестяного ведра.) Впоследствии отдельное цоканье фасолин выльется в целую канонаду выстрелов и смертей.
— Война тут оголена и сведена к взаимному убийству, — отметила эксперт мастерских, московский театровед Кристина Матвиенко.

Чтобы помнили
Показ спектаклей завершил отрывок (а ввиду изрядной продолжительности — едва ли не целый спектакль) по документальной книге Людмилы Улицкой. Как рассказала режиссёр Наталия Лапина (хорошо известная по постановке в Рязани «Танца «Дели»), книга состоит из 183 писем, своё сценическое воплощение получили лишь немногие из них. Но этого хватило, чтобы представить на сцене богатейшую коллекцию образов, историй и жизней, раскиданных от столичных коммуналок до сибирских бараков с военных 40-х до начала 60-х годов. Артисты (а в постановке задействована едва ли не вся труппа) рассказывают совершенно реальные истории совершенно реальных людей. Рассказывают весело и сквозь слёзы, перемешивая трагедии народа с совершенно комедийными моментами из быта отдельных семей. Рассказывают совершенно искренне, как о своём лично пережитом, чем и подкупают с первых секунд до финального занавеса. Отдельными, далеко не второстепенными, героями стали вещи, настоящие вещи той эпохи — телефон и печатная машинка, щербатые кружки и старомодные беретки, треники с вытянутыми коленками и швейная машинка, отрывные календари и ламповый телевизор — всё то, что стремительно забывается за ходом жизни.
— Нужно успеть поговорить с людьми этой эпохи и успеть рассказать услышанное, — заметила Лапина.

Показ эскизных спектаклей завершился круглым столом, на котором собравшиеся обсудили вопросы актуальности и доступности темы войны для молодого поколения, разность подходов к восприятию патриотизма, задачи современного театра в разработке темы памяти об уходящей эпохе. Подробно рассмотрели и художественные достоинства представленных постановок.
— В этом году редкий случай, когда Творческие мастерские настолько удались, — призналась художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина.

По результатам работы проекта репертуар театра должен пополниться новым спектаклем, однако организаторы так и не смогли выбрать один-единственный. В результате, по словам Есениной, в конце апреля — начале мая на большой сцене Театра на Соборной состоится премьера постановки «Детство 45-53: а завтра будет счастье» Наталии Лапиной, чуть позже, если не подведёт финансирование, на малой сцене будут реализованы остальные два эскизных спектакля.

Ольга Джафарова


Поиск

18.09.2019 17:39
Николай Любимов оценил деловые качества нового мэра Рязани

18.09.2019 15:33
Рязанскому филиалу МГИК приостановили действие аккредитации

18.09.2019 11:34
В Рязани установят памятник Павлову и его собаке

17.09.2019 20:41
В Рязани реконструируют ограждение стадиона «Спартак» на улице Маяковского

17.09.2019 14:15
Переезд музея Рязанского кремля снова откладывается

17.09.2019 12:51
Художественный фестиваль на родине Есенина прошёл при поддержке «Рельеф-Центра» и TM «ГАММА»

17.09.2019 10:46
«Автоимпорт»: Сервисные спецпредложения для владельцев послегарантийных Volkswagen

17.09.2019 10:41
Колодец Авеля в Рязани благоустроят к концу октября

17.09.2019 09:57
«ИнтерАвто» предлагает рязанцам Volkswagen Polo в эксклюзивном исполнении Football Edition

16.09.2019 16:26
Трёхлетнему рязанцу срочно нужна помощь

16.09.2019 15:20
Рязанцы совершили ещё одну попытку защитить директора школы №60

16.09.2019 11:37
Ярмарку выходного дня с площади Театральной перенесут к Центральному рынку

16.09.2019 10:19
В гостиницах Рязани остаётся всё меньше мест на новогодние праздники

15.09.2019 13:07
В Рязани приступают к разработке проекта для нового детского сада в Семчино

14.09.2019 16:20
Стартовали юбилейные «Рязанские смотрины»

13.09.2019 17:33
В Прио-Внешторгбанке открылась выставка фотографий с Байкала

13.09.2019 14:52
Компания «Рельеф-Центр» поддержала инклюзивный фестиваль «Я такой, как все»

13.09.2019 14:15
За выбросы в рязанскую реку Кердь виновников накажут почти на 4 миллиарда рублей

13.09.2019 10:50
В Рязани состоится «Битва поваров»

12.09.2019 14:19
В Рязанском институте культуры сменился директор

12.09.2019 13:55
В администрации Рязани произошли временные кадровые изменения

12.09.2019 13:12
МегаФон запускает новый сервис для образования

18.09.2019 22:36
В Михайловском районе пропал 62-летний мужчина

18.09.2019 22:31
Рязанец пожаловался в прокуратуру на терапевта, не выписавшего рецепт

18.09.2019 21:55
В Михайловском районе из-за гибели пчёл оштрафовали два сельхозпредприятия

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2019   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30