21.08.09. Рязанский кремль. Замок фон Дервиза. Конобеевская мельница |
31.08.2009 |
---|

Сегодняшний день начали с осмотра Рязанского кремля. Это целый комплекс историко-архитектурных памятников, находящихся на месте первоначальной крепости Переяславля Рязанского, которая появилась в конце XI века.
21 августа 09г., пятница
Окружная дорога г. Пенза
Рязанский Кремль. Замок фон Дервиза. Конобеевская мельница.
Сегодняшний день начали с осмотра Рязанского кремля. Это целый комплекс историко-архитектурных памятников, находящихся на месте первоначальной крепости Переяславля Рязанского, которая появилась в конце XI века.
Более всех построек приглянулись мне Дворец Олега, выстроенный в традиционном русском стиле и величественный Успенский Собор.
Дворец Олега– памятник архитектуры XVII-XVIII вв., самое большое гражданское здание Кремля. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами. Ранее это были жилые палаты рязанских архиереев. Помимо жилых палат, в здании размещалась домовая церковь архиереев и хозяйственные службы. Сейчас здание полностью музеефицировано, здесь находятся исторические экспозиции музея-заповедника.
Успенский собор
Интересна не совсем простая история постройки этого храма Постройка этого летнего храма рядом с теплым Успенским (Христорождественским) кафедральным собором обусловлена была малыми размерами и ветхостью последнего, теснотою и духотой в нем, особенно во время зимних служб.
В марте 1684 г. «подмастерье каменных дел Федор Шаритин со товарищами» подрядился у митрополита
Митрополит Авраамий в январе 1693 г. устроил новые подрядные торги на возведение соборного храма, и положено было основание ныне существующему летнему Успенскому кафедральному собору. Подряд на сей раз получил мастер каменных дел
15 августа 1702 г. митрополит
В 1800 г. обыватели Рязани узнали от преосвященного Симона (Лагова), что
После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. Внутренние росписи на колоннах и стенах испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество реквизированы новой властью. Некоторое время в храме действовал
Но это есть частности, а если брать в целом, то большинство построек не вызывают каких-то искренних чувств, потому, в основном, что требуют немедленной реставрации, или скрыты под таковой. Еще заинтересовали археологические раскопки на территории Кремля, где культурный слой составляет 6 м (!!!) Оказывается, поселение на этой территории существовало еще в эпоху бронзы и раннего железного века. И хоть упомянутые раскопки находятся за высоким забором, через небольшой просвет можно разглядеть много интересного и еще больше увлекательного додумать в своей голове.
Что еще мы увидели в Рязани? Улицу Ленина, которая как две капли воды копируют таковую в г. Кирове: с точно такими же пригорками и окультуренными парковыми оврагами, с теми же магазинами, подвальчиками и остановками… думаю, как и большинство улиц Ленина всех российских городов и городков.
Полдня на посещение города и вновь дорога на восток.
Пока ехали по трассе, увидели на р. Кирицы в одноименном поселке прекрасный замок, который, кажется, словно из другой жизни, или возник здесь случайно в результате какого-то чудесного пространственно-временного явления.
Справка.
Усадьба Кирицы (Рязанская область, шоссе Рязань-Челябинск, в 60 км к югу от Рязани) - романтический замок на возвышении - с башенками, шпилями и флюгерами, а от него к прудам каскады лестниц, с гротами и чашами фонтанов, украшенные когда-то скульптурами кентавров, вольно державших в объятиях собинянок. Владение окружает стена из круглых тур, а в пролётах между ними дивной красоты чугунные решётки…
Перед дворцом широченные искусственные пруды, которые подпитываются за счёт неглубокой речушки Кирицы, давшей название всей местности.
Замок-дворец на пологом холме, в окружении тенистого парка, поднялся в 1887-89 годах. Строительством усадьбы руководил Федор Осипович Шехтель по заказу Сергея Павловича фон Дервиза - старшего сына одного из богатейших людей своего времени, промышленника и мецената, руководителя строительства Московско-Рязанской железной дороги Павла Григорьевича фон Дервиза. Сергей Павлович проживал в ней в период с 1888 по 1904 год. Сегодня это республиканский санаторий "Кирицы" для детей с внелегочными формами туберкулеза (по роковому совпадению с заболеванием, унесшим жизни младших детей П.Г. Дервиза).
Пожалуй по фантазийности - это один из ярчайших примеров подобных построек в России. Здесь всё органично вплетено в ландшафт - дворец, с его парковой феерией, с малыми архитектурными формами и скульптурами, к сожалению безвозвратно исчезнувшими. Перед вами ансамбль, в котором его владелец желал видеть настоящий рыцарский лен, с гербовым картушем на ступенчатом фронтоне.
Чуть подальше по трассе, возле поворота на с. Конобеево, увидели мы величественную ветряную мельницу. Эта мельница - памятник деревянного зодчества, была построена в 1903 году. От Москвы до Челябинская это единственная мельница у которой сохранился механизм в рабочем состоянии. Мы смотрели через маленькие окошечки в глубины этого гиганта – там все диковинно интересно, жаль нельзя зайти внутрь.
Здесь, возле этого поворота, обманув стремительно приближающуюся дождливую тучу, нас впервые за 3 дня подобрал дальнобойщик по имени Илья на небольшом MAN`е. Но это уже другая история…
***
Трасса. с. Умет. Двое.
Когда едешь с дальнобойщиком, узнаешь, что дорога, вроде федеральной трассы, живет своей жизнью и имеет свои обычаи, некую культуру, собственные правила и законы.
Вся трасса связана дальнобоями по рации. По рации можно узнать обстановку на дороге, поделиться новостями, развести дискуссию на отвлеченную тему, помогать друг другу совершать маневры на дороге, договориться о встрече попить кофе или перекусить, обсудить события происходящие тут же и прийти друг другу на помощь.
Дальнобойный брат понимает друг друга с полуслова, и пассажиру сначала очень сложно переводить своеобразный сленг водителей.
Небольшой экскурс. Того, кто едет медленнее потока и собирает колону по дороге называют бригадир. Обращаются водители друг к другу «братишка» или «дружище», а если к конкретной машине, то называют номер и регион, например «7745 Самара, братишка, подскажи, когда будет свободна встречка» или «голова зелененький, Рязань, братишка, в канале?»
Илья веселый, открытый по жизни, положительный человечек. Дома его ждет невеста, и он предвкушает радость встречи.
Илья рассказал намного интересного. Он рассказал, что двое идут по трассе. Идут давно, у него уже третий рейс в Москву и он каждый раз их встречает. Он бибикает им, а они машут ему в след – узнают его машинку.
Сначала они шли сами по себе, но со временем у них появились машины сопровождения: ГАИ и скорая. Какие цели они преследуют своим походом никто толком не знает. Илья говорит, что по слухам они чернобыльцы и идут в Оренбург. Я не смогла найти никакой информации по этому маршу, хотя крайне интересно узнать, что это за люди и чего они хотят. (вспоминается фильм о Форесте Гаме)
И мы встретили их. Был десятый час ночи и лил проливной дождь. Впереди мелькали проблесковые огни милиции и под светом фар, еле передвигая ноги, устало брели две фигуры в плащ-накидках. Это ежесекундное зрелище чем-то пронимало, хотя я до сих пор не могу понять, какие чувства вызвали во мне эти двое. В мире гремят события, машины ездят по трассе с постоянной периодичностью, и эти двое идут к своей цели.
Еще Илья рассказывал нам разные истории, истории об узких участках дорогах, где водители фур зимой складывали зеркала и ехали с открытым окном, держа на вытянутой руке осколок зеркала и многие другие.
С Ильей мы заехали в село Умет, которое находится 10 км от Зубовой Поляны, знаменитое на всю Россию количеством придорожных кафешек. Все дело в том, что этот поселок показывали в новостях. Несколько лет назад его жители (а позже и присоединившиеся к ним жители Зубовой Поляны) начали строить миникафе и шашлычницы вдоль проходящей через посёлок федеральной трассы. Сейчас на протяжении 2—3-х километров вдоль трассы построено около 150-200 таких кафе.
Статья о поселке.
ЛЮДИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ В МОРДОВИИ ЗНАЮТ, КАК ПРОКОРМИТЬ СЕБЯ И НАКОРМИТЬ ДРУГИХ
Умет, Мордовия
Тропинок в Умете много, а ведут все к большой дороге. Потому что автомобильная трасса Челябинск-Москва – артерия поселка. Здесь - совсем не сельская скорость жизни, здесь - основная работа уметцев, здесь - 163 кафе. По числу точек общепита на душу населения Умет несомненный рекордсмен среди других российских поселений.
Дорогу расчистил здешним жителям ветер девяностых годов. Вначале под его порывами качнулись наиболее крепкие в мордовских лесах уметские лесные хозяйства - началось сокращение рабочих мест. Затем не устоял деревообрабатывающий комбинат всесоюзного значения - “лег” прочно и надолго. Умет оказался безработным, безденежным, и ему светила обычная судьба российского поселения, где загнулся градообразующий завод: работы люд лишили, а взамен ничего не предложили. Уметцы ждать милостей от природы не стали. Они вышли на большую дорогу.
Раскисшая под весенним солнцем тропинка от железнодорожной станции вывела меня к кафе “Солнышко”. Утро. На трассе вечное движение “КамАЗов” вне зависимости от времени суток.
Здешняя хозяйка Светлана мечется в кухне метр на метр между газовой плитой и “буржуйкой”. Жара несусветная, но печь погасить нельзя, иначе в соседней комнате замерзнут посетители - двое ребят-“челноков” и Петя-дальнобойщик. Петром, объясняет он, станет летом, когда тридцать стукнет. С двадцатитрехлетней Светой знакомы уже пять лет, с тех пор как появились на трассе кафе. Петя все эти годы возит из Саранска в Питер пиво, обратно - пустую тару и сладости для хозяйки “Солнышка”. Чувства, увы, безответны. Сегодня он угощает “Вдохновением”, она морщится: “Терпеть не могу белый шоколад”. Петя исчезает. И мы беседуем со Светой, у которой сейчас перекур.
- Здесь даже из соседних сел девочки работают. А хозяева из местных. Они свое на трассе уже отстояли лет пять назад с шашлыками, теперь готовят еду, привозят продукты. Зарплату нам платят небольшую, в среднем 500 рублей, но день в день, без задержек. Труд, конечно, тяжелый - сутки у плиты, клиенты разные попадаются, но ведь платят вовремя! Да и работа интересная - люди ведь со всей страны проезжают.
Уметские жители рассказывают гостям, что село их занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Шутка, конечно. Но ведь и на самом деле Умет вполне достоин упоминания в числе рекордсменов по количеству точек общепита на километр дороги, а еще более - как пример невиданной терпимости нашего государства к МАЛОМУ БИЗНЕСУ и наглому его процветанию прямо на дороге федерального значения.
Пять лет назад на дороге появились шашлычники. Чуть позже - наспех сколоченные забегаловки. Потом - домики с резными верандами. А спустя еще какое-то время в райцентре создали межведомственную комиссию, призванную навести здесь порядок. Претензии были у всех. У пожарных: торговцы нарушают и нормы пожарной безопасности при строительстве. Федеральная дорожная служба поддакивала: на нашей земле да без нашего ведома. Да одного подразделения СЭС хватило бы стереть с лица земли все уметские трактиры!
Но к моменту проверки более половины взрослого населения Умета уже трудились в придорожных кафе (остальные занимались посадкой леса в лесхозе и его вырубкой в леспромхозе). Трудоустроены в поселке были все, рабочих мест еще хватило на долю жителей райцентра, а также соседних деревень Рязанской и Пензенской областей. В общем, начальники, проезжая теперь мимо Умета, смотрят в окна своих автомобилей сквозь пальцы. И спасший округу от безработицы Умет спит спокойно: все налоги в районный бюджет уплачены, заработная плата учителям и врачам выдана уже за март (хотя месяц еще не кончился).
Правда, только в этом отличие Умета от других поселений. Несмотря на отсутствие долгов, ему так же, как должникам, перекрывают электроэнергию. Поселковый глава, в прошлом работница придорожного кафе Людмила Ивановна день заканчивает с ведрами в руках - заливает воду в отопительную систему здания своей администрации, когда электросеть вновь дает добро свету. Директор музыкальной школы бросает баян и вооружается разводным ключом, когда “летит” очередная труба. Сельский музыкант, конечно, согласен с великим композитором, что музыка должна высекать огонь из людских сердец, но дети все-таки усваивают Бетховена исключительно при нормальном функционировании отопительной системы. И даже Ленин, здесь оказавшийся на задах истории - за стройным рядом придорожных кафе, так же указывает путь. В сторону трассы Челябинск - Москва.
Девушка по имени Лена из кафе “У Наташи” объясняет мне законы конкуренции уметского рынка:
- Главное - кухня. Потом - “свой” клиент. Нет его - делать здесь нечего. Наши клиенты-дальнобойщики ездят по этой дороге много лет и, как правило, выбирают кафе один раз.
Мужчин, то есть рынок, поделили еще пять лет назад. И теперь Петя заезжает в “Солнышко”, Саша - к “Наташе”. Иногда водитель-дальнобойщик и работница кафе уезжают вместе и навсегда. Сейчас, например, бывшая напарница Лены пишет из Краснодара: “Живем в ста километрах от моря”. В Умете это звучит как “в ста метрах”.
Летопись села все эти годы пишут в стихах и прозе дальнобойщики на страницах “книги жалоб”. Слова в основном теплые, от души. И только Федя целый год с невероятным упрямством требует в “Солнышке” все те же зубочистки. А соседние села все это время с незавидным упорством ждут, когда стихнет буря российских реформ и выглянет наконец солнце.
Почему в Умете всегда хорошая погода и именно он стал точкой встреч и расставаний на прямой жизни, на дороге, которая всегда располагает к романтике? Почему именно Умет? Давным-давно этот поселок существовал как постоялый двор для путешественников. Жизнь течет, но не меняется.
/"Общая газета", 2 апреля/
В одной из многочисленных кафешек Умета Илья угостил нас ужином, за что ему огромное спасибо (и все потому, что Леша долго распинался об экономии и о том, что вот уже несколько дней я ем в долг).
Ехали мы долго. Вообще дальнобойщики никуда не торопятся, хотя передвигаются они нисколько не медленнее легковушек. Средняя скорость на определенное расстояние получается практически равной, поэтому здесь, как ни где актуальна пословица «тише едешь, дальше будешь».
Время пролетело незаметно и дождь, все время нещадно поливавший местность немного приутих. Ночью, на окружной г. Пензы, Илья высадил нас и поехал в сторону дома, а мы, забравшись в придорожную лесополосу поставили палатку и крепко уснули до утра.
Метки: Рязанский кремль, Кирицы, замок фон Дервиза, туризм
14.06.2025 14:47
Рязанский театр драмы готовит премьеру нового сезона «Сахарный ребёнок»
13.06.2025 16:33
На ремонт и замену дорожных знаков в Рязани потратят 10 миллионов рублей
13.06.2025 16:29
Рязанцам предлагают полистать «Фотолетопись» советского периода
11.06.2025 15:45
В рязанских лесах найдена редкая орхидея Венерин башмачок
11.06.2025 12:37
В Лесопарке Рязани готовят участок под устройство экотропы
11.06.2025 11:35
«Зелёный сад» подарит дизайнеру мощный компьютер
11.06.2025 11:02
В Новомичуринске разработали проект рекреационной зоны на берегу Прони
11.06.2025 09:52
Администрация Рязани разыскивает наследников двух квартир
10.06.2025 20:32
В Шацке планируют реанимировать городскую набережную
10.06.2025 17:06
Работы по благоустройству ЦПКиО Рязани начнутся в июле-августе
10.06.2025 16:40
Проект строительства ливнёвки в Кальном Рязани переделали
10.06.2025 14:04
«Народный контроль» проверил спортшколу «Локомотив» в Рязани
10.06.2025 12:43
Мэрия Рязани в судебном порядке требует сменить арендатора Дома Циолковского
10.06.2025 10:36
Рязань закупит ещё 14 троллейбусов
10.06.2025 09:59
На Лыбедском бульваре в Рязани построят детский сад
09.06.2025 21:28
В Рязанской области участники СВО смогут получить гранты на открытие агробизнеса
09.06.2025 17:24
Рязоблсуд оставил главреда издания «Вид сбоку» Константина Смирнова под стражей
09.06.2025 15:02
Рязанские единороссы сформировали итоговый список кандидатов на выборах в Рязоблдуму
09.06.2025 14:42
Рязанская НПК провела профориентационный практикум для учащихся «Роснефть-класса»
09.06.2025 12:58
Спасск-Рязанский представил новый проект благоустройства «Ключ от города»
09.06.2025 10:11
Рязанская область заняла 49 строчку в рейтинге доступности бензина
09.06.2025 09:23
РГУ вошёл в рейтинг вузов с самыми высокими зарплатами выпускников в IT-сфере
14:10
Рязань после дождя местами затопило
13:00
В Рязанской области массово появились слётки ушастых сов
12:53
Газоснабжение сёл Шумашь и Дубровичи Рязанского района восстановлено.