Истье. Центр металлургии |
---|
Старожиловская земля стала центром российской металлургии гораздо раньше, чем принято считать, — не менее чем за 500 лет до правления Петра I.
Руины доменной печи в Истье
Крестьянину без железа никак нельзя. Нарубить дров и поставить избу — нужен топор. Собрать урожай — здесь потребен серп. Накосить сена для коровки на зиму — косу подавай. Лошадь обуть — надобится подкова. А ещё ухват, чтоб из печки опять же железный чугунок достать, замок амбарный… В общем, кузнец на селе всегда был в почёте. Появление металлургии в истории человечества учёные отметили особо, проведя границу между каменным веком и эпохой металла, который, в свою очередь, разделили на эпоху бронзы и железа.
Обработка железной руды требует создания печей с высокой температурой. В настоящее время применяют домны, мартены, кислородные конвертеры, а теперь ещё и методы прямого восстановления чистого железа из руды пропусканием электричества. Но ещё несколько сотен лет назад печь, позволяющая расплавить железную руду, была вершиной прогресса. Металл получали иначе: кузнец нагревал кусок руды на открытом огне, а затем, пользуясь правилом «куй железо, пока горячо», тяжёлым молотом выбивал из него шлак. Вытянутую полоску металла резали, складывали книжкой и многократно повторяли операцию. Полученную заготовку оставалось загнуть, заострить или заточить. Именно так делали гвозди, подковы, ножи и мечи. Всё это осуществимо — была бы руда.
А обнаружили её на Рязанской земле ещё в средние века. Одно из месторождений находится по реке Истье. В 2014 году группа археологов под руководством Дмитрия Иванова пришла к выводу, что истьинские металлурги, видимо, снабжали железом большую округу — возможно, и Старую Рязань в эпоху её расцвета. Данный факт исключительно важен, потому как до сих пор даже в научной литературе приводится некая легенда об уральском рудознатце, который в начале 1700-х годов обнаружил бурую рудицу в овраге у села Залипяжье. Теперь же стало ясно — Старожиловская земля стала центром металлургии, как минимум, за 500 лет до Петра. Зато именно при нём добыча железа в Рязанской губернии приобрела по-настоящему промышленные масштабы. После поражения под Нарвой в 1701 году отступившая русская армия потеряла чуть ли не всю свою артиллерию, и именно тогда возникла необходимость переплавить церковные колокола в пушки и ядра. В небольшом музее, что расположился на первом этаже в Истьинском доме культуры, хранится чугунное ядро, найденное в селе. Доподлинно история его неизвестна, но не исключено, что отлито оно было в истьинской домне.
При въезде в село с дороги хорошо просматривается массивная постройка. Приезжие гадают — бывшая тюрьма ли это или руины храма. Табличка на стене постройки ставит крест на обеих версиях. Это «домна — памятник архитектуры XVIII века». Домну, а также водяную мельницу, молотовые и боевые кузницы отстроили на этом месте по велению государя триста лет назад тогдашние московские бизнесмены Яков Рюмин и Сидор Томилин. Постройка завода потребовала высочайшего разрешения: пришлось писать челобитную в Петербург.
Руду добывали здесь же — в треугольнике между поселениями Истье, Залипяжье и Ямы. Геологическое строение территории таково, что заставляло копать вертикальные шахты-дудки глубиной от пяти до двенадцати метров: железная руда в виде желваков, жил и линз вместе с кремнем залегает под толстым слоем суглинка и песка. Увидеть эту мощную толщу песка можно неподалеку: свернув на второстепенный асфальт с трассы М5 в сторону Истья — по обе стороны от дороги развернулись современные раскопки песка. Экскаваторы внедрились уже на глубину более 10 метров и буквально тонут на фоне зияющей желтизны карьеров-котлованов. Но триста лет назад люди копали ещё глубже лопатами. Условия работы шансов на выживание не оставляли: спустившись по верёвке на дно шахты-дудки, горняк с кайлом начинал прорубать себе коридор влево и вправо, нагребая пустую породу и куски руды в бадью, которую вытягивали на поверхность. Об укреплении шахт и коридоров-штреков речи не шло. Документальных фактов в архивах обнаружить не удалось, но по бытующим легендам известно — обвалы были обычным делом. Имена погибших навечно остались в названии местных урочищ: так у деревни Ямы появились Абрамкины дудки.
А весь добытый металл пожирала домна. На месте былых раскопок сохранился и странный рельеф. На территории площадью с несколько футбольных полей у деревни Ямы не осталось ни одного живого места. Всё поле буквально соткано из сотен бугров и разделяющих их ям, сидящих настолько кучно, что сельскому хозяйству вернуть эту землю так и не удалось. Выравнивать участок до сих пор так никто и не решился. И уже больше двух сотен лет «рудное поле» — это большой пустырь среди колосящихся золотых нив. И пустырь этот постепенно заселяют редкие виды растений, среди них — лесная ветреница с белоснежными цветами. В мае ветреница почти полностью покрывает бугры и, вероятно, рудное поле у села Истье — местообитание самой крупной популяции этого редкого вида во всём регионе.
«Истьинский колосс» пытались растащить на кирпич в эпоху лихих девяностых. Но гигантская печь оказалась сложена столь добротно, что и спустя три века не поддалась вандалам, алчущим кирпич для возведения личного гаража. Сегодня домна доступна для осмотра и посещения. Взору предстаёт её центральная камера — горн из особого огнеупорного кирпича-шамота, где когда-то плавили металл. Поляк Валишевский уверенно писал, что некогда в Истье приезжал сам Пётр, где отмахал в кузне молотом целую смену и заработал на новые башмаки. Правда, подобная легенда ходит не только по Рязанщине, но и по другим уголкам большой страны.
Завод в Истье то процветал, то переживал нелёгкие времена при смене владельцев. После разлада в семействе Рюминых в 1733 году завод и фабрики были переданы в аренду на десять лет иностранцам Готлибу Белау и Гендриху Янковичу. В 1773 году собственность Рюминых с согласия Сената и берг-коллегии перешла владельцу Благовещенского медеплавильного завода в Уфимском уезде, генерал-аудитор-лейтенанту Петру Кирилловичу Хлебникову. А модернизировал производство на заводе его сын — Николай Петрович, который возвёл большую часть строений завода, сохранившихся до наших дней. После его смерти в 1806 году вся фабрично-заводская собственность перешла к семье Полторацких.
Каждый храм в Рязанской области строился в связи с различными обстоятельствами. Либо на средства прихожан, либо — меценатов. Если
А в девяностых годах XIX века у владельцев Истьинского завода появилась возможность получить крупный заказ на изготовление подвижного состава для строящейся Рязано-Уральской железной дороги. На заводе возвели корпуса механического, рельсопрокатного, тормозного и молотового цехов, новую домну и кузницу. От станции Старожилово проложили ветку железной дороги до новой станции Истье. Только вот надежда на крупный правительственный заказ не оправдалась, и это стало настоящей трагедией для всего предприятия. Завод накопил долги, начались перебои в выплате и без того низкой зарплаты, что спровоцировало усиление волнений среди рабочих. Истьинский завод и
Сегодня в экспозиции краеведческого музея в селе Истье среди массы разнообразных изделий местного производства нет ни одной иглы (зато есть в Рязанском кремле). Сёла
Но если игольная фабрика закрылась раз и навсегда, то предприятие в Истье работу возобновило. Пришлось пройти через кризис в годы революции. В феврале 1917 года эстонские владельцы организовали перевозку оборудования из цехов Ревельского завода «Двигатель». Предприятие являлось собственностью другого государства и потому не было национализировано. Отраслью специализации стал выпуск нефтяных двигателей «Орёл», ручных дрезин, вагонных подшипников, центробежных насосов, конных молотилок, железных печей, нагревательных ламп к различным двигателям, изготавливались медогоны, шинкорезные машины, биторезки и клуппы с метчиками. После Гражданской войны и с образованием СССР наметился отток высококвалифицированных рабочих в крупные города и столицу. В 1929 году эстонское акционерное общество «Двигатель» приняло решение закрыть завод как убыточный. Предприятие национализировали.
В годы Великой отечественной войны завод переориентировали на выпуск военной продукции и запасных частей для сельскохозяйственной техники — комбайнов и других уборочных машин. В 1953 году в Истье производили мотовозы — машины для транспортировки леса и торфа, которые пользовались большим спросом в стране. В 1968 году Истьинский машиностроительный завод, прямой наследник Истьинско-Залипяжского металлургического завода эпохи Петра I, выпускал тепловозы и дезинтеграторы и начал освоение производства путеремонтных машин. В 1971 году был прекращён выпуск узкоколейных тепловозов, и завод окончательно перешёл на выпуск путеремонтной техники. В 1974 году появились первые опытные образцы подъёмно-рихтовочной машины для угольных разрезов и уникальной машины для смены шпал в путевом бетоне метрополитена. Истьинский машиностроительный завод работает до сих пор, а поскольку ведёт свою историю с 1716 года, то входит в число старейших предприятий региона. Завод, когда-то плавивший чугун, теперь выпускает разнообразные машины для строительства и ремонта железнодорожных путей.
Неотъемлемой частью ландшафта в Истье долгое время оставался огромный пруд, падающая вода из которого приводила в движение заводские молоты. Пруд этот ещё виден на фотографиях начала XX века. Сегодня плотина разрушена, на её месте — каменистые руины. А сама река давно вернулась в свои берега. В начале XXI века Старожиловский район, имеющий богатую историю промышленного освоения железных руд, ставшего основой для развития чёрной металлургии, а затем на уже существующих производственных мощностях — железнодорожного машиностроения, всё же остается аграрным. Село Истье, или рабочий посёлок Истьинского завода — некогда крупнейшее поселение всего района с упадком металлургии уступило лидерство сельцу Старожилово. В память о былой славе с 2011 года в селе, на площади у домны,
Добраться до села можно двумя путями. Въезд со стороны «рудного поля» у деревни Ямы. От Рязани по трассе М5, миновав мост у деревни Каменки (там, где часто стоит патруль ГИБДД), свернуть у указателя «Истье» направо. Всего 52 километра. Въезд со стороны домны. От Рязани по ряжской трассе добраться до села Чернобаево и по указателю «Истье» свернуть налево. Всего 65 километров.
Метки: Старожиловский район, Истье, металлургия, история, Истьинский машиностроительный завод, промышленность
07.01.2025 19:04
Рязани передали титул новогодней столицы России
05.01.2025 20:35
«Гонка чемпионов» в Рязани стала большим спортивным праздником
04.01.2025 12:38
Рязанцев ждут на новогодних мероприятиях 4 января
03.01.2025 12:55
Рязанцев приглашают на новогодние мероприятия 3 января
02.01.2025 08:48
Рязанцев 2 января ждут на новогодних мероприятиях
17:51
Полиция предупредила рязанцев о мошенниках, взламывающих мессенджеры
17:04
На четырёх улицах Рязани отключили отопление
16:49
В Рязанском перинатальном центре родился малыш с весом почти 5 килограммов
16:32
Заболеваемость ОРВИ в Рязанской области сократилась почти на 40%
15:30
Семье Влада Синилкина, потерявшего ноги и руку в ДТП в Рязанской области, подарили автомобиль
13:57
Несколько улиц в Горроще остались без холодной воды
13:45
В Рязанской области ожидается туман и гололёд
12:30
Иллюминация на Почтовой и в Нижнем горпарке в Рязани сломалась
11:49
Рязанцев предупредили о мокром снеге и ледяном дожде
11:34
Рязанские волонтёры оценили масштаб бедствия на пляжах Анапы
11:11
Под Рязанью 10 января стартует этап Кубка России по биатлону
10:09
Четверо взрослых и ребёнок пострадали в ДТП в Рязанской области
09:53
ХК «Рязань-ВДВ» начал год с поражения
07.01.2025 13:11
Тонувшего подростка в Новомичуринске спасли случайные очевидцы
07.01.2025 12:54
Рязанцев ждут на мероприятиях 7 января
07.01.2025 12:08
Рязанцам могут увидеть в небе Луну, Сатурн, Венеру и Юпитер
07.01.2025 11:13
Рязанскую область 7 января накроет атлантический циклон «Бернд»
06.01.2025 14:50
В Рязанскую область после потепления придёт сильное похолодание
06.01.2025 13:41
Стали известны подробности ДТП под Рязанью с двумя погибшими