18+ 
ВОСКРЕСЕНЬЕ
23.09.2018 
Поиск

22.09.2018 19:18
В рязанском ТРЦ «Барс на Московском» откроется кинотеатр «КиноЛюкс» (фото)

21.09.2018 17:30
Россельхозбанк: Заключено соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром (фото)

21.09.2018 16:54
Малому центру Рязани предлагают придать статус исторического поселения (фото)

21.09.2018 14:34
Юлия Рокотянская назвала свой девиз (фото)

21.09.2018 12:53
Сергей Филимонов станет председателем Контрольно-счётной палаты Рязани (фото)

21.09.2018 12:23
Юлия Рокотянская избрана председателем Рязгордумы (фото)

21.09.2018 11:53
Россельхозбанк: Расширяется сотрудничество с Корпорацией развития Дальнего Востока (фото)

21.09.2018 11:23
Игорь Греков: «Соперничество закончилось» (фото)

21.09.2018 09:38
Личный кабинет Tele2 за полгода стал популярнее на четверть (фото)

20.09.2018 18:38
Рязанскую «Единую Россию» ждут перемены (фото)

20.09.2018 17:14
«Единая Россия» выдвинула Юлию Рокотянскую в председатели Рязгордумы (фото)

20.09.2018 15:31
«Тетерин фильм» покинул Рязань (фото)

20.09.2018 15:23
МТС предложила рязанским школьникам онлайн-школу Smart University (фото)

20.09.2018 13:58
Рассмотрение претензий по реконструкции площади Ленина в Рязани перенесли в другой суд (фото)

20.09.2018 12:38
Николай Любимов осмотрел новое помещение минобразования Рязанской области (фото)

20.09.2018 11:49
Российская актриса Анна Хилькевич прорекламировала рязанское молоко (фото)

20.09.2018 10:30
В рязанской Горроще построят новый дом (фото)

19.09.2018 16:56
Николай Любимов поздравил с юбилеем Рязанское художественное училище (фото)

19.09.2018 15:39
В Рязанской НПК начали использовать второй мобильный пост экологического мониторинга (фото)

19.09.2018 14:58
Активисты ОНФ проверили качество работ по благоустройству в парке Гагарина (фото) (карта)

19.09.2018 12:47
Частной ледовой арены в Рязани пока не будет (фото)

19.09.2018 11:04
Автосалон «ИнтерАвто» приглашает рязанцев на презентацию нового Volkswagen Touareg (фото)

19.09.2018 10:23
Театр «Каскадёр» представит в Рязани автошоу с биг-футами и трансформерами (фото)

18.09.2018 20:24
Руководителем фракции «Единой России» в Рязгордуме стала Елена Волкова (фото)

18.09.2018 17:21
Рязоблизбирком отказал в регистрации подгруппы по пенсионному референдуму (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Экскурсия

Рязанский район

Источник жизни

В Национальном парке «Мещёрский» можно совершить увлекательную прогулку по сосновому лесу к колодцу, где не грех набрать чистой и, как считается, святой воды...

Фото автора

Маршрут к колодцу «Источник жизни» удобней начать у села Деулино. В километре от въезда в село будет правый поворот — грунтовка, устремляющаяся в лес, к деревне Поповка. На въезде, а до него также не больше километра, в глаза бросится информационный стенд Мещёрского национального парка. На ярких брёвнышках вырисован экскурсионный маршрут, который так и называется «Источник жизни». От схемы путь будет лежать всё через тот же сосновый бор с берёзовым подлеском: если решились на прогулку пешком, то рассчитывать нужно на четыре километра дороги. И всё это в условиях лишь изредка нарушаемой безмятежности настойчивым пением птиц летом и по весне, или хрустом веток по осени и зимой. В общем, вдыхать свежесть мещёрского воздуха доведётся, как минимум, час. Автомобильная экскурсия будет иметь другую положительную сторону — как ни крути, а увезти воды удастся куда больше, чем унести.

В пункте назначения и пешеходов, и автолюбителей ожидает настоящий русский колодец, крытый бревенчатым навесом. Только воду добывать придётся не привычным способом — с помощью ворота, к которому цепью крепится ведро, а ковшом с длинной-предлинной рукояткой. Задача покажется не такой уж и лёгкой: чтобы наполнить даже одну пятилитровую бутыль, придётся постараться.


Интересно, что колодец, как слово, появилось на Руси куда раньше, чем само сооружение. Упоминание о нём можно найти в «Повести временных лет» в том месте, где описываются события 997 года. В тот год печенеги встали под Белгородом. В осаждённом городе начался сильный голод. Жители собрали по сему поводу вече, где приняли решение друг друга умертвить, чтобы живыми не сдаться врагам. Лишь один старец призвал выждать три дня. Женщинам он велел собрать остатки овса, сделать из овса болтушку и сварить кисель. Затем найти мёда и сварить сыту — сладкий медовый сироп. Мужчинам же велел выкопать два колодца. В один колодец вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. А затем велел старик звать печенегов на переговоры. Те обрадовались, решили, что белгородцы решили наконец-таки сдаться. Осаждённые же провели печенежских гонцов в город и сказали: «Разве можно нас победить? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли». И подвели к колодцам: из одного дали испить киселя, из другого — сладкую сыту. Отведали печенеги даров и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Так в летописи появилось сказание о Белгородском киселе.

На Руси колодец был местом, так сказать, общественным. Их на деревню имелось до нескольких сооружений, и редко кто из деревенских имел собственный колодец в усадьбе. За колодцами тщательно следили — регулярно чистили и заменяли подгнившие брёвна свежими. В древности заботились не столько о сохранении качества воды, сколько верили в её страшную силу — как источника жизни для всего сущего. У колодцев совершались жертвоприношения, бьющим из земли родникам поклонялись, как божеству. Ну и вода в деревенских колодцах, как правило, считалась целебной.

В целительную силу воды верят и в нынешнее время. Не стал исключением и данный колодец. Житель Деулино рассказал поистине невероятную историю. Один из его друзей-сослуживцев как-то раз приехал в гости. Рыбалка, купание в Пре, банька — всё, как полагается. И конечно, не заехать на колодец было бы, как говорится, преступлением. Гость набрал колодезной водицы и уехал восвояси. И буквально через пару дней у друзей состоялся телефонный разговор. «Моя семья теперь боится ездить со мной в машине, — признался армейский друг. — Я всю свою жизнь страдал проблемами со зрением и с детства носил очки. Но как только попил воды из колодца, понял, что они мне больше не нужны. Вот и за руль сажусь, естественно без очков. Родственники никак поверить не могут и боятся».

Нельзя не заметить, что ближайший кустарник у «Источника жизни» утоп в верёвочках, тряпочках и ленточках желаний — в общем, во всём, что можно каким-либо образом привязать к веточке. Эта языческая традиция особенно прижилась у святых источников, где ленточки желаний соседствуют с православными иконками. Так вот, на Руси возникновение всякого источника, как правило, связывали с именем Параскевы Пятницы. На Рязанской земле таких мест немало. С великомученицей связаны источники в селе Салаур под Шилово, и между сёлами Незнаново и Семион в Кораблинском районе. По преданию, родник появлялся там, где Параскева присела отдохнуть. Место непременно становилось священным, собирало паломников, которые несли льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть. Всё это развешивали на деревьях, растущих у колодца, или даже бросали в источник. Такой выбор жертвоприношений был связан с тем, что Параскева считалась покровительницей женских работ, в том числе ткачества и прядения.

Однако, легенда о колодце под Деулино связана отнюдь не с Параскевой, а с иным не менее почитаемым святым. По преданию, в стародавние времена, в пору крепостного права деревней Картаносово владел некий помещик. И был у него пастушок лет десяти, который пас его стадо. Однажды, пригнав стадо домой, он не досчитал пары голов и пошёл обратно, на поиски. Вынужденная прогулка затянулась. В сумерках пастушок нашёл-таки недостающих коров и погнал домой. Но в двух верстах от дома, у дороги, увидел парень свечение. Подошёл ближе, и явилась перед ним икона Николая Чудотворца, от которой шёл необъяснимый свет. Мальчик прочитал молитву, перекрестился и, преодолев страх, поднял икону и понёс её к помещику. На утро они уже вместе отправились к месту находки, где обнаружили, что из земли пробивается источник, которого раньше не было. О чуде сразу же сообщили местному священнику: икона нашла своё место в церквушке, а источник был объявлен святым.



С колодцами всегда связывали немало поверий. Считалось, что через них можно попасть в мир мёртвых, верили, что живёт в колодцах нечистая сила. Потому, набирая воду из колодца, его сначала крестили, а затем и сами крестились. Очевидно, поговорка «от воды — жди беды» родилась в эти нелёгкие времена. Верили, что самая беда могла приключиться в ночь, зимой и до Крещения. Если все три критерия совпадали, то выбирались к колодцу ни в коем случаем не в одиночку, а толпой, но старались не шуметь и даже не разговаривать.

Напротив, оживлённо и шумно у колодцев, источников и родников на Крещение, когда происходит освящение воды. По народным представлениям, этот ритуал давал возможность изгонять из неё бесов и очищать от скверны. Освящённая в ночь на 19 января водица считалась самой что ни на есть целебной. Если же не представлялось возможным освятить все колодцы в деревне, то в каждый неосвящённый заливали святую воду. Для очищения колодца в крещенскую ночь в него опускали крестик, сложенный из щепочек.

К «Источнику жизни» с давних пор приходят и приезжают верующие круглый год, чтобы впрок запастись водой. Известно, что эта вода не портится в течение очень долгого времени и способна вылечить от недугов как человека, так и любого другого зверя.

В рамках проекта «Достояние», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года №79-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России.

 жизни - 1.JPG
 жизни - 10.JPG
 жизни - 11.JPG
 жизни - 2.JPG
 жизни - 3.JPG
 жизни - 4.JPG
 жизни - 5.JPG
 жизни - 6.JPG
 жизни - 7.JPG
 жизни - 8.JPG
 жизни - 9.JPG

Людмила Рубцова


Метки: «Источник жизни», Деулино, Картаносово, история, медицина, Национальный парк «Мещёрский», РПЦ, Рязанский район


Социальные комментарии Cackle