Экскурсия

Старожиловский район

Истье. Центр металлургии

Старожиловская земля стала центром российской металлургии гораздо раньше, чем принято считать, — не менее чем за 500 лет до правления Петра I.

Руины доменной печи в Истье

В начале XVIII века Рязанская область приобрела в российском масштабе особый статус. Иностранной гегемонии булавочно-иголочных товаров на российском рынке был положен конец. Швейная игла, вязальная спица и английская булавка с конца эпохи правления Петра I для всей Российской империи теперь выделывались на двух фабриках в Рязанской губернии — в сёлах Коленцы и Столпцы Старожиловской земли. Металл для фабрик выплавляли на чугунолитейном заводе на реке Истье в одноимённом селе. Там, где сейчас у дороги красуется домна, — самая старая во всей Восточной Европе.

Крестьянину без железа никак нельзя. Нарубить дров и поставить избу — нужен топор. Собрать урожай — здесь потребен серп. Накосить сена для коровки на зиму — косу подавай. Лошадь обуть — надобится подкова. А ещё ухват, чтоб из печки опять же железный чугунок достать, замок амбарный… В общем, кузнец на селе всегда был в почёте. Появление металлургии в истории человечества учёные отметили особо, проведя границу между каменным веком и эпохой металла, который, в свою очередь, разделили на эпоху бронзы и железа.

Обработка железной руды требует создания печей с высокой температурой. В настоящее время применяют домны, мартены, кислородные конвертеры, а теперь ещё и методы прямого восстановления чистого железа из руды пропусканием электричества. Но ещё несколько сотен лет назад печь, позволяющая расплавить железную руду, была вершиной прогресса. Металл получали иначе: кузнец нагревал кусок руды на открытом огне, а затем, пользуясь правилом «куй железо, пока горячо», тяжёлым молотом выбивал из него шлак. Вытянутую полоску металла резали, складывали книжкой и многократно повторяли операцию. Полученную заготовку оставалось загнуть, заострить или заточить. Именно так делали гвозди, подковы, ножи и мечи. Всё это осуществимо — была бы руда.

А обнаружили её на Рязанской земле ещё в средние века. Одно из месторождений находится по реке Истье. В 2014 году группа археологов под руководством Дмитрия Иванова пришла к выводу, что истьинские металлурги, видимо, снабжали железом большую округу — возможно, и Старую Рязань в эпоху её расцвета. Данный факт исключительно важен, потому как до сих пор даже в научной литературе приводится некая легенда об уральском рудознатце, который в начале 1700-х годов обнаружил бурую рудицу в овраге у села Залипяжье. Теперь же стало ясно — Старожиловская земля стала центром металлургии, как минимум, за 500 лет до Петра. Зато именно при нём добыча железа в Рязанской губернии приобрела по-настоящему промышленные масштабы. После поражения под Нарвой в 1701 году отступившая русская армия потеряла чуть ли не всю свою артиллерию, и именно тогда возникла необходимость переплавить церковные колокола в пушки и ядра. В небольшом музее, что расположился на первом этаже в Истьинском доме культуры, хранится чугунное ядро, найденное в селе. Доподлинно история его неизвестна, но не исключено, что отлито оно было в истьинской домне.

При въезде в село с дороги хорошо просматривается массивная постройка. Приезжие гадают — бывшая тюрьма ли это или руины храма. Табличка на стене постройки ставит крест на обеих версиях. Это «домна — памятник архитектуры XVIII века». Домну, а также водяную мельницу, молотовые и боевые кузницы отстроили на этом месте по велению государя триста лет назад тогдашние московские бизнесмены Яков Рюмин и Сидор Томилин. Постройка завода потребовала высочайшего разрешения: пришлось писать челобитную в Петербург.

Руду добывали здесь же — в треугольнике между поселениями Истье, Залипяжье и Ямы. Геологическое строение территории таково, что заставляло копать вертикальные шахты-дудки глубиной от пяти до двенадцати метров: железная руда в виде желваков, жил и линз вместе с кремнем залегает под толстым слоем суглинка и песка. Увидеть эту мощную толщу песка можно неподалеку: свернув на второстепенный асфальт с трассы М5 в сторону Истья — по обе стороны от дороги развернулись современные раскопки песка. Экскаваторы внедрились уже на глубину более 10 метров и буквально тонут на фоне зияющей желтизны карьеров-котлованов. Но триста лет назад люди копали ещё глубже лопатами. Условия работы шансов на выживание не оставляли: спустившись по верёвке на дно шахты-дудки, горняк с кайлом начинал прорубать себе коридор влево и вправо, нагребая пустую породу и куски руды в бадью, которую вытягивали на поверхность. Об укреплении шахт и коридоров-штреков речи не шло. Документальных фактов в архивах обнаружить не удалось, но по бытующим легендам известно — обвалы были обычным делом. Имена погибших навечно остались в названии местных урочищ: так у деревни Ямы появились Абрамкины дудки.

А весь добытый металл пожирала домна. На месте былых раскопок сохранился и странный рельеф. На территории площадью с несколько футбольных полей у деревни Ямы не осталось ни одного живого места. Всё поле буквально соткано из сотен бугров и разделяющих их ям, сидящих настолько кучно, что сельскому хозяйству вернуть эту землю так и не удалось. Выравнивать участок до сих пор так никто и не решился. И уже больше двух сотен лет «рудное поле» — это большой пустырь среди колосящихся золотых нив. И пустырь этот постепенно заселяют редкие виды растений, среди них — лесная ветреница с белоснежными цветами. В мае ветреница почти полностью покрывает бугры и, вероятно, рудное поле у села Истье — местообитание самой крупной популяции этого редкого вида во всём регионе.

«Истьинский колосс» пытались растащить на кирпич в эпоху лихих девяностых. Но гигантская печь оказалась сложена столь добротно, что и спустя три века не поддалась вандалам, алчущим кирпич для возведения личного гаража. Сегодня домна доступна для осмотра и посещения. Взору предстаёт её центральная камера — горн из особого огнеупорного кирпича-шамота, где когда-то плавили металл. Поляк Валишевский уверенно писал, что некогда в Истье приезжал сам Пётр, где отмахал в кузне молотом целую смену и заработал на новые башмаки. Правда, подобная легенда ходит не только по Рязанщине, но и по другим уголкам большой страны.

Завод в Истье то процветал, то переживал нелёгкие времена при смене владельцев. После разлада в семействе Рюминых в 1733 году завод и фабрики были переданы в аренду на десять лет иностранцам Готлибу Белау и Гендриху Янковичу. В 1773 году собственность Рюминых с согласия Сената и берг-коллегии перешла владельцу Благовещенского медеплавильного завода в Уфимском уезде, генерал-аудитор-лейтенанту Петру Кирилловичу Хлебникову. А модернизировал производство на заводе его сын — Николай Петрович, который возвёл большую часть строений завода, сохранившихся до наших дней. После его смерти в 1806 году вся фабрично-заводская собственность перешла к семье Полторацких.

Каждый храм в Рязанской области строился в связи с различными обстоятельствами. Либо на средства прихожан, либо — меценатов. Если храм в Коленцах был построен от продажи иголок, то храм в селе Истье появился на средства от продажи металла. Каменная Христорождественская церковь была построена в 1816 году помещицей Анной Петровной Полтарацкой. У западной стены устроены хоры, на которые вели две винтовые лестницы. Позднее храм ремонтировали и перестраивали — как свидетельствуют записи в клировых ведомостях, на деньги прихожан. После долгого перерыва храм вновь открыт для прихожан. Дмитрий Mapкович Полторацкий отметился в отечественной истории как один из основателей Российского общества сельского хозяйства. При его сыне Сергее Дмитриевиче на заводах в Истье появились две паровые машины и две пудлинговые печи. Предприятие стало выдавать до 376 тысяч пудов металла в год. Однако «цветущее состояние» длилось недолго. В 1874 году предприятия оказались в ведении акционерного общества Русского рельсового производства. Истьинский завод был перепрофилирован на выпуск железнодорожного оборудования — вагонных колёс, рельс и стрелок.

А в девяностых годах XIX века у владельцев Истьинского завода появилась возможность получить крупный заказ на изготовление подвижного состава для строящейся Рязано-Уральской железной дороги. На заводе возвели корпуса механического, рельсопрокатного, тормозного и молотового цехов, новую домну и кузницу. От станции Старожилово проложили ветку железной дороги до новой станции Истье. Только вот надежда на крупный правительственный заказ не оправдалась, и это стало настоящей трагедией для всего предприятия. Завод накопил долги, начались перебои в выплате и без того низкой зарплаты, что спровоцировало усиление волнений среди рабочих. Истьинский завод и фабрику в Коленцах закрыли в 1900 году, имущество же продали с аукциона.

Сегодня в экспозиции краеведческого музея в селе Истье среди массы разнообразных изделий местного производства нет ни одной иглы (зато есть в Рязанском кремле). Сёла Коленцы и Столпцы, отчасти Истье демонстрируют яркий пример появления и исчезновения градообразующего предприятия и связанных с ним механизмов развития хозяйства и уклада общества. Позднее в металлургии на лидирующие роли вышли Уральский регион, а после открытия руд Курской магнитной аномалии — Центральное Черноземье. Металлургия Рязанской области, и, в частности, Касимовского и Старожиловского районов, остались в прошлом.

Но если игольная фабрика закрылась раз и навсегда, то предприятие в Истье работу возобновило. Пришлось пройти через кризис в годы революции. В феврале 1917 года эстонские владельцы организовали перевозку оборудования из цехов Ревельского завода «Двигатель». Предприятие являлось собственностью другого государства и потому не было национализировано. Отраслью специализации стал выпуск нефтяных двигателей «Орёл», ручных дрезин, вагонных подшипников, центробежных насосов, конных молотилок, железных печей, нагревательных ламп к различным двигателям, изготавливались медогоны, шинкорезные машины, биторезки и клуппы с метчиками. После Гражданской войны и с образованием СССР наметился отток высококвалифицированных рабочих в крупные города и столицу. В 1929 году эстонское акционерное общество «Двигатель» приняло решение закрыть завод как убыточный. Предприятие национализировали.



В годы Великой отечественной войны завод переориентировали на выпуск военной продукции и запасных частей для сельскохозяйственной техники — комбайнов и других уборочных машин. В 1953 году в Истье производили мотовозы — машины для транспортировки леса и торфа, которые пользовались большим спросом в стране. В 1968 году Истьинский машиностроительный завод, прямой наследник Истьинско-Залипяжского металлургического завода эпохи Петра I, выпускал тепловозы и дезинтеграторы и начал освоение производства путеремонтных машин. В 1971 году был прекращён выпуск узкоколейных тепловозов, и завод окончательно перешёл на выпуск путеремонтной техники. В 1974 году появились первые опытные образцы подъёмно-рихтовочной машины для угольных разрезов и уникальной машины для смены шпал в путевом бетоне метрополитена. Истьинский машиностроительный завод работает до сих пор, а поскольку ведёт свою историю с 1716 года, то входит в число старейших предприятий региона. Завод, когда-то плавивший чугун, теперь выпускает разнообразные машины для строительства и ремонта железнодорожных путей.

Неотъемлемой частью ландшафта в Истье долгое время оставался огромный пруд, падающая вода из которого приводила в движение заводские молоты. Пруд этот ещё виден на фотографиях начала XX века. Сегодня плотина разрушена, на её месте — каменистые руины. А сама река давно вернулась в свои берега. В начале XXI века Старожиловский район, имеющий богатую историю промышленного освоения железных руд, ставшего основой для развития чёрной металлургии, а затем на уже существующих производственных мощностях — железнодорожного машиностроения, всё же остается аграрным. Село Истье, или рабочий посёлок Истьинского завода — некогда крупнейшее поселение всего района с упадком металлургии уступило лидерство сельцу Старожилово. В память о былой славе с 2011 года в селе, на площади у домны, проводится Международный фестиваль кузнецов, с 2013 года — в формате «раз в два года».

Добраться до села можно двумя путями. Въезд со стороны «рудного поля» у деревни Ямы. От Рязани по трассе М5, миновав мост у деревни Каменки (там, где часто стоит патруль ГИБДД), свернуть у указателя «Истье» направо. Всего 52 километра. Въезд со стороны домны. От Рязани по ряжской трассе добраться до села Чернобаево и по указателю «Истье» свернуть налево. Всего 65 километров.

Фото авторов, а также предоставленные коллективом Истьинского металлургического завода

Людмила Рубцова, Алексей Водорезов


Метки: Старожиловский район, Истье, металлургия, история, Истьинский машиностроительный завод, промышленность



Поиск

11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение

11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение

27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года

27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»

27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России

27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году

26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову

26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей

25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте

25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат

23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей

22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»

22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена

22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11

22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты

15:49
Перед рязанцами в марте выступит Александра Трусова

14:25
В центре Рязани столкнулись автобус и легковушка

14:09
ФСБ в Рязанской области пресекла деятельность подпольных оружейников

14:02
В Рязани прооперировали женщину, которой отказали ведущие медцентры страны

12:57
Мэрия Рязани утвердила правила пользования платными парковками

12:50
Рязанские транспортные полицейские с поличным задержали распространителя «синтетики»

12:24
Житель сасовского села грозился убить брата «трезвым поленом»

12:12
Идёт приём документов на получение статуса социального предпринимателя

12:04
Повестки в военкоматы в Рязани вручили шести новым гражданам России

11:59
В Рязанской области подтоплено семь низководных мостов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31