Подробности

Память

Сокровища на свалку истории?!

06.02.2013

Музеи всегда были своего рода имиджевыми объектами культуры. По состоянию зданий, экспозиций, условиям работы сотрудников можно определить культурный потенциал региона, наглядно демонстрирующего свое отношение к истории. В каком состоянии сегодня находятся экспозиции рязанских музеев и какой должна быть инфраструктура для полноценной деятельности таких важных для духовного развития общества объектов, мы решили выяснить на примере нескольких музеев.

В чьих руках Кремль?
Первый уникальный объект, о котором пойдет речь, — это историко-архитектурный музей-заповедник «Рязанский кремль». Музей, судьба которого в течение многих лет никак не определится.

Противостояние части сотрудников музея, городской общественности с одной стороны и церкви с другой длится уже 8 лет. Рязанская епархия, заявившая свои права и начавшая кампанию по возвращению церковного имущества, находящегося в ведении музея, не намерена отступать от своих притязаний. К настоящему моменту музей лишился значительной части памятников и экспозиционных помещений, переданных в собственность местной епархии РПЦ.

Наша газета уже писала об этой крайне непростой ситуации, поэтому в сегодняшней статье мы лишь коснемся основных перипетий этой истории. В 2010 году по приказу тогдашнего министра культуры Авдеева начался раздел коллекции древних икон музея (среди них «Одигитрия» — древнейший памятник иконописного искусства). Однако иконами раздел не ограничился.



Рязанская епархия объявила о том, что претендует на передачу в ее ведение более 2 тысяч музейных экспонатов. Несмотря на то, что экспертно-фондовая закупочная комиссия музея-заповедника «Рязанский кремль» высказалась резко против, вопрос до сегодняшнего дня остается открытым. Сейчас у епархии шесть памятников: 4 действующих храма, Колокольня и Гостиница знати. В ведении духовенства также одна треть Дворца Олега.

— Передача икон — прямое нарушение закона «О музеях», так как произошло отчуждение части коллекции, — говорит Ирина Кусова, заведующая отделом развития музея, координатор общественного комитета в защиту историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». — Действия епархии вступают в прямое противоречие и с федеральным законом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…», который выводит музейные коллекции из сферы передач. Действие настоящего федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Cледующей знаковой потерей для Кремля стало изъятие у музея Архангельского собора, которое произошло в январе 2011 года. Там долгое время работала экспозиция древнерусского искусства. Представители духовенства и чиновники Минкультуры, которые руководят процессом, ссылаются на Постановление № 490, которое предусматривает иной порядок передачи.

А ведь еще в 2010 году была принята Концепция развития музея-заповедника. Тогда ученый совет музея настоял, чтобы в ведении музея остались не одна, а все гражданские постройки Кремля. Однако во время приезда в Рязань замминистра А.Е. Бусыгина в 2011 году неожиданно выяснилось, что в качестве руководства к действию была взята Концепция музея, от которой ученый совет в свое время отказался. По новому плану музей останется в одном здании, а все остальное должно быть передано епархии. Мнение ученого совета музея, таким образом, было откровенно проигнорировано. На основании чего вдруг вернулись к первому варианту Концепции развития музея, непонятно.

То существование, когда вместо 16 исторических памятников Кремля, как сейчас, музей-заповедник будет занимать лишь один (Гостиницу черни), никак не назовешь полноценной деятельностью, утверждают специалисты.

И очевидно, что на том клочке земли, который может остаться у музея, занимающегося также и научной деятельностью, производить археологические раскопки и необходимые исследования не представляется возможным.

Согласно Концепции, помимо гражданских памятников Кремля, для музея дополнительно должно быть построено новое знание. Музей и ранее нуждался в площадях, в том числе в новом, специально оборудованном фондохранилище, а после проведенных в 2007-2011 гг. изъятий площадей (6 памятников полностью и треть Дворца Олега — все общей площадью более 5 тысяч квадратных метров), проблема стала более чем актуальной: сегодня у музея нет конференц-зала, демонтированы две экспозиции, нет детского центра, не хватает служебных помещений. Новое здание должно и предоставить музею изначально необходимые площади, и компенсировать церковные изъятия. То есть строительство здания нужно в дополнение к тому, что есть, оно ни в коем случае не должно заменить его.

Руководство Кремля отказалось подробно прокомментировать ситуацию, озвучив лишь только то, что в настоящее время корректируется документация на постройку нового здания, а позднее будет объявлен конкурс на проектные работы.

Пропавшие раритеты
Рязанский Кремль — это не единственный объект культурного наследия, лишившийся своих ценных экспонатов. Еще меньше повезло Музею военной автомобильной техники. Он был открыт по инициативе преподавателей и учащихся на базе Рязанского автомобильного института в 1995 году— к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Курсанты под руководством офицеров своими силами собирали и восстанавливали старые военные автомобили, возвращая им вторую жизнь.



Многое повидавшие на своем веку, старенькие ЗИСы, ЗИЛы и «Чайки» переправлялись сюда со всей страны. В залах и на открытых площадках, где размещалось более 140 единиц техники, в их числе уникальные военные и гражданские автомобили, была собрана история развития отечественной автомобильной промышленности.

Среди экспонатов были лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» — ГАЗ-67. Были здесь экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.

Сертификаты и фото — все, что осталось теперь от знаменитых автомобилей. В 2010 году Музей автомобильной техники был неожиданно расформирован. Как говорят, автомобилями крайне заинтересовался тогдашний министр обороны Сердюков во время своего визита в Рязань. Вскоре из Министерства пришел приказ о ликвидации музея, а спустя какое-то время экспозиция оказалась в столичном спецгараже Минобороны. На эвакуаторах тогда вывезли 63 самых ценных экспоната. При этом часть уникальной госколлекции автомобилей при переезде экспозиции пропала.

Лишь совсем недавно в связи с расследованием громкого коррупционного скандала, в котором замешан бывший министр, ФСБ заинтересовалась судьбой пропавшей коллекции. Стоимость уникального собрания автомобилей оценивается сегодня в несколько десятков миллионов рублей.

Бессрочный ремонт
Следующая достопримечательность, о которой пойдет речь, во всех путеводителях советского времени значилась как «единственный в мире музей ВДВ».



Музей истории гвардейских воздушно-десантных войск был открыт в 1972 года по инициативе командующего воздушно-десантными войсками Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова и по решению министра обороны маршала Советского Союза Андрея Гречко. В фондах музея насчитывается более 50 тысяч различных экспонатов, в числе которых — знамена воздушно-десантных дивизий и бригад, боевые ордена и медали, образцы стрелкового оружия, коллекция парашютов, военной формы и снаряжения десантников, редкие архивные документы. Это также фронтовые газеты, письма, фотонегативы, фотографии, иллюстрирующие жизнь, учебу и ратные будни десантников, боевые документы об участии личного состава ВДВ в миротворческих процессах в Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, в контртеррористических операциях в Чечне и другие реликвии и экспонаты.

Музей располагает кинозалом, рассчитанным на 100 человек, в котором раньше с помощью широкоформатного телевизора можно было посмотреть видеофильмы об истории и боевой подготовке ВДВ в современных условиях. В 2006 году музей был закрыт на бессрочный капитальный ремонт.

В прошлом году он отмечал свой юбилей — 40 лет со дня основания. А незадолго до этого в музей пришло известие о том, что опять же министр обороны РФ Анатолий Сердюков подписал приказ о преобразовании Рязанского музея истории воздушно-десантных войск в филиал Федерального бюджетного учреждения культуры и искусства «Центральный музей Вооруженных сил» Министерства обороны Российской Федерации. Но смена статуса не повлияла на то, чтобы затянувшийся ремонт приблизился к своему концу.

Планировалось, что в декабре двери музея распахнутся для заждавшихся посетителей, но этого не произошло. Музей функционирует лишь частично, а в ответ на наш запрос о дальнейших планах начальник музея Степан Иванович Таненя отказался давать какие-либо комментарии.

Островок благополучия
На этом фоне дом-музей И. П. Павлова можно назвать оазисом благополучия. Благоприятные времена для дома-музея наступили в юбилейный (1999-й) год, объявленный ЮНЕСКО годом академика Ивана Петровича Павлова. Тогда улицу имени знаменитого ученого качественно заасфальтировали.

В то же время администрация города издала распоряжение об ограничении движения автотранспорта и создании пешеходной улицы имени академика Павлова. Тем не менее сквозное движение по улице не прекращалось еще долгое время, и понятно, что такая уличная вибрация не могла не сказаться на общем состоянии уникального памятника истории 19 века.

До 2008 года дом Павловых вряд ли можно было отнести к мемориальному объекту. Некоторые комнаты из-за нехватки площадей были отведены под кабинеты сотрудников музея. В 1999 году для решения этого вопроса на противоположной стороне улицы было начато строительство нового здания.

Деньги на постройку тогда выделила Государственная Дума. Эти средства, поступившие из федерального бюджета, освоены полностью: здание практически достроено, если не считать отделочных работ — на них средств не хватило. На предпоследней стадии, когда оставались отделочные работы, стройка затормозилась. Здание без окон и дверей, где постепенно скапливались груды мусора, стало ночлежкой для бомжей.

Пять лет назад сотрудники музея все-таки справили новоселье. В новом здании разместились кабинеты, библиотека, конференц-зал. По словам заместителя директора музея Светланы Паршиковой, с помещениями сегодня проблем нет, места для экспозиций хватает. Функционируют три выставочных зала. Конечно, музею постоянно требуется текущий ремонт, ведь проходимость посетителей здесь довольно высокая.

Сегодня улица Павлова закрыта для общественного транспорта, так что можно говорить если не об идеальных, то о вполне сносных условиях функционирования этого уникального дома.

Музей Павлова на общем фоне действительно выглядит более чем благополучно. Но общая ситуация с сохранностью музейных фондов выглядит удручающе. Сейчас с высоких трибун много говорится о развитии внутреннего туризма в регионе, но вряд ли остатки былого музейного великолепия смогут привлечь экскурсантов.

Растерять историческое наследие очень легко, а вот восстановить утраченные ценности зачастую невозможно.

Мнение
Ирина Кусова, заведующая отделом развития историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль»:
— Уникальные древние реликвии, среди которых «Богоматерь Одигитрия» XIII века и другие иконы, находящиеся в Архангельском соборе, сегодня фактически недоступны для обозрения. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, федеральное Министерство культуры издает приказы с указанием обеспечить доступ к культурному наследию. Музей обязан хотя бы раз в неделю работать до 9 вечера, чтобы люди могли посмотреть экспозиции. С другой стороны, уникальные реликвии месяцами закрыты для обозрения, к ним нет доступа. Что удивительно — такое положение дел не вызывает никакой реакции со стороны Министерства культуры.

Совместное использование памятников музеями и церковными структурами — нормальная практика. Нередко это оптимальный вариант, когда церковь использует храм для богослужений, а музей заботится о сохранности и реставрации памятника. Однако новый закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» такое взаимодействие почему-то не предусматривает.

Все же надеюсь, что в сложившейся непростой ситуации и закон, и здравый смысл возобладают и уникальный историко-архитектурный ансамбль Рязанского кремля останется единым особо ценным музейным комплексом.

Альберт Слюсарь, генерал-лейтенант, руководитель Рязанского регионального фонда поддержки героев Советского Союза и героев Российской Федерации:
— Самый главный на сегодня вопрос для Музея истории воздушно-десантных войск — каков будет статус этого объекта? Поступало много предложений. По общему мнению, лучший вариант — оставить его филиалом Центрального музея Вооруженных сил, одновременно преобразовав его в самостоятельную юридическую единицу. Сегодня музею готовы оказать финансовую помощь многие, в том числе и губернатор области Олег Ковалев. Правительством области выделено 2 миллиона рублей на новое противопожарное оборудование и охрану. Но перечислить деньги некуда, нет банковского счета. Поэтому главное сейчас — как можно скорее определиться со статусом. После этого музей будет финансироваться и Министерством обороны, и местными властями.

Принято решение и в отношении Музея дальней авиации в Дягилево, который также перейдет в ведение Центрального музея Вооруженных сил.

Предполагается, что в новом отремонтированном здании Музея воздушно-десантных войск будут залы автомобильной техники, а также залы техники связи.

На повестке дня стоит вопрос о возвращении экспонатов, вывезенных несколько лет назад из музея автомобильной техники по приказу министра обороны Анатолия Сердюкова. С этой целью в Москву недавно выезжала комиссия. Все автомобили найдены и ожидают своего возвращения в Рязань.

Вера Чернышова, председатель президиума совета Рязанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК):
— У Рязани есть внушительный потенциал по расширению существующей музейной инфраструктуры. Могу привести несколько конкретных примеров. В многострадальном доме №3 по Газетному переулку (дом Малашкина) при соответствующей реконструкции можно открыть музей «Знатные рязанцы», посвященный нашим знаменитым землякам.

Региональное отделение ВООПиК поддерживает идею создания специальной экспозиции, посвященной благодеяниям митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Удачным местом для ее размещения стала бы одна из комнат дома священника Любомудрова, который расположен на улице Новослободской.

Много лет обсуждается прекрасная инициатива Героя России Михаила Малахова об устройстве в доме знаменитого исследователя Русской Америки Лаврентия Загоскина, расположенном на улице Вознесенской, музея рязанских путешественников. Но от разговоров нужно переходить к инвестициям, как к бюджетным, так и к частным.

В Рязани до сих пор нет музея создателя космонавтики Константина Циолковского, а ведь с именем этого ученого в нашем городе связано сразу два адреса — сохранившийся до сей поры дом №53 на улице Урицкого и перестроенный дом №7 на улице Садовой.

Светлана Пиманова



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

30.04.2024 16:19
Следователи проводят проверку по факту гибели пенсионерки в Рязани

30.04.2024 13:56
Рязанцы сообщили о громком хлопке в Шилово

30.04.2024 11:28
Глава Рязанского района может выдвинуться кандидатом в депутаты районной Думы

30.04.2024 09:31
Молодёжка ЖФК «Рязань-ВДВ» дома проиграл сверстницам из ЦСКА

30.04.2024 09:11
Опубликовано видео с моментом ДТП на Московском шоссе в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31