Подробности

Досуг

Из грязи в князи

24.05.2010

О проекте «Развитие туристско-рекреационной зоны в районе реки Трубеж в историческом центре Рязани», рабочее название которого — «Речные ворота Рязани», горожане узнали в конце 2009 года.

В это же время проект получил поддержку на федеральном уровне — между Федеральным агентством по туризму и правительством Рязанской области было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере развития круизного туризма. Реализация проекта позволит включить областной центр в схему маршрутов речного круизного туризма: «Москва — Ярославль — Нижний Новгород — Муром — Касимов — Рязань — Константиново — Коломна — Москва», а также «Москва — Нижний Новгород», «Москва — Казань».

По Оке и сегодня ходят круизные теплоходы. В 2009 году на её туристических линиях работало 12 грузопассажирских теплоходов пассажировместимостью до 250 человек. Пересаживая людей на маломерные суда, их доставляют до причала в районе Рязанского кремля — примерно 6 тысяч туристов в сезон. В действительности по Оке ежегодно путешествует порядка 60 тысяч человек. Но почти все они минуют Рязань — условий для причала таких теплоходов и для обеспечения полноценного досуга туристов в нашем городе не создано.

Проект «Речные ворота» условно разбит на несколько частей. Первая — очистка реки Трубеж вокруг посёлка Остров. Она осложняется тем, что грунт на дне реки относится к четвёртой категории опасности и должен быть утилизирован на специальном полигоне, коего в Рязани пока нет. Правда, уже существуют планы по его созданию... Вторая — полное изменение инфраструктуры посёлка. Здесь необходимо учитывать, что Остров относится к заповедной зоне Рязанского кремля. Рабочее название архитектурно-туристического комплекса, планируемого на Острове, — «Кремлёвский посад». Он предполагает развитие территории посёлка за счёт строительства рекреационной зоны с современной инженерной инфраструктурой, отвечающей исторической концепции музея-заповедника. По предварительным намерениям, здесь также может появиться торгово-развлекательный центр и яхт-клуб.

Реализация данной части проекта, а именно — создание соответствующей туристическим целям инфраструктуры, предусматривает привлечение частных инвестиций. Но сначала нужно расселить жителей посёлка. В настоящее время на Острове расположено 23 одно- и двухэтажных дома, построенных в период с 1948 до 1972 годов. Общая площадь жилья составляет около 5 тысяч квадратных метров. По грубым подсчётам, для того чтобы предоставить жителям посёлка другое жильё, потребуется около 180 миллионов рублей.

Третья часть — организация водных подходов к причалам, которые должны быть созданы в районе кремля. Надо отметить, что план строительства в этой зоне речного вокзала существовал ещё полвека назад. С подобной инициативой неоднократно выступал «Речной порт». Но до 2009 года подобные предложения руководством города и области даже не рассматривались. Главная причина заключалась в том, что вокруг кремля расположено множество родников, плывунов. При грунтовых работах возникает опасность разрушения кремлёвского вала и угроза сохранности архитектурно-исторического комплекса. Эти риски сохраняются и сегодня. Правда, по мнению специалистов, современные технологии и грамотный подход к решению этой задачи способны практически свести их на нет.

Между тем, обеспечить подход небольших пассажирских судов не составляет проблемы и не требует колоссальных капиталовложений. В настоящее время пристань у кремля представляет собой дебаркадер. Пока в рамках реализации проекта речь идёт только о благоустройстве береговой зоны. Предполагается провести выравнивающие берег работы, оформить газоны, установить парковые скамейки, реконструировать лестницу с кремлёвского вала до причала. Есть предложения вместо лестницы установить крытый эскалатор. Дело в том, что основная категория водных «путешественников» — люди преклонного возраста, и даже приведённый в порядок естественный подъём будет для них затруднительным.

Вариант, позволяющий подходить к кремлёвской пристани транзитным пассажирским теплоходам, требует более серьёзных затрат. Конечно, они могут подходить к существующей пристани на Оке. В этом случае все благоустроительные работы нужно будет переносить именно туда. Но, как показывает положительный опыт развитых туристических зон, например, города Углича, сойдя с теплохода, туристы должны иметь удобный и простой доступ к культурно-историческим ценностям Рязани, всё должно находиться в шаговой доступности.

Поэтому наиболее привлекательным будет всё-таки создание полноценной пристани у кремля. Для этого необходимо произвести так называемые дноуглубительные работы на Трубеже - за последнее десятилетие половина реки (от существующего порта ЗАО «Речной порт» до посёлка Остров) значительно обмелела. В этом случае также встаёт вопрос с утилизацией заражённого грунта. По предварительным оценкам, изъятию подлежит от 70 до 90 тысяч кубометров грунта. Наряду с дноуглубительными работами требуется расширение русла реки за счёт подрезки берега. Теплоходу нужна акватория для разворота в 150 метров шириной. Правый берег подрезке не подлежит — там расположен кремль. Соответственно, убирать будут левый. Но насколько Трубеж станет шире, пока не ясно. Это зависит оттого, какое движение теплоходов — одно- или двустороннее — будет создано. Правила судоходного движения предусматривают оба варианта. При двустороннем возрастают затраты на расширение реки, при одностороннем требуется организация продуманной диспетчеризации.

Но создать условия для причаливания теплоходов недостаточно — необходимо иметь возможность обслужить теплоходы — заправить топливом, провести по необходимости технический ремонт, забрать мусор, откачать подсланевые воды, загрузить продукты и т. д. Эти работы выполняются и сегодня, но только на пристани, расположенной на Оке. Например, «Речной порт» имеет договоры на обслуживание 35 единиц флота. То есть специалисты есть, технологии отработаны — требуется только организовать материально-техническую базу в зоне кремлёвской пристани.

Четвёртая часть проекта «Речные ворота» касается создания подъездных путей к пристани. Сегодня подъехать сюда можно только по улице Затинной. Но её весьма плотная застройка не позволят расширить проезжую часть, а значит, туристическим автобусам путь закрыт. Остаётся вариант строительства подъездных путей по улице Лесопарковой через территорию ЗАО «Речной порт» и далее по берегу Трубежа. Это означает, что вся территория «туристического пути» должна быть благоустроена. Капитальные сооружения в этой зоне возводить нельзя — она затопляема. Единственный допустимый вариант — ландшафтное благоустройство (газоны, скамейки, пешеходные тротуары). Кроме того, в районе улицы Лесопарковой некогда находилось озеро. Его остатки, заваленные мусором и поросшие травой, можно увидеть и сейчас. Когда-то река Лыбедь впадала сначала в это озеро, а уже потом - в Трубеж. Восстановление исторического ландшафта данной местности также может войти в разрабатываемый проект.

На территории порта, через которую может проходить подъездной путь к пристани, сегодня расположено административное здание и судоремонтные мастерские. В рамках реализации «Речных ворот» существует возможность перепрофилировать здание в гостиничный комплекс, а далее обустроить крытую площадку для технического обслуживания и хранения в зимний период маломерных судов (яхт и катеров). По предварительным оценкам, реализация проекта потребует 1,4 миллиарда рублей. Из них порядка 80 миллионов уйдёт на расчистку и регулирование русла Трубежа в районе Рязанского кремля и укрепление берега для исключения оползневых процессов на крутых склонах вала и набережных при расчистке и укреплении реки. Также предусматривается строительство подпорной стены со стороны кремля, устройство пластового дренажа, укрепление склона.

На расчистку и углубление судоходной части реки ориентировочно требуется 55-60 миллионов рублей. Реконструкцию пристани специалисты оценивают в 75-80 миллионов рублей. На строительство лестницы от реки Трубеж на кремлёвский вал отводят 5 миллионов рублей.
127 миллионов предполагается выделить на строительство объектов инженерной инфраструктуры (электроснабжение, котельная, водоснабжение, канализование стоков) и для дальнейшего развития прилегающей территории. Устройство подъезда к пристани, стоянки туристических автобусов потребует 12 миллионов рублей, а на перспективное развитие прилегающей к кремлю территории, включая Остров, —1-1,2 миллиарда рублей. Финансирование проекта будет осуществляться из нескольких источников — федерального, областного и городского бюджетов, но 72% всех затрат предполагается возложить на частных инвесторов. К настоящему времени выполнены проектно-изыскательские работы по укреплению берега реки, реконструкция сетей газопровода, разработан проект расчистки и регулирования реки Трубеж.

Светлана Максимова

Вячеслав Макаров, начальник главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области
— Прежде чем принять решение и составить план реализации любого крупномасштабного проекта, нужно провести максимально широкий градостроительный анализ, который даст точное представление: что делать, когда, в какие сроки… Подобные анализы редки в России вообще, не говоря уже о Рязани. Проект «Речные ворота» — один из элементов комплекса существующих сегодня градостроительных задач. Несколько предпроектных проработок, касающихся «Речных ворот», уже сделано. Но говорить о каких-либо серьёзных планах со сроками предполагаемых мероприятий пока рано. Очистке Трубежа правительство Рязанской области придаёт сегодня большое значение. Никаких сомнений в том, что Трубеж должен стать местом прибытия круизных туристических судов, нет.

В этой части проект «Речные ворота» ясен и реализуем. На уровне правительства РФ существуют планы по увеличению потока таких судов. Сегодня речь идёт даже об изготовлении специальных пассажирских судов, предназначенных для хода по мелководным рекам. Соответственно, создание акватории и расчистка судоходных ходов является вопросом №1. Параллельно с этим предполагается дальнейшая проработка проектных решений. Проект благоустройства Острова находится в стадии серьёзного анализа ситуации. Как только будут готовы какие-то результаты, они найдут отражение в средствах массовой информации. Что касается благоустройства прилегающих территорий, то в текущем году планируется выполнить определённые предпроектные работы. Их результат так же будет вынесен на обсуждение широкой общественности.

«Совет директоров», №20/2010


Метки: Вячеслав Макаров, «Речные ворота», Рязанский кремль, Ока, Трубеж


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

19:49
В Рязани 30 апреля ожидается тёплый день

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30