Поделиться:
Позабытый язык
По такому простому аксессуару, как веер, можно изучать историю, литературу, искусство и быт прошлого, считают коллекционеры Сергей и Татьяна Макеевы.
«Женщина без веера, как мужчина без сабли»
Вольтер
Глядя на изображения барышень и кавалеров прошлых веков, подчас взгрустнёшь от мысли, сколько же прекрасных и удивительных изобретений портновского, парикмахерского и прочих изящных искусств незаслуженно затерялись в веках. Ну, в кринолине, скажем, в троллейбус не влезешь, да и мужчина в припудренном парике «аллонж» будет выглядеть нынче несколько вызывающе. Но зачем из быта исчез такой простой, милый и красивый аксессуар, как веер? Сколько слов и эмоций мог выразить веер в руках опытной хозяйки! Вот дама протянула кавалеру веер рукоятью — и мужчина понял, что тут ему ловить нечего. Прижала веер к груди — и кавалер воспарял духом, так как появилась надежда на взаимность. Похлопала по ноге — предложила следовать за ней, быть может, под покров алькова. Разговорчивый и не умеющий краснеть веер помогал своим владелицам плести самые изощрённые интриги и пускаться во все тяжкие, сохраняя целомудренную улыбку и невинное выражение лица. В XVIII веке в Лондоне даже была открыта Академия по обучению манерам пользования веером, — таким высоким интересом пользовался этот аксессуар.
Однако веера интересны не только своим соотношением с запутанными правилами светского этикета. Язык веера может поведать множество захватывающих дух историй об истории, искусстве, литературе и быте прошлых веков. Раскрыть некоторые из этих тайн можно на выставке «Язык веера», которая открылась 21 сентября в музее-заповеднике «Рязанский кремль» на третьем этаже Дворца Олега. Как признаётся представленной в Рязани коллекции её хозяйка, галерист и автор многих музейных проектов Татьяна Макеева, интерес к теме возник у неё случайно. Она начала составлять историю жизни своей бабушки, в процессе чего впервые и столкнулась с веерами. Ну а столкнувшись, не смогла удержаться и поддалась азарту коллекционирования изящных аксессуаров.
Сегодня в её коллекции несколько десятков вееров, а также отдельные экраны и чехлы. На выставке они изящно разбавлены плакатами, картинами и милыми вещицами, составлявшими «бальный» набор дамы: сумочками, кошелёчками для мелочи, программками, книжечками для танцев. Каждый представленный на выставке веер имеет пространную справку, из которой даже самый далёкий от великосветской культуры человек почерпнёт немало интересного и неожиданного. Несведущие зрители первым делом удивляются богатству форм вееров. Бризе состоит из отдельных пластин, в то время как плие разворачивается в одну картину, изображенную на целом экране. Экран этот мог вообще не складываться — на манер восточных вееров, периодически входящих в европейскую моду. А пластины могли быть фигурно вырезаны в виде листьев экзотических растений — в таком случае веер назывался пальметта. Но если у вееров было много названий, то материалов было ещё больше — тончайший шёлк и хрупкая бумага, роскошные перья и кружево ручной работы, черепаховый панцирь и дерево, перламутр и инкрустация драгоценными камнями и металлами. Стоимость веера подчас была такой большой, что его можно было заложить в ломбарде и получить немалые деньги. Веер считался дорогим подарком, которым не гнушались царственные особы. Кстати, долгое время пользоваться веерами имели право только аристократы. А уж раскрывать его разрешалось только в присутствии королевы.
Если поначалу веера считались штучным товаром, и на них было принято изображать большей частью невинные пасторальные сценки, то к XIX веку производство вееров было поставлено на поток. Это привело к необычайному разнообразию картинок, которые к XX веку вышли далеко за пределы светских тем. Сцены из охоты и исторические сюжеты, портреты военачальников и античные мифы, на веерах располагались театральные программки (они раздавались на входе в театр) и даже меню (таковые украшали столики в ресторанах). В рисунках стали мелькать лица модных актрис и едва ли не кадры кинохроники — возведение Эйфелевой башни и открытие европейских выставок. Из предмета роскоши и символа высокого статуса владельца веер превратился в необязательный, морально устаревший аксессуар, а потом и вовсе исчез из женского гардероба. Как говорят коллекционеры Сергей и Татьяна Макеевы, сегодня интерес к вееру снова возвращается. Кто-то изучает его историю, кто-то украшает им свои апартаменты, а кто-то использует по прямому назначению — в виде экстравагантного, утончённого аксессуара.
Выставка открыта до 23 ноября.
Загрузка галереи...
Ольга Миловзорова
Метки: коллекционирование , Рязанский кремль , история , Татьяна Макеева
31.01.2026
В Рязанском историческом музее 30 января состоялось торжественное открытие выставки «Песни русской души» (0+), посвящённая народной музыкальной традиции.
28.01.2026
На выставке в Рязани фигуры из стекла сочетаются с глиной, деревом, золотом, металлической сеткой и даже папье-маше.