Подробности

Бизнес

Почему рязанские производители не могут попасть на прилавки гипермаркетов?

23.07.2014

Найти продукты местных производителей куда проще в магазинах шаговой доступности. Фото: Екатерина Смбатян

«Комсомолка» разбиралась, что мешает местным фермерам и пищекомбинатам дойти до родного покупателя

Молзаводы по всей области, мясокомбинаты, небольшие пекарни и крупные хлебозаводы, фермерские хозяйства и тепличный комбинат — рязанская земля оказалась богата на талантливых и предприимчивых людей. Время показало, что и остановившиеся было советские пищекомбинаты запустились вновь, и новые производства нашли свою нишу. Варились бы мы и дальше в своем котле — одни производят, другие покупают и съедают. Излишки в Москву, а здесь все сыты, все довольны — в буквальном смысле. Беда пришла со стороны: чужие торговые сети мало того что вытесняют рязанские магазины (а это свой бизнес для сотен людей), но и не дают свободно развиваться местным производителям. «Комсомолка» разбиралась, как именно происходит выдавливание родных продуктов с регионального рынка.

В теории густо, на практике пусто
Областной центр — это половина жителей всего региона, а значит львиная доля огромного пирога под названием «торговля продуктами питания». Времена, когда на столе были лишь картошка да капуста со своего огорода, прошли. Обороты магазинов, торгующих едой, в последние 15 лет постоянно росли и остановились не так давно, и только потому, что самих магазинов стало слишком много. Для потребителя это хорошо — конкуренция ведет и к сдерживанию цен, и к росту качества обслуживания. А для производителей? В теории и для них это благо — стало больше потенциальных точек сбыта, а значит, к покупателю наши родные пекарни и молзаводы все ближе. На практике оказалось наоборот: потоки покупателей у небольших магазинов гипермаркеты увели, а местных товаропроизводителей к своим полкам не допускают. Вернее — допускают, но на таких условиях, потянуть которые могут лишь единицы.

«Секретные» бонусы
Гипермаркеты стали появляться в Рязани семь лет назад. Все они иногородние, а часть еще и иностранные — учредители большинства далеко за границей. Принцип работы иноземных сетей нашим производителям до сих пор не понятен. По логике, развиваться должны все вместе: гипермаркету нужен большой ассортимент (благо площади на то и рассчитаны), а производителю точка сбыта. Оказалось, что вся «любовь» осталась где-то по пути — за то, чтобы «войти» в крупный торговый центр, заплатить нужно столько, что торговать с этих полок становится не просто невыгодно — невозможно.
Пример такого «невписавшегося» предприятия — Новомичуринский хлебозавод. Пробиться в гипермаркеты Рязани завод пытался несколько лет подряд — толку ноль.
— Войти туда нереально, иначе придется работать в убыток. Мало того что требуют минимальную наценку — продавать придется почти по себестоимости — так еще обязывают выплачивать постоянные бонусы, несопоставимые с нашими доходами, — говорит заместитель генерального директора ОАО «Новомичуринский хлебозавод» Виталий Калинин.

Что это за бонусы? Первое, что приходит в голову любому русскому человеку, — взятка. Оказалось, нет. Так называемые премии официально указаны в договоре, подписав который, поставщик «попадает в кабалу». Ознакомившись с этим чудо-документом, диву даешься, за что гипермаркет получает деньги с рязанских производителей. Например, в договоре гипермаркета «Глобус» значится премия за ассортимент. Но ведь торгуя согласованным списком продуктов, сеть и так привлекает покупателей — идя в магазин, те знают, что здесь-то точно купят любимую сметану. Ан нет, за такую стабильность на прилавках надо еще и с поставщика той же сметаны денежку взять.

Или премия за своевременную оплату товара. К примеру, мясокомбинат поставил на прилавки «Глобуса» колбасу, гипермаркет с поставщиком рассчитался по накладной. Вроде бы все? Нет — потом мясокомбинат выплачивает премию гипермаркету за то, что тот вовремя с ним рассчитался... Чичиков отдыхает.
Или премия в 10% от всей выручки с проданного за год товара. То есть даже не от себестоимости и не от отпускной цены, а именно от выручки — сначала гипермаркет зарабатывает на том, что делает свою наценку, а потом еще требует с производителя долю от своей же выручки. Доставка, кстати, идет за счет производителя, равно как и списание непроданных продуктов. И кто же такое сдюжит? Некоторые умудряются, но это, видимо, самые крепкие рязанские производители, а таких у нас немного — большинство реально выживают.

Местные помогут
Новомичуринский хлебозавод, кстати, в одну из пришлых торговых сетей все же попал. Только на каких условиях? К примеру, сушки, производимые заводом, стоят «на входе» в эти магазины 12 рублей, а на прилавках лежат по 27 рублей. Кому идет разница? Торговой сети. На вопрос «зачем работать при такой низкой рентабельности?» Виталий Васильевич отвечает, что «для сохранения объемов производства», а зарабатывать удается только в своих точках.
А как же Рязань? Здесь у местных производителей дорога открыта только в местные же сети. Тут уже нет премий непонятно за что. Главное — качество товара и желание производителя работать.
— Мы сами заинтересованы в расширении ассортимента, — говорит генеральный директор ГК «Барс» Александр Лемдянов. — Например, покупатели просят бездрожжевой хлеб. Мы договорились с третьим хлебозаводом — скоро будет такой хлеб. Нам же это выгодно.
А почему невыгодно иностранным сетям? Как минимум, потому, что им нужно продвигать продукцию стран-основательниц этих самых торговых сетей. А дальше и думать страшно.

Тем временем
21 июля Федеральная антимонопольная служба России назначила штрафы ООО «АШАН» — 62 млн. рублей. Торговая сеть нарушила закон о торговле: создала неравные условия для разных поставщиков молочной продукции — цены на одни и те же услуги для разных поставщиков АШАНа были разными, то есть сеть продвигала одни торговые марки, и ухудшала условия работы для других.

Екатерина Смбатян



Метки: торговля


Поиск

21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С

12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года

12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной

10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина

15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»

15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»

15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области

15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн

15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения

15.12.2025 09:34
В Рязанской области создадут комплексные центры по защите прав и интересов детей

12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер