Подробности

Театр

Вовремя

16.02.2015

Фото автора

14 февраля в Рязанской театре на Соборной состоялся показ эскизных спектаклей. Три актуальные постановки стали результатом недельной работы Творческих мастерских «Подросток и война».

Творческие мастерские — старый добрый и горячо любимый проект рязанского ТЮЗа, призванный привлечь в театр новых молодых режиссёров, неожиданных авторов и свежие, актуальные темы. А заодно всколыхнуть местную театральную среду — Мастерские неизменно заканчиваются круглым столом с участием экспертов, режиссёров, артистов, журналистов и неравнодушной общественности. Поговорить о судьбах театра может каждый желающий.

В этом году проект закономерно оказался посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне — целую неделю с 7 по 14 февраля рязанские артисты под руководством приезжих режиссёров пытались найти свежий подход к злободневной, хоть и изрядно заезженной теме. Сложным моментом, вернее сказать, изюминкой нынешних Мастерских стал литературный материал, выбранный для сценического воплощения. Организаторы решили отказаться от привычной драматургии, выбрав прозаические тексты. Итогом работы стали эскизные спектакли по повести Владимира Богомолова «Иван», рассказам Андрей Платонова и документальной книге писем «Детство 45-53: а завтра будет счастье», составителем которой выступила Людмила Улицкая.

Мал да удал
Показы открыл совсем короткий, 20-минутный «Иван», режиссёром эскиза выступил рязанский по происхождению и московский по месту жительства режиссёр Константин Демидов. Произведения Богомолова в основной массе отличаются полудетективным характером и лихим сюжетом — всё это Демидов не только оставил в спектакле, но и закрутил пружину интриги до отказа. Реальное действие в красноармейской землянке сопровождается немецкими сводками, рассказывающими драматическую концовку повествования, однако погибший у Богомолова Иван тут же предстаёт в образе старика-ветерана.

— Вывихнутый, гайричевский ход действия должен заинтересовать юного зрителя, — рассчитывает Константин Демидов и признаётся, что помимо темы военного детства он хотел бы поговорить о том равнодушии и цинизме, которое испытывают сегодня герои войны.
— Что-то поменялось в отношении к ветеранам, из головы нынешних ровесников Ивана выпал какой-то паззл, наша задача — восстановить его, собрать эти паззлы заново, — поведал режиссёр.

У войны женское лицо
Следом прошёл показ эскизного спектакля по платоновским рассказам молодого питерского режиссёра Антона Оконешникова. Довольно сырая сценическая работа неожиданно выплеснула на зрителя целый ушат сильных и сочных образов-символов, приправленных бережно сохранённым текстом автора. Абсолютный минимализм декораций раздвинул изначальное чёткое историческое и географическое пространство до любой точки координат в масштабах вселенной. Главный герой распадается на себя живого (в исполнении Екатерины Волковой) и себя мёртвого (Илья Кузьмин) и собирает «урожай» павших на поле сражения (каждая смерть на сцене не показывается, но сопровождается звонким ударом фасолины о стенки жестяного ведра.) Впоследствии отдельное цоканье фасолин выльется в целую канонаду выстрелов и смертей.
— Война тут оголена и сведена к взаимному убийству, — отметила эксперт мастерских, московский театровед Кристина Матвиенко.

Чтобы помнили
Показ спектаклей завершил отрывок (а ввиду изрядной продолжительности — едва ли не целый спектакль) по документальной книге Людмилы Улицкой. Как рассказала режиссёр Наталия Лапина (хорошо известная по постановке в Рязани «Танца «Дели»), книга состоит из 183 писем, своё сценическое воплощение получили лишь немногие из них. Но этого хватило, чтобы представить на сцене богатейшую коллекцию образов, историй и жизней, раскиданных от столичных коммуналок до сибирских бараков с военных 40-х до начала 60-х годов. Артисты (а в постановке задействована едва ли не вся труппа) рассказывают совершенно реальные истории совершенно реальных людей. Рассказывают весело и сквозь слёзы, перемешивая трагедии народа с совершенно комедийными моментами из быта отдельных семей. Рассказывают совершенно искренне, как о своём лично пережитом, чем и подкупают с первых секунд до финального занавеса. Отдельными, далеко не второстепенными, героями стали вещи, настоящие вещи той эпохи — телефон и печатная машинка, щербатые кружки и старомодные беретки, треники с вытянутыми коленками и швейная машинка, отрывные календари и ламповый телевизор — всё то, что стремительно забывается за ходом жизни.
— Нужно успеть поговорить с людьми этой эпохи и успеть рассказать услышанное, — заметила Лапина.

Показ эскизных спектаклей завершился круглым столом, на котором собравшиеся обсудили вопросы актуальности и доступности темы войны для молодого поколения, разность подходов к восприятию патриотизма, задачи современного театра в разработке темы памяти об уходящей эпохе. Подробно рассмотрели и художественные достоинства представленных постановок.
— В этом году редкий случай, когда Творческие мастерские настолько удались, — призналась художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина.

По результатам работы проекта репертуар театра должен пополниться новым спектаклем, однако организаторы так и не смогли выбрать один-единственный. В результате, по словам Есениной, в конце апреля — начале мая на большой сцене Театра на Соборной состоится премьера постановки «Детство 45-53: а завтра будет счастье» Наталии Лапиной, чуть позже, если не подведёт финансирование, на малой сцене будут реализованы остальные два эскизных спектакля.

Ольга Джафарова


Поиск

14.01.2025 14:26
В «Окской стрелке» построят новые коммуникации и подпорную стену

14.01.2025 14:08
Проект реставрации Дома купца Постникова в Сасово обойдётся в 11,9 миллиона рублей

14.01.2025 13:37
В Рязанской области создадут штаб по уборке пешеходных территорий

14.01.2025 11:55
Директором Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника стала Инесса Фельдман

14.01.2025 10:15
Рязанская область выбилась из срока назначения сенатора

13.01.2025 13:54
В ГК «Зелёный сад» отменена система депремирования

13.01.2025 12:37
Рязань стала одним из лидеров по росту цен на жильё

13.01.2025 11:50
Рязанский регион вышел в лидеры ЦФО по целевому обучению студентов

13.01.2025 10:54
Рязанская энергетическая сбытовая компания отметила 20-летие

13.01.2025 09:40
В Рязани проводят обсуждения по земельным участкам на улице Белякова

11.01.2025 21:30
Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов покинул пост

10.01.2025 15:00
Павел Малков оценил перспективы появления в Рязанской области клуба КХЛ

10.01.2025 11:47
Определён подрядчик на ремонт подземного перехода у «Барса на Московском» в Рязани

10.01.2025 10:32
Рязанский областной суд оправдал предпринимателя Александра Рогачёва

09.01.2025 20:50
Уволился начальник транспортного управления мэрии Рязани

09.01.2025 15:27
В 2024 году «Зелёный сад» вывез из Борок 23 тысячи тонн загрязнённого грунта

09.01.2025 14:46
В Новомичуринске начали строить новое производство для катализаторного завода

09.01.2025 13:00
Определён подрядчик для строительства Южного обхода Рязани

09.01.2025 10:23
Рязанская область вошла в число лидеров по спросу на турпоездки

14.01.2025 18:11
В Рязанской области объявили метеопредупреждение из-за сильного ветра

14.01.2025 17:58
На пожаре в Дашково-Песочне в Рязани пострадала женщина

14.01.2025 17:51
Рязанец получил пять суток ареста за управление тонированным автомобилем

14.01.2025 17:36
ГИБДД рассказала свою версию ДТП с троллейбусом и рязанкой

14.01.2025 17:18
В районе Семчино в Рязани 15 января отключат холодную воду

14.01.2025 16:45
В рязанском регионе ожидается 2 градуса тепла

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Январь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31