18+ 
СРЕДА
20.06.2018 
Поиск

18:24
Безлимитный интернет Tele2 заработал ещё в 27 странах (фото)

17:49
Специалисты Рязанской НПК приняли госэкзамен у будущих нефтяников (фото)

16:29
Рязанское управление МЧС предлагает проводить проверки в ТРЦ не реже раза в год (фото)

16:10
В Рязани потребность двухлеток в детских садах обеспечена на 70% (фото)

12:54
Рязанцы посмотрели футбол на прогулке с помощью «МегаФон ТВ» (фото)

12:20
Слушатели похитили у «Европы Плюс Рязань» три крутых велосипеда (фото) (видео)

11:53
Ростелеком: Компания проводит акцию «Футболомания» для настоящих болельщиков (фото)

10:48
Обвинение попросило оштрафовать Владимира Трушкина на 300 тысяч рублей (фото)

09:28
На месте часовни Александра I в Рязани теперь бьёт театральный фонтан (фото) (карта)

19.06.2018 16:20
ТТК запустила пакетное предложение «Выгодный запас» для новых абонентов Рязани (фото)

19.06.2018 14:44
Tele2 запустил социальную кампанию «Добавь бабушку в друзья» (фото)

19.06.2018 14:02
Рязанские квартиры подорожают с 1 июля (фото)

19.06.2018 12:36
В системе «КонсультантПлюс» наглядно представлена практика применения правовых актов (фото)

19.06.2018 12:22
В Рязани упрощают требования к поступающим на муниципальную службу (фото)

19.06.2018 12:02
В рязанской Горроще появится новый дом бизнес-класса (фото)

19.06.2018 11:26
Рязанским муниципальным предприятиям согласованы кредиты (фото)

19.06.2018 10:50
Владислав Фролов оценил завершающую работу Рязгордуму (фото)

19.06.2018 10:08
Назначены выборы депутатов Рязанской городской Думы (фото)

19.06.2018 09:10
С 1 июля в Рязанской области подорожает газ для населения (фото)

18.06.2018 16:46
Ростелеком: Объявлены итоги годового общего собрания акционеров по результатам работы в 2017 году (фото)

18.06.2018 15:32
Олег Шишов рассказал о городской свалке (фото)

18.06.2018 10:35
Максимальный годовой доход рязанских министров составил около трёх миллионов рублей (фото)

17.06.2018 13:34
В рязанском «вишнёвом саду» установят ворота для гандбола (фото)

16.06.2018 13:41
Рязанцы ощутили магию «Дикой Мяты» (фото)

16.06.2018 11:56
На улице Голенчинской в Рязани построят культурно-оздоровительный комплекс (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Экскурсия

Михайловский район

Новопанская дубрава

Михайловская земля хранит в себе историю нашествия сектантов, лесорубов и тайну названий, в которых не разобраться даже опытным топонимистам.

Фото автора

К югу от Михайлова, примерно в шести километрах от второй пригородной развязки, что у посёлка Электрик, дорога уткнётся в село, название которого напоминает нечто скандинавское. В воображении редкого гостя всплывает созвучный персонаж из сказки Астрид Линдгрен, чьим именем и назвали рязанское сельцо.

Отчего селу дали такое необычное название Стубле — неведомо. Топонимисты предполагают, что оно может соотноситься с народным термином «стубло» — так называли корытообразную ложбину с временным водотоком. Специалисты в области изучения рельефа — геоморфологи — для таких форм рельефа используют термин «балка», но в разных местностях используют термин «лощина», «ложбина», «логовина», «яруга», «лоск» или «байрак». То, что деревушка именно «Стубло» нам доносит «Список населённых мест Рязанской губернии» 1888 года, где на странице 147 под №362 так и указано — село Стубло, хотя на картах в конце слова всё же отпечатана литера «е».

Стубле, как и схожие деревеньки, мало чем примечательно, разве что выразителен в этом селе храм. Как и многие, он был разорён и заброшен, колокольня лишилась навершия, на стенах не осталось и намёка на фрески, но сегодня появилась надежда — в храме началась реконструкция.



Поселение Стубле обосновали переселенцы из соседнего села Новопанское в начале XIX века. В 1862 году был возведён каменный Покровский храм, который четыре года спустя освятили. Новопанское в то время было одной из двух деревень в Михайловском уезде, где обосновались раскольники. Секта скопцов распространила своё влияние на Печерники и Новопанское. Население оказалось под мощным давлением пропаганды со стороны сектантов, которые проповедовали безбрачную жизнь, для чего занимались умерщвлением плоти, отказом от мяса, осуждали плотские отношения между супругами.

В дореволюционную эпоху в Новопанской, Попадьинской и Ново-Рождественской волостях жили государственные крестьяне. Это были служилые люди низшего ранга — казаки, стрельцы, пушкари, затинщики, воротники, рассыльщики. Сегодня не всякий объяснит, что это такие за профессии и насколько они важны. В обязанности воротников, к примеру, входила оборона городских стен и ворот, бдение в карауле, то есть они были некими стражниками у ворот, отчего и получили соответствующее звание. У затинщиков, то есть «затынщиков», основным оружием была затинная, то есть «затынная» пищаль, служившая для стрельбы «из-за тына» — частокола. О происхождении их напоминают и названия селений, и даже некоторые фамилии жителей — Воротниковы, Накаткины и прочие. Таких крестьян было 14,8 тысячи человек. С ними слились и крепостные монастырей — таковыми были крестьяне из Богословского монастыря под Рязанью, что поселились в селе Хавертово, и из деревни Бобыли. Бобылями, к слову, в XVII веке называли одиноких крестьян, не имевших своей пашни. Жители Бобылей в Михайловском уезде «сидели» на земле упразднённого в 1764 году Михайловского Ново-Рождественского мужского монастыря. С государственными крестьянами смешались и однодворцы (в переводе на современный язык — пограничники) из слобод Михайлова.

Новопанское, как и Печерники, образовали пашенные солдаты михайловских слобод — Паншенской и Лещенской. Элементарной комбинацией сложилось название образовавшейся точки на карте Михайловского уезда. Из Лещинской слободы для переселенцев перенесли и деревянную церковь Рождества Богородицы. Это произошло в 1795-м — этим годом и датируется образование села Новопанское. Дерево долго не прослужило — храм сломали. Уже в 1895 году принялись возводить новый каменный. Обжигали кирпичи на тех самых дровах, что служили стенами прежнего храма. Строили 10 лет.



И в числе прихожан и даже монахинь были и те, кого подозревали в сектантстве. Те устраивали собрания, занимались воспитанием малышей отнюдь не в православном духе. Священнослужители, как могли, пытались бороться со скопцами, но напрасно. Известно даже, что на некого священника Малинина навели напраслину те самые сектанты, вследствие чего батюшку перевели в дьячки в приходе, куда скуднее прежнего.

Загадочности соседствующим деревенькам Новопанское и Стубле добавляет лесок, который будто бы заигрался в прятки, отчего спрятаться так и не успел. Новопанская дубрава посреди михайловских полей кажется уж больно неестественной. Этот реликт былых лесов, подавляющие площади которых уступили место пашне под нажимом топора и огня, находится под охраной государства как убежище редких видов животных и растений.

Интересную мысль о происхождении местных ландшафтов ещё в 1929 году высказал исследователь М.В. Бабкин в своём сжатом естественно-географическом и историко-экономическом краеведческом очерке «Михайловская волость и город Михайлов Рязанской губернии». Среди прочего Бабкин писал, что «ещё в ту далёкую эпоху, когда пространство правого берега Оки освобождалось от ледника — того, что отступал к северо-западу, с юга меж тем подступала степь, а с севера — лес. Их борьба и создала типичный михайловский ландшафт. Питаясь от рек, лес в этом соревновании благополучно вёл, вытесняя степные растения и забирая у чернозёма питательный гумус. Вне зоны лесного доступа остались отдельные поля и полянки, напоминавшие о былом господстве степи. Борьба не прошла бесследно, оставив о себе напоминания в говорящих о лесе названиях селений — деревни Берёзово, Дубки, Дубрава, Ольхоцев, Подлесное и Поддубреево, а также и о степи — деревни Полянки, Лужки, Волчья степь».

Противостояние леса и степи, конечно, не единственное обстоятельство, способствовавшее их исчезновению. За те двести лет, что человек масштабно пахал землю, значительно поубавилось и леса. В Михайловском уезде в далёком 1787 году имелось почти 45 тысяч десятин леса. Понадобилось всего-навсего каких-то 70 лет, чтобы сократить лесной массив аж до трети. Так, к 1858 году от леса осталось только 15,5 тысячи десятин, а к началу XX века уже около семи тысяч. Какова же причина такого грандиозного лесоуничтожения? До середины XIX века помещики стремились расширить пашню за счёт леса, а наличие свободной крепостной силы им было только на руку. Их не остановила и отмена крепостного права — помещики продолжали сводить и продавать лес в попытке спасти своё разрушавшееся хозяйство. После революции лес поредел ещё значительнее: голод и разруха вынуждала рубить деревья на топливо и для хозяйственных нужд. О следах такого неразумного использования природных богатств под влиянием нужды настойчиво упоминает Бабкин в вышеуказанной работе. Это останки деревьев в Исканском и Розвальневском лесу под Михайловым, пни от некогда могучих 250-летних дубов в деревне Старые Свечи, от которой также сегодня ничегошеньки не осталось.

Древесиной Михайловская волость почти в одночасье оказалось очень бедна. Потому везли сюда лес издалека — из мещёрских лесов Спасского и Рязанского уездов. Значительный процент прибывавшего на станцию Михайлов груза приходился на лес — брёвна, дрова и доски. Зимой крестьяне отправлялись в мещёрский край за лесным материалом на лошадях, везя на обмен хлеб.

Но не только количество, но и качество подверглось вымиранию. Всё больше в оставшихся лесках осины, всё меньше красавцев-дубов. Изредка присутствует берёзка, и совсем редок ясень, клён, ольха, липа и вяз. И совсем уж отдельными экземплярами встречаются ель и сосна, посаженные людьми. Дубовые же рощи, некогда имевшие абсолютную власть в здешних просторах, исчезающе редки. Новопанская дубрава — всё, что досталось нам от бережливых предшественников.

В рамках проекта «Достояние», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года №79-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России.

 в Новопанском.JPG
 в Стубле.JPG
 дубрава.JPG
10.JPG
11.JPG
12.JPG
13.JPG
14.JPG
15.JPG
16.JPG
17.JPG
18.JPG
19.JPG
20.JPG
21.JPG
22.JPG
23.JPG
24.JPG
25.JPG
26.JPG
27.JPG
28.JPG
29.JPG
30.JPG
31.JPG
5.JPG
6.JPG
7.JPG
8.JPG
9.JPG

Людмила Рубцова


Метки: история, лес, Михайловский район, Новопанское, РПЦ, Стубле


Социальные комментарии Cackle