Подробности

ЧП

Почему в Рязани пытаются отменить первый в России оправдательный приговор по ДТП?

29.07.2015

«Комсомолка» выясняла, как вышло, что следствие больше года не может разобраться, кто виновник смерти пешехода, а кто — всего лишь свидетель.

— Три месяца после аварии я ложилась спать и, закрывая глаза, видела летящий на меня автомобиль, — признается Наталья Мартьянова.

Мы стоим возле дома №6 по улице Полетаева, на том самом месте, где два года назад Наталью и ее мужа Сергея сбил «Range Rover Sport».
— Было воскресенье, около 12 часов дня. Жара стояла тридцатиградусная, людей на улице почти никого не было. Мы шли в гости к маме Сергея, она как раз в шестом доме живет. До дома чуть-чуть не дошли. Вдруг сзади — характерный жестяной стук. Обернулись — один автомобиль стоял на перекрестке, а другой летел в стоящую на обочине Газель. Потом он резко отвернул от нее и двинулся на нас…

По словам Натальи, все произошло в считанные секунды — супруги поняли, что сейчас умрут.
— Сергей успел оттолкнуть меня в сторону. Удар. Я летела и видела окна, деревья, небо, а потом наступила тишина. Не помню, как поднялась. Иду и кричу: «Сережа! Сережа! Где мой муж?» У стены дома стоял тот самый автомобиль с тремя семерками на номере, рядом руки в бока водитель. Я обошла автомобиль и увидела Сережу — он лежал под днищем. Это было такое страшное зрелище. Кости все переломаны, нельзя понять, где руки, а где ноги…

Рядовое ДТП: труп есть — виновный найдется
Как мне скажут потом следователи, искренне не понимая, почему газета заинтересовалась этим рядовым ДТП, оно — лишь одно из многих, которые ежедневно случаются в Рязани. Но причины для этого, разумеется, были. А пока вернемся в 30 июня 2013 года, на перекресток улиц Полетаева и Гоголя, куда вот-вот со второстепенной дороги начнет поворачивать автомобиль марки «Ssang Yong Kyron 2» под управлением 57-летнего монтажника Сергея Никандрова.
— К нам в гости издалека приехала родственница с ребенком, и мы с женой хотели показать им город, — рассказывает Сергей Анатольевич. — Дорога мне хороша знакома, каждый день на работу-с работы езжу. Остановился перед перекрестком, посмотрел по сторонам — никого нет. Начал поворачивать — еще раз повернул голову направо и вижу — по главной на меня несется белый внедорожник. Избежать столкновения уже было нельзя…

На участке дороги, по которому ехали оба автомобиля, действует ограничение скорости 40 километров. Однако, по словам водителя и пассажиров «Ssang Yong», скорость «Range Rover» была не меньше 80. После удара Никандров останавливает автомобиль на перекрестке и больше оттуда никуда не двигается. Второй автомобиль еще порядка 20 метров едет в пределах проезжей части, а затем резко сворачивает на левый тротуар и сбивает пешеходов Мартьянову и ее супруга — на расстоянии 50 метров от перекрестка. Затем с телом сбитого пешехода под днищем перелетает через трубы теплосетей, врезается в стену дома и еще несколько метров чертит по ней бампером, пока полностью не останавливается.

Водитель тут же выскакивает из салона, осматривает автомобиль и, заметив тело между передними и задними колесами, вызывает ДПС и скорую. Затем молодой человек звонит еще несколько раз — жене, маме, друзьям. Вскоре на узенькой улице уже не протолкнуться. Несмотря на жаркий полдень воскресенья, кроме зевак, журналистов и родных водителей и погибшего, на рядовое ДТП собрались руководители разных уровней. Как позднее напишет в приговоре судья Александр Батманов: «На место происшествия помимо следователя в числе прочих выезжали начальник СУ УМВД по Рязанской области, начальник УМВД г. Рязани, командир ОБ ДПС ГИБДД по Рязанской области, начальник специализированного следственного отдела по расследованию ДТП СУ УМВД по Рязанской области. Надо полагать, что целью их выезда было стремление обеспечить объективное всестороннее выяснение обстоятельств произошедшего».

Впрочем, 13-летний опыт дежурившего в тот день следователя внушал уверенность, что он разберется в деле и без надзора свыше. Так все и вышло. Уже к вечеру 30 июня следователь возбуждает уголовное дело в отношении водителя «Ssang Yong» Сергея Никандрова и на двое суток отправляет его в изолятор временного содержания.
— Я спросил, почему моего ранее не привлекавшегося и не судимого клиента, имеющего постоянную регистрацию, семью, работу нельзя отпустить домой под подписку о невыезде, — рассказывает адвокат Никандрова Сергей Ананьин. — Следователь пояснил, что дело слишком резонансное и кроме того подозреваемый нужен ему для проведения следственных действий. Правда, за эти двое суток никаких действий так и не последовало.

Второго водителя, сбившего двух людей, один из которых скончался на месте, а другая получила перелом копчика и множественные ушибы, — отпустили домой. Опытным взглядом оценив характер ДТП, следователь не обнаружил его вины ни в столкновении на перекрестке, ни в наезде на пешеходов на тротуаре. Первой о невиновности водителя белого внедорожника, который ей еще долго будет видеться как в страшном сне, узнала пострадавшая Мартьянова.
— После удара я была в таком шоке, что почти не чувствовала боли. Вокруг все бегали, суета, шум. Но ко мне никто не подходил. Следователь даже не спросил, что я видела, — вспоминает Наталья. — Сын отвез меня в трампункт, а потом в ГАИ на Солнечную, чтобы написать заявление. В кабинете следователя, что выезжал на ДТП, я встретила того самого водителя. Они сидели и непринужденно общались. Когда я сказала следователю, что хочу написать заявление о возбуждении уголовного дела против вот этого товарища, который задавил моего мужа, тот ответил, что водитель «Range Rover» ни при чем и что следствие разберется в деле без меня. Только после того как я сказала, что пойду в прокуратуру, следователь согласился меня выслушать.

Следствие длилось примерно год, после чего дело, с полной обоймой «доказательств» вины Никандрова не только в ДТП, но и последующим наездом другого автомобиля на пешеходов, поступило в суд. Из материалов дела следовало, что «Range Rover» двигался по проезжей части со скоростью 40-45 км в час, ничего не нарушал, и именно сокрушительный удар, полученный им в результате столкновения с китайским автомобилем, отбросил его на левый тротуар. Таким образом, водитель, находившийся за рулем внедорожника, не владел ситуацией и является свидетелем по делу.

За время следствия чудом не погибшую под колесами Наталью Мартьянову ни разу не привлекали к следственным действиям. Как объяснил следователь, в результате ДТП она, конечно, получила вред здоровью, но средней тяжести и поэтому как потерпевшая по делу проходить не может. Не могла она быть и представителем потерпевшей стороны — непосредственно Сергея, потому что не состояла с ним официальном браке.

Следствие не доказало?
Судебная практика по ДТП в нашей стране показывает — оправдательных приговоров обвиняемым не выносят. Если следователи убеждены, что водитель в ответе за аварию и чью-то жизнь, судьи, как правило, встают на его сторону. Однако процесс, развернувшийся в Железнодорожном районном суде Рязани, оказался весьма незаурядным и разрывающим шаблоны.
— Когда дело попало ко мне в руки, я понял, что в нем все далеко не так однозначно, как казалось на первый взгляд, — признается судья Александр Батманов. — У меня возникло множество вопросов, и, чтобы установить истину, нам пришлось фактически провести расследование заново.
Целый год участники процесса шаг за шагом восстанавливали цепочку событий: в суде появлялись старые и новые свидетели, заседания 4 раза проводились на месте происшествия, назначались повторные экспертизы и вызывались эксперты разных специализаций. Суд признал в качестве потерпевшей Наталью Мартьянову, и в деле появился весьма занимательный рассказ жителя дома №6. Мужчина возвращался домой и видел, как водитель влетевшей в его дом иномарки скручивает с лобового стекла видеорегистратор. Как он позже объяснил, видеорегистратор все равно был сломан, и он не хотел оставлять его в машине.

Кто ж его посадит? Он же свидетель
Несмотря на то, что обвиняемым по делу проходил Никандров, на первом плане все чаще оказывался именно свидетель — водитель белого внедорожника. Сразу после аварии молодой человек на самочувствие не жаловался и в больницу за помощью не обращался. Но в суде заявил, что после столкновения с другим автомобилем ударился головой о стекло водительской двери и отключился. Пришел в себя только после того, как врезался в торец дома. То есть в промежутке между двумя столкновениями он не мог управлять автомобилем. Врачи подтвердили, что такое возможно. И обвинение поддержало заявление свидетеля о потере сознания как установленную истину. Немного удивляет, что огромный неуправляемый внедорожник перед наездом на пешеходов мог столь филигранно проскочить между столбом, деревом и углом дома. Что характерно, на схеме ДТП, составленной на месте происшествия следователем, все эти объекты, как и трубы теплотрассы, через которые перелетел «Range Rover», по непонятной причине отсутствовали. Очевидно, в суете их не заметили.

Роль свидетеля в деле одномоментна — пришел, дал показания и свободен. Однако следователь и гособвинитель уделяют второму водителю уж слишком много внимания. Так в материалах дела появляется справка из ГАИ, что водитель с данной фамилией ни разу не привлекался за нарушение ПДД, и характеристика с места работы. Из характеристики следовало, что нынешнюю фамилию и отчество водитель «Range Rover» носит совсем недавно, а всю жизнь перед этим был совершенно другим человеком. И когда по запросу судьи в базе ГАИ запросили данные по старой фамилии, выяснилось, что молодой человек около 20 раз привлекался за нарушение ПДД. В основном — за превышение скорости. А вот виновника ДТП, по версии следствия, Никандрова за весь его водительский стаж дорожная полиция ни разу не штрафовала.

Тем не менее, в прениях сторон прокурор Железнодорожного район Игорь Темный заявил, что вина Никандрова полностью доказана, и попросил назначить ему наказание в виде лишения свободы на 4 года условно и лишением права управления на 2 года…

А прокуратура против!
Вынося оправдательный приговор, судья Батманов указал, что после вступления его в законную силу, дело следует направить в Следственный комитет для выяснения причастности к смерти пешехода второго водителя. Но материалы к следователям так и не попали — обвинение, не согласившись с решением суда, потребовало рассмотрения дела в суде более высокой инстанции. Но и в областном суде с приговором согласились. А 8 июня поступило кассационное представление исполнявшего обязанности прокурора области Юрия Монахова, и дело было истребовано в президиум областного суда для изучения. Какое решение будет принято на этот раз — предугадать трудно. Вселяет надежду лишь одно: столь пристальное внимание к рядовому ДТП и разбор обстоятельств дела со всех сторон должно в итоге привести к единственно верному решению.

P.S.
На похороны Сергея Наталья собрала деньги сама: были сбережения да и коллеги по работе помогли.
— Тогда, на месте ДТП, водитель сбившего нас автомобиля сунул мне в руку визитку со словами: «Похороны и памятник оплачу», но даже не перезвонил ни разу, — вздыхает Наталья. — Зато звонила его мать, просила пожалеть и не губить парню жизнь. А как же жизнь, которую загубил он?

Сергею было 45 лет. Свое счастье они с Натальей обрели на закате молодости и очень дорожили отношениями.
— Сережа был такой домашний человек, всегда с работы домой торопился, любил работать по хозяйству, — вспоминает Наталья. — Настоящий семьянин. И так уважительно ко мне относился — никогда таких мужчин не приходилось встречать. Мы с ним мечтали, строили планы. Вечером накануне аварии обсуждали покупку машины…

С того дня прошло два года, а за смерть человека так никто и не понес наказание. Где именно произошел сбой — в следственной машине или судебной, на самом деле не так важно. Важно другое — человек, отнявший жизнь у другого, ездит за рулем по улицам нашего города. Он поворачивает из-за угла, когда мы подходим к зебре, он где-то рядом, когда мы идем по тротуару. Мне страшно, а вам?

Компетентно
Начальник Следственного управления при УМВД по Рязанской области Вадим Казьмин:
— Если оправдательный приговор вступит в законную силу, следователь, который вел это дело, будет привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения его от занимаемой должности. Ведь в этом случае он, может, не имея умысла на незаконное привлечение, в силу небрежного или халатного расследования, обвинил в преступлении невиновного человека. Это брак в работе, а за брак каждый из нас отвечает. Если дело вернут из суда на доследование, однозначно он им заниматься не будет. В судебном вердикте четко указано — передать в другие следственные органы.

Мнение эксперта
Повторную автотехническую экспертизу проводили специалисты Рязанского центра экспертизы. Мы попросили его руководителя Юрия Кокеткина ответить на основные вопросы по делу.

— Юрий Леонидович, вам удалось установить, с какой скоростью мог ехать «Range Rover Sport»?
— Автомобиль перемещался в боковом заносе, затем преодолевал бордюрные камни, трубы отопления и под углом участки с разными сцепными свойствами. Поэтому, делая экспертизу, мы рассматривали ситуацию в пользу водителя, то есть брали участки, где гарантированно устанавливается скорость перемещения автомобиля. Получилось, что скорость автомобиля превышала 60 км/ч.

— Мог ли «Range Rover Sport» в результате столкновения с другим автомобилем получить такой сильный удар, что его выбросило влево на тротуар?
— Здесь имело место перекрестное столкновение, и никакого дополнительного импульса в направлении движения «Range Rover » быть не могло. Частично затормозить могло, потому что в момент соприкосновения происходит перемещение деталей одного автомобиля относительно другого, и в это время гасится скорость. Силы, которые могли способствовать развороту автомобиля вправо, на данный автомобиль воздействовали. На этом участке водитель боролся с возникшим заносом. К концу выхода за пределы проезжей части он его практически погасил. Прямолинейные следы на тротуаре однозначно свидетельствуют, что автомобиль двигался уже не в заносе. То есть водитель уже смог погасить возникший занос на проезжей части и частично на газоне.

— Мог ли водитель находиться в этот момент без сознания?
— Однозначно нет. Машина управлялась. За время перемещения по проезжей части от места столкновения до выезда за ее пределы водитель, как минимум, два раза воздействовал на рулевое колесо, продолжая при этом тормозить. Человек, находящийся без сознания, не будет совершать осознанные действия, а торможение и попытка вывести автомобиль из заноса, который, кстати, увенчался успехом, никак не свидетельствует о том, что человек был без сознания. Автомобиль находился четко под управлением.

— Водитель мог предотвратить наезд на пешеходов?
— Правила дорожного движения предусматривают движение транспортных средств по дороге. Ему было совершенно достаточно двигаться в пределах проезжей части, и наездов бы не было. А причину, по которой он выехал на тротуар, должен оценивать суд: может, это было целенаправленное действие, а может, ему не хватило опыта и он не справился с управлением.

— Мог ли наезд на пешеходов произойти из-за неисправности автомобиля в результате столкновения?
— Никаких технических неисправностей или признаков, на них указывающих, в данном автомобиле ни при первой экспертизе, ни при повторной не найдено. Мы посчитали, где бы остановился «Range Rover», двигаясь с разной скоростью на проезжей части в различных условиях — в заносе и не в заносе. Получилось, что при 40 км/ч он однозначно даже не доехал бы до места выезда за пределы проезжей части в обоих случаях — двигаясь в заносе и прямолинейно. При 60 км/ч, двигаясь в заносе, он на полкорпуса переехал бы место наезда.

Татьяна Бадалова



Метки: ДТП


Поиск

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

08:38
Митрополит Марк обратился к рязанцам с пасхальным посланием

08:12
Губернатор Павел Малков посетил пасхальную службу в Рязани

04.05.2024 20:02
В ДТП с троллейбусом в Рязани пострадали три человека

04.05.2024 17:43
Ряжский авторемонтный завод разработал для Рязани коммунальную технику на базе УАЗа

04.05.2024 16:42
В Рязанском филиале Петербургского государственного университета путей сообщения прошёл концерт ко Дню Победы

04.05.2024 16:34
Каждый пятый рязанец готов пройти собеседование в компании, где не хочет работать

04.05.2024 16:15
Организаторы «Дикой Мяты» рассказали об инфраструктурной подготовке к фестивалю

04.05.2024 15:38
По искам прокуратуры девять рязанских школ обязали обустроить пандусы

04.05.2024 15:28
В Окском заповеднике фотоловушка вновь засняла медведя

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31