Подробности > Досуг

Поделиться:

Мещера с высоты птичьего полета

На аэродроме Протасово отправляют в небо суда малой авиации.

Аэродром Протасово. Три часа дня. Пилот громко кричит: «От винта», и кабину «кукурузника» заполняет шум мотора. Короткий разбег и мягкий взлет. Самолет Ан-2 — простая и надежная машина, такая же, как и местная взлетно-посадочная полоса. Добротные железобетонные плиты, уложенные много лет назад, по-прежнему отправляют в небо и принимают обратно на землю суда малой авиации. Наш маршрут пролегает на север области через Рязанский и Клепиковский районы.



Картина, написанная маслом
Позади осталась лента полноводной Оки, и теперь под нами разлились бескрайние мещерские леса. Помните «Улитку на склоне» братьев Стругацких? «С этой высоты лес был, как пышная пятнистая пена; как огромная, на весь мир, рыхлая губка; как животное, которое затаилось когда-то в ожидании, а потом заснуло и поросло грубым мхом. Как бесформенная маска, скрывающая лицо, которое никто еще никогда не видел». Может, конечно, и видели, но точно очень и очень немногие.

Леса, озера, извилистые русла рек, даже деревеньки и села, разбросанные по этой бренной земле, вдруг превращаются в поистине грандиозную картину. Ощущения странные, будто от полотен, написанных маслом. Рассматриваешь их с близкого расстояния — нелепые, неаккуратные мазки, но стоит лишь отойти на несколько шагов — и восторгаешься гениальным замыслом творца.
— Сейчас будем над Прой пролетать, — подсел ко мне командир самолета Сергей Маношкин. — Места здесь, конечно, изумительные…

Я даже и не собирался спорить: и Пра, и Мещера оставили много теплых, светлых воспоминаний в моем сердце. Этот мир, эта природа — живое воплощение Бога.



Продолжаем двигаться на север, и вдруг… Так вот каково было пилотам немецких юнкерсов: среди однообразных пейзажей, как в сказке, из туманной дымки появлялся Троицкий храм Гуся-Железного — безошибочный ориентир для тех, кто летал бомбить заводы на Волге. Старенький моторный самолет, все те же пейзажи и высоченная церковь, выполненная в готическом стиле, — и в памяти всплывают фильмы о войне. Это потрясающее ощущение — увидеть те же пейзажи, испытать те же ощущения, которые много лет назад испытывали советские и немецкие летчики, сражавшиеся в небе над Рязанской землей.

Небесные трассы прямее земных дорог. Меньше часа потребовалось бывалому «кукурузнику», чтобы добраться до Касимова. По правому борту из знойной дымки снова появилась Ока. Отсюда мы направляемся на запад, чтобы пройти над Спас-Клепиками.

Рязанская Венеция
Если честно, узнать знакомый по наземным путешествиям населенный пункт можно лишь по каким-то высотным доминантам, как это было с поселком Гусь-Железный. В Клепиках таких памятных ориентиров нет, и потому понять, что на горизонте показался именно этот город, можно лишь исходя из логических соображений: двигались на запад, большой населенный пункт, за ним достаточно близко огромные блюдца озер. Ориентиров-знаков с надписями, как на земных дорогах, в небе нет. Всматриваюсь в иллюминатор. Мы проходим над самым центром: вот площадь с круговым движением и памятник-самолет. Отсюда идем на Болонь.

Под нами настоящая Венеция. Кто бы мог подумать? Эта часть Мещеры буквально утопает в воде — сплошные пруды и каналы. Когда-то торфяники осушали, теперь обводняют. Но уж лучше так, главное, чтобы страшные пожары 2010 года не повторились. И вряд ли кто-то с этим поспорит.



Кстати, проплешины от пожаров того лета заметны до сих пор и похожи на следы от ожогов на коже. Чтобы раны затянулись, должно пройти еще не одно десятилетие. И эти огромные просеки в густой шевелюре не тронутых стихией лесов в очередной раз заставляют задуматься о хрупкости нашего мира.

А вот и Протасово — аэродром, с которого мы отправились в путь и на котором заканчиваем это замечательное путешествие. Ровно в 17:00 колеса Ан-2 снова соприкоснулись с «вечными» бетонными плитами.

Вместо послесловия
Минимум удобства и максимум надежности — при должном уходе эта техника будет летать еще долгое время. Конечно, за годы комфортной городской жизни мы стали очень изнеженными: два часа в «кукурузнике» так утомляют, что на землю возвращаешься по-настоящему счастливым. Больше нет ни этого адского шума, ни бесконечной вибрации, выворачивающей тебя наизнанку, а ведь когда-то именно на таких незамысловатых самолетах летали из областных городов в райцентры сельские женщины. Только люди с той стойкостью могли голыми руками сломать немецкую машину смертоносной войны.

В житейской суете мы не только потеряли свой характер, но и перестали искать смысл жизни. Да, мы стали больше летать. Но, может быть, летаем слишком высоко? И уж точно делаем это не для полета, а для того, чтобы добраться до теплых морей или на деловой форум. Отношение — вот что главное. Отдых, безусловно, важен, и финансовое благополучие компании тоже весьма актуально, вот только те, кто много лет назад мечтали о небе — изобретатели, первопроходцы — не думали о материальной стороне вопроса. Они просто хотели понять… Сегодня у нас есть возможность попытаться рассмотреть картины, написанные самим Создателем, и наконец-то найти свое предназначение. Только редкая душа стремится именно к этому.

Евгений Баранцев
Мещера с высоты птичьего полета


Год кино
29.12.2023
Онлайн-кинотеатр KION от экосистемы МТС подготовил подборку фильмов и сериалов, которые точно стоит увидеть всем неравнодушным к российскому кино.
Кошелёк или пляж
27.07.2023
Прогнозисты обещают рязанцам, что лето к началу августа перестанет быть осенью и включит жару. Многие впервые позволят себе окунуться в водоём.
Открой рот
13.05.2023
11 мая в Центре грамотности Рязанской областной научной библиотеки имени Максима Горького прошёл региональный отборочный тур чемпионата по чтению вслух «Открой рот» на русском языке сезона 2022-2023 годов.
По мотивам сна
30.08.2022
29 августа в Рязанском театре кукол прошла генеральная репетиция спектакля «Сон в летнюю ночь». Режиссёр Олег Жюгжда «замахнулся на Уильяма нашего Шекспира»...