18+ 
СУББОТА
26.05.2018 
Поиск

25.05.2018 23:38
Фестивальное лето на Почтовой стартовало показом рязанской моды (фото)

25.05.2018 15:49
Сбербанк приглашает рязанцев принять участие в Зелёном марафоне «Бегущие сердца» (карта)

25.05.2018 14:59
Ростелеком: Компания дарит «Комплимент» жителям Рязанского региона (фото)

25.05.2018 13:55
Избран председатель Рязгоризбиркома (фото)

25.05.2018 12:22
Банкротство Фёдора Провоторова переходит в арбитражный суд Москвы (фото)

25.05.2018 12:06
Застройка рязанского микрорайона Канищево закончится (фото)

25.05.2018 11:18
Рязоблизбирком рекомендовал Валентину Горшкову на пост председателя горизбиркома (фото)

25.05.2018 10:52
«Автоимпорт»: Рязанцам представили новый семейный внедорожник ŠKODA KODIAQ (фото)

25.05.2018 10:38
В Рязанском кремле прозвенел последний звонок 2018 (фото)

25.05.2018 10:18
Сбербанк: Время обработки платежей сокращено до минуты (фото)

24.05.2018 18:17
Рязань закупит пять машин для зимней обработки центральных улиц реагентом (фото)

24.05.2018 18:03
В текущем году завершат полную реконструкцию площади Ленина (фото) (карта)

24.05.2018 17:48
Сергей Карабасов отчитался о работе (фото)

24.05.2018 17:38
От плесени в Хрущёвской сельской школе должны избавиться за лето (фото) (карта)

24.05.2018 16:33
Назначены новые члены Рязанского горизбиркома (фото)

24.05.2018 16:04
Компания «Кварцверке Рязань» запустила во Владимирской области комбинат по добыче и обогащению песка (фото)

24.05.2018 15:37
В конце июня может быть поставлен вопрос о банкротстве рязанской автоколонны 1310 (фото)

24.05.2018 14:51
Рязанская «Северная компания» рассказала, как строить качественное жильё по выгодным ценам (фото)

24.05.2018 14:15
Председатели КСП Рязанской области и Рязани получают в месяц около 200 тысяч рублей (фото)

24.05.2018 13:10
В Русской классической школе Рязани дали последний звонок в стиле Шекспира (фото)

24.05.2018 12:19
МегаФон дарит рязанцам два месяца безлимитного доступа в соцсети (фото)

24.05.2018 11:55
Сбербанк: Руководители отделений встретились с представителями Рязанской и Смоленской областей (фото)

24.05.2018 11:21
Прио-Внешторгбанк: При поддержке банка пройдёт День города в Новомичуринске (фото)

24.05.2018 09:53
ТД «НИТИ» в Рязани устранил нарушения пожарной безопасности (фото)

23.05.2018 16:28
Прио-Внешторгбанк: В Сасово отметят День российского предпринимательства (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Медиакратия

Гордость

Сорок лет — на высоте

16.09.2015

Инструктор Сасовского лётного училища совершает до 70 взлётов и посадок в день.

Медаль Нестерова — это особенная награда для лётчика. Её вручают за безупречную службу, высокое мастерство самолётовождения, мужество, проявленное в сложной ситуации. Николай Васин из Сасова недавно получил эту награду из рук Полномочного представителя президента в ЦФО Александра Беглова. Стаж Васина в авиации — более сорока лет. И почти всё это время он ставил на крыло курсантов Сасовского лётного училища гражданской авиации. Сегодня оно является филиалом Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.

Быть лётчиком Николай Артамонович мечтал с самого детства. Родился и вырос он в Сасове, поэтому за самолётами наблюдал очень часто. Крылатые машины, рассекающие синеву, неизменно вызывали у него восхищение. Тут ещё старший брат профессию лётчика выбрал. И судьба была определена.
— Правда, с первого раза я в лётное училище не поступил, — признаётся Николай Артамонович. — Но ничего, отслужил в армии, в военно-морском флоте. После поступил, а потом два года прослужил в рязанском лётном отряде. Затем вернулся в училище. Был пилотом-инструктором, командиром звена. Словом, обучал студентов.

Экстренная посадка
Один из обычных тренировочных полётов стал поводом для представления сасовского лётчика к высокой государственной награде. Всё произошло два года назад, но пилот до сих пор помнит ту нестандартную ситуацию в мельчайших подробностях.
— Это было 2 июля 2013 года, — рассказывает Николай Артамонович. — Мы выполняли учебный полёт на самолёте Ан-2 по заданному маршруту, за штурвалом был курсант второго курса. И на высоте около 450 метров из-под капота повалил чёрный дым, мы решили на аэродром вернуться. Учебная площадка расположена недалеко от Пителина.

В процессе разворота разрушилась силовая установка. В целях безопасности пришлось отключить двигатель и совершить экстренную посадку в поле. К счастью, всё прошло успешно. Николай Васин хвалит за умелые действия своего курсанта. Он лишь в первые несколько секунд растерялся, а потом уже очень чётко выполнял команды наставника. Так получилось, что последний из-за дыма ничего не видел. Но он и без этого знал, как вести себя в критической ситуации, и старался успокоить своего подопечного, даже шутил. Смотри, мол, озеро совсем рядом, посадим сейчас с тобой самолёт — и купаться пойдём. В итоге удалось сохранить собственные жизни и учебную технику. Несмотря на то что Ан-2 (или «кукурузник») — модель далеко не новая, он очень надёжен. А ещё Николай Артамонович ценит этот самолёт за то, что он хорошо держится в воздухе. Условно говоря, даёт фору пилоту, чтобы в экстренной ситуации принять решение.

Пилоты и пилотессы
Но самое главное — это подготовка на земле, без неё ничего не получится. Как известно, небо никому и никогда ошибок не прощает.
— Опытный пилот, находясь в воздухе, думает наперёд и просчитывает любую ситуацию, — говорит Николай Васин. — Я, например, всегда смотрю, куда в экстренной ситуации можно было бы посадить машину. Для этого подходит только открытая местность. Своих курсантов я тоже учу предусмотрительности.

Сколько учеников прошло через него, Николай Артамонович уже и не помнит. Но речь идёт не об одной тысяче человек. И многими из них опытный лётчик гордится. Говорит, это совершенно особенное ощущение, когда его ученик самостоятельно ведёт машину.
— А поначалу любой курсант инструктору только мешает. Но это нормально, я сам когда-то также начинал. Первый полёт — это когда держишь штурвал мёртвой хваткой и мало что понимаешь...

Но зато потом настоящий лётчик начинает любить небо и не расстаётся с ним никогда. Вот и выпускники Николая Васина, которые, кроме Ан-2, в обязательном порядке осваивают L-410, как правило, остаются в профессии. Некоторые проходят дополнительную подготовку и успешно летают на «боингах» и «аэробусах». Тот курсант, который в 2013-м году совершал экстренную посадку под руководством нашего героя, тоже находится в их числе.

Кстати, как выяснилось, среди курсантов лётного училища есть не только молодые люди. Уже более десяти лет назад профессию пилота стали осваивать девушки. И сейчас их в училище более тридцати. Спрашиваю у Николая Артамоновича, труднее ли обучать лётному делу представительниц прекрасного пола? Он не замечает особых отличий.
— Случайных людей в училище не бывает. Все девушки приходят, чтобы получить серьёзную профессию. Единственная сложность в том, что с парнем можно по-мужски поговорить, а вот с дамой так нельзя. Её ведь обидеть можно...

Вообще, Николай Артамонович называет главными качествами для инструктора терпение. А как же иначе подготовить хорошего специалиста, который не растеряется в воздухе и примет единственно правильное решение в критической ситуации? Ведь именно ошибки экипажа во многих случаях становятся причиной гибели людей.

И десяток «мёртвых петель»
Вспоминая о трагедии на «Авиадартсе», который недавно прошёл в Рязанской области, Николай Артамонович называет действия погибшего командира экипажа очень грамотными. Благодаря ему, лётчику с большим стажем, жертв среди зрителей не было.

У Николая Васина тоже стаж серьёзный. И за сорок лет, что было отдано авиации, он налетал больше 10 000 часов. Более того, инструкторский стаж — дело особенное. А в чём его отличие, опытный лётчик поясняет на примере. Тот, кто летает на «аэробусах» или «боингах», совершает по 2-3 взлёта-посадки в день. Инструктор же может совершать... до 70 взлётов и посадок. Плюс к этому — ответственность за ученика. И хорошо, если студент владеет русским языком. Николай Артамонович рассказывает, что среди его курсантов были в своё время ребята из Вьетнама, Монголии и даже африканской Ганы. Конечно, все они старались выучить язык, на котором говорил инструктор. Но у кого-то выходило лучше, у других — хуже. Приходилось дополнительно изъясняться с помощью жестов. Но в первую очередь — показывать личный пример. Ведь в прошлые времена программа была несколько сложнее, чем сейчас. Курсантов даже фигурам высшего пилотажа обучали!
— Вот и приходилось делать десяток-другой «мёртвых петель», «бочек» или боевых разворотов вместе с ними...

Сегодня, не без грусти признаётся Николай Васин, он уже не летает. В 65 лет вышел на пенсию. Но с любимым училищем, которому посвятил жизнь, не расстался. Теперь он работает в наземной службе: отвечает за состояние учебных аэродромов. А значит, как прежде, имеет непосредственное отношение к любимой профессии, без которой он себя уже давно не представляет.

Елена Буданова

«Панорама города», №37/2015


Метки: Сасово


Социальные комментарии Cackle