ПОНЕДЕЛЬНИК
6/30/2025 3:23:24 PM

Подробности

Блогосфера

Успокоение трафика

03.07.2013

Водители понимают, что скорость автомобилей нужно ограничивать в определенных условиях.

Картинки в этом посте взяты, в основном, с гуглокарт и яндекс-панорам. По клику на большинство картинок открывается первоисточник.

Адекватные водители понимают, что скорость автомобилей нужно ограничивать в определенных условиях. Одно из главных условий - это дорожное движение в городах и особенно в районах жилой застройки, пешеходной инфраструктуры, рядом с детскими учреждениями. Список явно не полный, думаю можно его продолжать. Самый традиционный способ ограничения скорости - организационный. Даже люди далекие от управления автомобилем прекрасно знают значение знака:


Думаю, многие согласятся со мной в том, что в российских условиях на эти знаки давно никто не обращает внимания. А учитывая, что наши ПДД не предусматривают наказания за превышение допустимой скорости на 10-20 км/ч, соблюдают требования этого знака только самые сознательные водители. У водителей есть психологическая особенность - достаточно широкие прямые участки дорог с относительно приличным асфальтом провоцируют их ехать быстрее. Думаю, многие водители замечали за собой такую особенность. Во многих странах это давно поняли и применяют различные технические способы заставить водителя ехать медленнее. Называют это "успокоением трафика".

Один, самый "дубовый" способ успокоения трафика применяется и в России. Это наш старый знакомый, лежачий полицейский, он же - искусственная неровность. Действует он не очень хорошо.
Во-первых - о них сложно предупреждать водителя. А знаки у нас часто теряются, оказываются прикрыты листвой деревьев, заляпаны грязью. Да и в условиях перегруженности дорог различной рекламой знаки теряются на фоне визуального мусора. Разметка на самих неровностях (как и вообще дорогах) долго не держится. Получается, что снижают скорость перед искусственными неровностями только те водители, которые хорошо знают о их существовании.  Остальные либо резко тормозят перед ними, увидев их в последний момент, либо просто налетают на них не заметив. На самом деле, есть и другие, более эффективные способы заставить водителей ехать медленнее. И я хочу их здесь перечислить.

1. Сужение проезжей части на дороге. Сейчас по нашим СНиПам (СП 42.13330.2011) ширина полосы движения должна быть от 2,75 м (это проезды с двумя полосами, проезд с одной полосой - 3,5 м) до 4 метров на пешеходно-транспортных улицах. Вот такие улочки можно встретить, например, в Барселоне:

Узкая улица

Ширина полосы движения здесь - метра два, может быть два двадцать. По бокам установлены парковочные столбики и фонари, растут деревья. На такой дороге адекватный водитель вряд ли поедет со скоростью больше 30 км/ч. А по нашим СНиПам эта дорога не могла бы быть уже трех с половиной метров. Естественно, с такой шириной уже нет никакой проблемы разогнаться и до 50 и даже до 70 км/ч. "На этой картинке дома стоят вплотную друг к другу, тут широкую улицу и не построишь!" - скажете вы, подозревая меня в намеренном искажении картины. А вот и нет. В паре кварталов от этого места есть просторный участок на котором вполне поместилась бы дорога с двумя стандартными для нас полосами по 3,75 м. Ан нет, дорога узкая, с одной стороны - параллельная парковка, с другой - столбики. Ширина полосы немногим больше чем на примере выше.

Улочка

Ширина полосы движения здесь - метра два, немногим больше чем на примере выше. А как у нас? Вот - дорога вдоль парка на площади 26-ти бакинских комиссаров.

площадь 26

Каждый раз, когда я перехожу эту дорогу я опасливо смотрю в сторону Кремлевского вала. Вырвавшиеся из плотного потока автомобилисты не упускают возможности испробовать на этом коротеньком участке способности своего авто. Кстати, картинка устарела. Сейчас слева поставили бордюры и приделали к этой дороге еще с полметра асфальта.

2. Уменьшение радиусов скруглений на перекрестках. Чем меньше радиус поворота, тем меньше скорость, на которой можно безопасно вписаться в данный поворот. Этим пользуются власти для успокоения трафика.

Вот тот же квартал в Барселоне, на той же узенькой улочке. Вот Т-образный перекресток:

Перекресток

Радиусы скруглений тут весьма малы, на перекрестках - столбики и фонарный столб. У нас, в общем-то, тоже бордюры на перекрестках часто уложены с небольшим радиусом, но за счет широкой проезжей части радиусы поворотов получаются не в пример больше.

3. Использование круговой организации движения на перекрестках.

В интернете полно видеозаписей ДТП на перекрестках. Один водитель летит не сбавляя хода руководствуясь тем что "у меня тут главная дорога". Другой думает "проскочу!" или просто не замечает несущийся автомобиль по тем или иным причинам. Вот небольшая улочка в городе Кала Мийор, остров Майорка, Испания:

Улочка_2

Она упирается в перекресток с круговым движением.

Кольцо

Приоритет здесь у автомобилей находящихся на кольце. Естественно, адекватный водитель не станет пролетать такой перекресток на скорости, он притормозит практически до полной остановки.

4. Организация параллельной парковки на улице. Не знаю, чем иллюстрировать этот пункт. Но это тоже особенность водительской психологии. На улице, вдоль которой запаркованы автомобили водители едут медленнее и осторожнее.

5. Островки безопасности на пешеходных переходах. У нас их практически не принято делать. В Рязани, навскидку, я помню такие только на пересечениях улицы Вокзальной с Первомайским проспектом.

Островок

Однако, они способны не только оберегать пассажира на переходе через многополосную улицу. Аналогичные конструкции могут применяться и на узких улицах. Водители, опять же, психологически стараются проезжать такие участки медленнее.

6. Заужение проезжей части в местах переходов и пересечений с другими улицами.
Вот этот переход сразил меня наповал в городе Таллине.

Заужение

Дорога имеет достаточную ширину в расчете на парковку автомобилей и автобусов по обе её стороны. Но, как видите, сейчас тут припаркованных автомобилей нет. Если бы не зауженный переход, у водителя появлялся бы соблазн разогнаться побыстрее, благо все условия позволяют. Но ему придется сбрасывать скорость чтобы попасть в узкое бутылочное горлышко сужения проезжей части.
Кроме ограничения скорости, такая конструкция перехода позволяет обезопасить пешехода. Ему не приходится выходить на проезжую часть чтобы опасливо выглянуть из-за припаркованного на самом переходе автомобиля, как, например, на ул. Горького в Рязани:

Горького

Кстати, на фотке ул. Горького еще в одностороннем режиме. Но для иллюстрации сойдет. Аналогичные заужения можно применять на перекрестках.

Заужение_перекресток

Это, кроме ограничения скорости, позволит немного упорядочить парковку (сейчас у нас даже на перекрестках паркуются).

Парковка_перекресток

7. Изгибы проезжей части в местах пешеходных переходов и даже просто на прямых участках. Тут я просто процитирую пост из блога Антона Буслова (mymaster):

Картина первая: пешеходный переход поднят на один уровень с тротуаром, а непосредственно перед ним проезжая часть искусственно сужена клумбой. В таких условиях автомобилист вынужден сбавить скорость чисто рефлекторно.



Еще один пример - тут сделано просто сужение проезжей части. Пешеходу перейти такую дорогу гораздо проще, автомобилист на такой дороге не поедет 120 км/час, а будет соблюдать установленный скоростной режим.



Следующий пример мне ужасно нравится, потому что его невольно реализовали коммунальщики около моего дома. Дело в том, что у нас по улице в районе гоняли стритрейсеры. Носились как и положено идиотам очень быстро. И постоянно из-за их шума невозможно было спать... А потом комунальщики начали укладывать какие-то трубы, и выкапали ямки на дороге, которые теперь надо объезжать почти как на картинке. Теперь я спокойно сплю - по нашей улице больше никто не гоняет. Кстати, пробок на этой улице не появилось - обычная внутрирайонная улица и тогда не страдала пробками, и сейчас ими не страдает.



Он же, кстати, хорошо проиллюстрировал уменьшение радиуса поворота на перекрестках:

Вот чтобы понять следующую картинку надо обладать некоторой фантазией. Здесь раньше был плавный поворот, но потом проезжую часть подняли и сделали его резким. То есть чтобы повернуть теперь автомобилист вынужден затормозить, и аккуратно повернуть. Совокупность таких поворотов по всему району вынуждает все время держать не высокую скорость.



К большому сожалению, подобные меры успокоения трафика (и организации движения заодно) у нас смогут быть применены не ранее, чем будут внесены изменения в соответствующие СНиПы и ГОСТы. Нынешние их редакции были написаны тогда, когда о проблемах взрывной автомобилизации населения никто ничего не слышал и дороги проектировались под возможность организовать по ним перемещение танковых и ракетных частей. СНиПы надо менять, но пока о стремлении изменить их ничего не слышно. Надеюсь, и мы доживем до удобных улиц и безопасных пешеходных переходов.



Метки: пробки, транспорт


Поиск

17:47
Этим прохладным летом T2 поможет рязанцам классно отдохнуть и без походов на пляж

17:01
Под Рязанью ограничили скорость в месте строительства моста-дублёра через Оку

14:38
В рязанском театре на Соборной завершается театральный сезон постановкой «Пугачёв»

14:36
В Рязани пройдёт юбилейная выставка охотничьих собак

28.06.2025 11:36
На улице Серёжина Гора в Рязани началось строительство футбольного центра

28.06.2025 10:45
В Рязани открылась выставка «Русский дух»

28.06.2025 09:08
Рязанцев приглашают отметить День молодёжи

27.06.2025 16:32
T2 в Рязани вдвое снижает плату на одном из самых крутых тарифов

27.06.2025 12:44
В Рязанской области продолжают дешеветь яйца.

27.06.2025 10:24
Студентам РязГМУ начнут платить повышенные пособия

26.06.2025 18:19
Эксперты Wildberries & Russ: в Рязани сеть цифровых экранов выросла втрое

26.06.2025 15:41
Увидеть звук и услышать цвет предлагает рязанцам выставка Василия Кандинского

26.06.2025 14:44
Большая дорога с большими данными: выбрать идеальную машину помогут технологии T2

26.06.2025 14:30
В 2026 году в Рязанской области приведут в порядок 25 общественных пространств

26.06.2025 10:24
В Рязанской области расширят производство пестицидов

25.06.2025 15:58
Мэрия Рязани разрешила использовать участок на улице Большой для размещения АЗС

25.06.2025 15:20
В Рязани одобрили размещение производства в зелёной зоне у ручья Быстрец

25.06.2025 12:15
В 2024 году на оплату медпомощи рязанцам в других регионах потрачено 977 миллионов рублей

25.06.2025 11:35
Технология VoWiFi стала доступна для абонентов «Ростелекома»

25.06.2025 09:35
Гости РФ и туристы смогут купить SIM после общения с биотерминалом Т2

24.06.2025 17:13
ПАО «РЭСК» напоминает об изменении тарифов на электроэнергию

24.06.2025 15:23
Рязгордума приняла поправки по ставкам туристического налога

24.06.2025 13:37
В Рязанской области запустят завод по производству лечебного питания

24.06.2025 12:49
Рязанцев познакомят с графическим наследием Кандинского

24.06.2025 11:03
Рязанский госуниверситет сообщил об изменениях в правилах приёма на платные места

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер