Подробности

Клаксон

Через 10 лет движение в центре Рязани полностью остановится?

02.12.2010

Чтобы решить проблему пробок, специалисты предлагают убрать малый бизнес из центра, увеличить городской автопарк и поменять законы.

Извечная русская беда — дороги — в нашем городе приобрела поистине угрожающие масштабы. Кажется, ещё лет семь-восемь назад на утренние пробки жаловались только жители Московского района. Сегодня в рабочие дни стоит весь центр. Чтобы часами не ползти, например, из Канищева в Дашково-Песочню, таксисты один за другим переходят в ночную смену. Многие офисные работники, чиновники, предприниматели предпочитают передвигаться по центру пешком, так получается намного быстрее, чем на общественном транспорте или автомобиле. Счастливы те, кто приезжает на работу к восьми, когда заторов на улицах ещё нет, и уезжает в районе 22 часов, когда они уже рассасываются. Запруженный транспортом гудящий, загазованный город им незнаком.
Что же произошло за этот переломный период, чем грозят пробки экономике города и как предотвратить в Рязани транспортный коллапс? Ответы на эти вопросы «Комсомолка» искала с рязанскими экономистами — учёными и аналитиками.

За всё ответит малый бизнес
Как это обычно бывает в нашей стране, решение каждой проблемы начинается с поиска виноватого. Таковым в транспортных бедах Рязани специалисты признали... малый бизнес. Да-да, не узкие дороги и отсутствие объездных путей, как мы привыкли считать, а предпринимателей. За последние 7 лет в центре города число рабочих мест увеличилось почти на 17 тысяч, а в Московском районе — на 6 тысяч. За тот же период количество рязанцев, трудящихся на средних и крупных предприятиях, сократилось с 60% до 46%, то есть более чем в 1,3 раза. По прогнозам экспертов, к 2013 году в малом бизнесе будет занято 60 % работающего населения Рязани. Как результат — значительное падение объёмов промышленного производства на фоне роста объёмов торговли и услуг.

С одной стороны, региональное правительство всячески стимулирует развитие малого предпринимательства. И оно, конечно, благотворно влияет на экономику города. Но есть и обратная сторона медали — транспортная ситуация в Рязани близка к катастрофической. Крупные заводы и фабрики, на которых в советские годы трудились процентов 80 рязанцев, были привязаны к промышленным зонам, к железнодорожным и магистральным трассам. А малые предприятия в этом отношении более мобильны и стараются расположиться в зонах максимального пассажиропотока и потока клиентов.

Стоит ли уточнять, что речь идёт о центре города? Исследования показали: в районах Московское, Роща, Дашково-Песочня количество работающих значительно меньше, чем проживающих. А в центре всё наоборот — там рязанцев работает вдвое больше, чем проживает. По утрам туда направлются в 3-4 раза больше людей, нежели в другие районы города. Ожидается, что уже через 10-15 лет доля рабочих мест в центральной части города может достигнуть 50%. И это неминуемо приведёт к полной остановке движения транспорта в центре Рязани и прекращению сообщения между спальными районами. Поскольку расширить или реконструировать центральную улично-дорожную сеть практически невозможно, специалисты предложили запретить открывать новые предприятия в центре города.

Чем дольше едешь, тем хуже работаешь
Возможно, чиновники и не озаботились бы проблемой рязанских пробок, если бы не угроза их благополучию. Психологи утверждают, что у жителей каждого региона России существует некая зона кризиса — психологический барьер по времени. Если время пути из дома на работу будет превышать данную величину, в обществе резко возрастёт социальная напряжённость и недовольство действующей властью. А дальше — забастовки штурм здания администрации... Насколько такая угроза реальна в нашем депрессивном (как его называют на федеральном уровне) регионе, сегодня судить трудно.

Но то, что мы совсем скоро приблизимся к этой критической точке, сомневаться не приходится. В Рязани она равна полутора часам. По прогнозам экономистов, жители Московского района, направляющиеся в центр, столкнутся с зоной кризиса уже в 2013 году. Когда же в 2018 году её ощутят все горожане, жители Московского будут добираться до площади Ленина уже два с половиной часа.

Долгий путь на службу страшно изматывает даже тех, кто едет на личном транспорте, не говоря уже о скрюченных в маршрутках пассажирах. Мы раздражаемся, боясь опоздать, собачимся с кондуктором или водителем. Вылезаем на свет всклокоченные и приходим на работу на взводе. Нервные клетки не восстанавливаются... Вы удивитесь, узнав, что наша утомленность — это проблема государственного значения. Проведённые в Рязани исследования показали: если горожанин едет на работу дольше получаса, например сорок пять минут, то его производительность труда падает на 50% в течение этих превышенных пятнадцати минут. И эти потери имеют немалое денежное выражение.
—Уже сейчас потери экономики города составляют около 2% или 2,2 миллиарда рублей в год, а к 2020 году они достигнут 16 миллиардов,— говорит начальник городского управления экономического развития Игорь Ковалёв.— Если ситуация не изменится, потери города за 10 лет составят не менее 87 миллиардов. Это загонит Рязань в депрессивную ловушку.

Без маршруток никуда!
На сегодняшний день 17 % работающих горожан ходят на службу пешком, 23% ездят на личном транспорте и целых 60% на общественном транспорте. Поэтому аналитики бьют тревогу. Очень скоро муниципальным транспортным предприятиям и владельцам маршрутов предстоит усиливать автопарк. Даже при 10%-ом росте времени перемещения в городе на столько же нужно будет увеличить и количество машин. К 2020 году нам обещают, что продолжительность проезда по Рязани взлетит с 41 до 106 минут. В этом случае потребуется приумножить автопарк общественного транспорта в 2,5 раза.
Гаишники, а также водители автобусов и троллейбусов считают юркие вездесущие маршрутки злом на дорогах. Они подрезают, останавливаются в неположенных местах, нарушают правила перевозки пассажиров. Поэтому в воздухе витает идея — взять да запретить маршрутные такси. Может тогда и обстановка на дорогах будет менее накалённой? Но учёные мужи, досконально изучившие пристрастия горожан, просят с этим не торопиться.
— На маршрутках ездит 40% населения. Замените их автобусами, и люди пересядут на легковушки, — поясняют специалисты автодорожного факультета рязанского агротехнологического университета. — Если 10% пассажиров маршруток пересядут на личные автомобили, легковых автомобилей на наших дорогах станет на 11% больше, а среднее время перемещения по городу возрастёт на 17%.

Строить новые дороги мешает закон?
Строительство дополнительных окружных и объездных дорог уже много лет представляют нам как единственное спасение от всех транспортных проблем. Так, появление в Рязани следующих объектов должно сократить время, которое мы затрачиваем по пути на работу.
Северная окружная дорога, от поста ГИБДД до посёлка Борки;
Проезд от Северной окружной дороги — Московское шоссе — Михайловское шоссе;
Проезд от улицы Крупской до улицы Островского;
Проезд от Славянского проспекта (Голенчино) до Куйбышевского шоссе;
Проезд от Михайловского шоссе (Ситники) до улицы Новаторов;
Проезд от Северной окружной через посёлок Красный на проезд Шабулина;
Развязка в районе пересечения улицы Горького, улицы Циолковского, Куйбышевского шоссе;
Проезд от Голенчинского шоссе до Южной окружной дороги;
Переход через железнодорожную дорогу от улицы Павлова до улицы Типанова.

По оценке экспертов, наибольший эффект дадут проезды от улицы Крупской до улицы Островского (стоимость 1,2 миллиарда рублей, сэкономит горожанам 19,7% времени), от Славянского проспекта до Куйбышевского шоссе (стоимость 0,7 миллиарда рублей, экономия времени — 8,9%), от Михайловского шоссе (Ситники) до улицы Новаторов (стоимость 1 миллиард рублей, экономия времени перемещения по городу — 5,1 %).

Правда, как оказалось, и это тоже не панацея. При условии, что все дороги будут построены, к 2020 году количество минут на перемещение из Московского района в центр уменьшится с 185 до 69 в 2020, а из Дашков — всего лишь с 79 до 63 минут. Некоторые из этих объектов уже запущены. Вот только денег на то, чтобы завершить работы, не то чтобы в срок, а вообще когда-нибудь, категорически не хватает. А пока дорожники выбивают очередную партию инвестиций, уже построенные фрагменты дороги разрушаются. Когда стало очевидно, что на бюджетные средства прорыва не совершить, муниципалитет обратился за помощью к частному капиталу. Дело благое, и желающие вложиться нашлись, но... с перспективой финансовой отдачи. Прибыль дорога может приносить только в одном случае — если проезд по ней платный. А почему бы и нет? В Европе все крупные магистрали платные и находятся в превосходном состоянии. Но хорошая идея натолкнулась на самобытное российское законодательство, по которому платными могут быть только мосты через водные преграды и переезды через железную дорогу. Из списка сразу выпали несколько объектов.

Недавно в Рязани начали строить три платных участка: два железнодорожных переезда и эстакаду через реку Павловку (от улицы Островского до улицы Крупской). Инициатором этих проектов стало ООО «Региональные платные дороги». Но и здесь горожанам не повезло. Снова подкараулил наших чиновников коварный закон. Неожиданно выяснилось, что в Рязани не отработал механизм резервирования и выкупа частных земель под строительство дорог. Стоимость выкупа составляет 10—15 % от объёма капитальных вложений. Но поскольку изымать земли можно только для муниципальных или государственных нужд, то и данные средства должны быть бюджетными. Дорожники только пожимают плечами: если бы вопросы были решены, строительство началось бы ещё в этом году.

Татьяна Бадалова

Другое мнение
Алексей Иванович Короткий, руководитель Автоколонны 1310 с 1989 по 2006 годы:
— Не верьте тому, что в Рязани нельзя предотвратить неизбежный транспортный коллапс. Можно, только для этого придётся принимать непопулярные меры. Во-первых, они настроят против руководителей города обеспеченную часть населения, а во-вторых, многие из властьимущих лишатся своей «кормушки». Решение лежит на поверхности — нужно поднять цены на топливо. И одновременно с этим снизить тарифы на пассажирские перевозки. Конечно, понадобится приобрести новые троллейбусы и автобусы, чтобы обеспечить возросший спрос на общественный транспорт. А он, поверьте мне, будет. Рациональные люди подсчитают и поймут, что на автобусе до работы добираться дешевле, чем на своём автомобиле или маршрутке. И они пересядут. Но разве мы дождёся от властей такого альтруизма? Нет! «Газелями», которые ходят по городским маршрутам, владеют чиновники и милиционеры. А в их распоряжении личные и служебные авто. Они не заинтересованы в развитии общественного транспорта.

«КП-Рязань», №48/2010


Метки: дороги, транспорт, пробки


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30