Подробности

Память

Нить судьбы

27.08.2009

23 августа в Рязанском художественном музее состоялось открытие выставки Елены Колодкиной, художника народного искусства. Скатерти, салфетки, полотенца, наволочки, женские народные костюмы — экспозиция заняла весь объём выставочных залов. Буквально: от пола до потолка.

И, оказываясь внутри этого узорчатого пространства, попадаешь в перекрёсток света: торжествующего красного, роскошного золотого, умиротворяющего зелёного, нежного белого... Яркая палитра, традиционно свойственная рязанской вышивке, придавала выставке особое, возвышенное настроение. И только слёзы, блестевшие на глазах собравшихся, и срывающиеся голоса выступающих говорили о скорбной дате: день открытия выставки был сороковым днём, как ушла из жизни Елена Колодкина.

Выставка в художественном музее, организованная семьёй Елены Валентиновны, её коллегами, друзьями и учениками, посвящена памяти талантливого художника, прекрасной женщины и мудрого друга. Помимо произведений Елены в экспозиции представлены фотографии рязанских фотохудожников Татьяны Исаенко, Ольги Патриной, Андрея Павлушина и снимки из семейного архива. Этот своеобразный фотодневник дополняет образ Елены, складывающийся через восприятие её творчества: нежная улыбка, внимательный взгляд, изящный наклон головы и тонкие руки, создающие из ниток и ткани «нерукотворную» красоту.

К её работам обязательно хочется прикоснуться, воспринять на ощупь рельефные переплетения нитей. Закрыв глаза, кончиками пальцев прочитываешь стройные ряды орнамента. И расшитый отрез ткани превращается в метафизический проводник между вечностью и сиюминутной повседневностью. Через свои работы Елена Колодкина ведёт разговор со временем. Разговор на сокровенном языке народного орнамента. Всматриваясь в причудливые узоры, понимаешь как бедно и примитивно слово, особенно скованное привычками языка. Мысль, заключённая в слове, передается лишь частично. Трепет мысли, её объем требует иных носителей. Задолго до того как человек стал оставлять свои мысли чернилами на бумаге, информация передавалась через узоры на ткани, глине, металле. Орнамент — язык универсальный, понятный в любой точке земного шара. Его алфавит, буквы-символы открываются человеку природой, духовным миром, и поэтому воспринимаются на бессознательном уровне. Стежок за стежком — издревле укладывали девушки цветные нити на полотне. Год за годом — пролегала их собственная нить судьбы. И возрождая старинное мастерство, Елена Колодкина подхватывает эту нить и протягивает её в нынешний XXI век.

На открытии выставки папа Елены Валентиновны вспомнил, как в ответ на реплику одного чиновника: «Бедновато у вас тут», — Елена коротко отрезала: «Шедевры в роскоши не создаются». Действительно, её класс-студия в старинном здании Римско-католического костёла на улице Щедрина была более чем скромная. Зато в прохладном воздухе древних стен так хорошо пился зелёный чай с кусочками засахаренного имбиря!.. Четыре года назад, в июле 2005-го, за чашкой такого чая и состоялась наша с Еленой беседа, отрывок из которой хотелось включить в этот памятный материал.

— Понятие «рязанская народная вышивка» — ёмкое и многогранное. Среди всех регионов рязанская вышивка выделяется самобытной красотой. Чем это обусловлено ? В основном, пожалуй, месторасположением нашего края: Рязанская область находится в центре России. По некоторым мотивам рязанской вышивки можно проследить влияние многих граничащих с ней территорий, и даже удаленных: прибалтийских, южных регионов. Но и сама по себе богатая природа нашего края открывает человеку просто поразительные цвета и узоры. В древности человек знал природу, любил её и поэтизировал. И дерево, пожалуй, было самым многозначным образом. Дерево — символ изобилия: это и пища, и дом, и одежда. Дерево — божество, управляющее солнцем и дождём, ведающее вопросами плодородия, брака и деторождения. Дерево — образ мироздания: корнями уходя в глубь земли, а ветвями — в небо, дерево связывает земное и небесное. Неудивительно, что практически в каждом изделии можно увидеть если не само дерево, то хотя бы его элементы.

Растительный мир был для народного орнаментального творчества неисчерпаемым источником. Если говорить о характере орнамента, то для Рязани характерен орнамент геометрический. Это объясняется тем, что вышивка делалась по счёту. В основном использовалась льняная ткань, у которой хорошо просматривается структура, и узор по ней не рисовался, а просчитывался. Техники были соответствующие: счётная гладь, цветная перевить, вышивки росписью.

Любой даже самый сложный орнамент состоит из нескольких основополагающих элементов. Традиционный набор: треугольник, квадрат и круг. Из этой базовой группы формируется глубинное содержание орнамента. Ощущение живого числа в старину было более сильное, чем у нас. Наличие всех элементов создает некое незримое движение в вышивке, дыхание жизни. Их ритмическое повторение настраивает человека на особую частоту. Однообразный орнамент монотонен и скучен, он утомляет. Орнамент интересен тогда, когда на него можно смотреть часами и не чувствовать усталости, всякий раз открывая для себя новые сочетания.

Изначально вышивка несла в себе огромное количество функций. Её декоративное значение рассматривалось в последнюю очередь. Создавая вышивку, наши предки не думали о ней как об украшении. Всё делалось по наитию, информация нисходила из духовного мира. Четыре времени года: зима, весна, лето, осень — диктовали свои формы и цвета. Например, осенью первую роль играл квадрат — символ земли, плодородия. Квадрат делился на несколько частей, каждая из них заполнялась, и это создавало ощущение полноты жизни, созревшего урожая, плодородной земли.

Также интуитивно подбирались и цвета. В Рязани основным цветом считается красный с самыми разнообразными дополнениями: синий, жёлтый, зелёный, чёрный. Народ жил с пониманием того, что есть тёмные и светлые силы, добро и зло. И вышивка была одним из способов оградить себя от негативного влияния. Когда под лучами весеннего солнца мастерица шила по серебристой холстине огненно-красные узоры, она непременно верила в их благотворную силу. Неслучайно в избе, в красном углу, традиционно вешалось полотенце с яркой вышивкой. Именно она в первую очередь притягивала на себя внимание любого человек, зашедшего в дом. Если человек приходил с дурными намерениями, то его агрессия, отрицательная энергия поглощалась, растворялась в пёстрых узорах.

Иногда в музеях встречаются настолько странные цветовые сочетания, что глазам не верится. Например, сочные оливковые цвета. Увидишь такой образец и думаешь: откуда? Может, девушка в гостях побывала где-то в дальних краях, или съездила на ярмарку... Подобное эмоциональное мгновение очень важно. Ты его в себе носишь, переживаешь, представляешь человека, его душевное состояние, окружение, в котором он жил. Бывает, такой маленький кусочек так западает в душу, что из одного элемента создаётся целая работа.

На одной из выставок Елены в книге отзывов осталась такая запись: «Это явление значимо для нас. Оно спасёт и вас». И дата: «15 января 1508 год». Шутка, случайность или чьи-то неподдельные эмоции?.. Как бы то ни было, запись символична: через года искусство Елены Колодкиной будет говорить на сакральном языке узорчатого следа цветной нити.

Вера Новикова

«Новая газета», 30Р/2009


Метки: Елена Колодкина, вышивка, промыслы


Поиск

16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

18:50
В Рязани произошло массовое ДТП

18:19
Рязанцы простились с погибшим в ходе СВО жителем Ермишинского района

18:12
Рязанским школьникам рассказали о способах трудоустройства

17:35
Работающие рязанцы больше доверяют коллегам, а рязанки — работодателю

17:16
На Окском шоссе в Рязани временно закроют движение транспорта

16:34
Депутаты Рязоблдумы высадили в Верхнем городском саду кленовую аллею

16:19
В полиции прокомментировали скопление автомашин ДПС под Рязанью

15:48
Касимовские следователи просят помочь отыскать пропавшего мужчину

15:27
В Сасовском районе пьяный мужчина угрожал зарезать жену ножницами

15:15
Рязанский производитель стройматериалов присоединился к нацпроекту «Производительность труда»

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31