Подробности

Блогосфера

Рязанский музей анатомии

27.05.2009

Музей, с которым я познакомлю вас в этот раз, безусловно, уникален. Он не хранит в себе старые реликвии, драгоценности или произведения искусства. Он хранит в себе вещи куда как более важные — разгадки тайн природы. Если быть точнее, разгадку самой значительной и величественной её тайны — тайны человеческого тела.

Ходили мы туда, как и во все остальные музеи с kica_c_hvostom. Фотки в этот раз делала только она, я же их скромно обработал. В общем круто было...

В музей анатомии человека на кафедре «Нормальной и топографической анатомии» Рязанского государственного медицинского университета мне было попасть не так уж легко. Однако барьеры удалось преодолеть, и я оказался в этом интересном месте. Музей мне показывал кандидат медицинских наук Артём Владимирович Павлов, а экскурсия началась ещё задолго до того, как я переступил порог «заповедных» помещений музея. Началось всё с беседы о самом музее, о его экспонатах и о том, нужно ли это посещение людям, далёким от медицины. Как я потом понял, доктор Павлов избрал верный путь…

— Музей действительно старый, — начинался рассказ доктора. — Институт переехал в эти корпуса в шестидесятых годах прошлого века. Здание, в котором размещается кафедра «Нормальной и топографической анатомии» построено в 1967 году. Когда в 1950 году институт переводили из Москвы в Рязань, то вместе со всем остальным переехал и музей анатомии человека, некоторые экспонаты которого весьма почтенного возраста. Например, мумифицированная голова с тщательно отприпарированными артериями была выполнена в 1906 году. Витрины музея полны необычными (с точки зрения обывателя) и уникальными (по мнению специалистов) препаратами.

В настоящий момент не найдётся кафедры анатомии человека, не имеющей собственного музея. В его залах студенты имеют возможность самостоятельно изучать особенности строения человеческого тела, сравнивая изображения в атласах с реальным расположением органов и структур. По мнению профессора Тонкова, идеальный анатомический музей, служащий для обучения студентов и врачей, должен иметь четыре составляющие: учебный музей, аудитории практических занятий, собрание препаратов, служащих для демонстрации на лекциях, научный музей кафедры.

В нашем музее всё устроено для студентов. Важной миссией учебного музея анатомии можно считать то, что он позволяет студентам и врачам восстанавливать в памяти в течение семестров обучения все необходимые сведения. Вряд ли кто из современных специалистов подвергнет сомнению то, что адекватное запоминание материала основывается главным образом на зрительном восприятии. Чем чаще повторяется впечатление, тем прочнее картина предмета в памяти. Учебный музей со своими многочисленными экспонатами, снабжёнными яркими и краткими пояснениями, способствует тому, чтобы студенты приобретали как можно больше зрительных впечатлений.

Однако, музей не такой современный, как был в своё время. Да, для шестидесятых — это лучшее, что было на тот момент, сейчас многое уже надо менять. Жалюзи, система кондиционирования, отопления с поддержанием постоянной температуры в залах — всё это необходимо сейчас, но пока достаточного финансирования нет. Музей работает так же, как и полвека назад.

Сейчас экспозиция размещается в трёх залах. В первых двух расположены препараты, иллюстрирующие раздел нормальной анатомии человека. Там можно увидеть отдельные органы тела человека в норме. В третьем же находятся препараты топографической анатомии, показывающие взаимоотношение органов в отдельных областях тела. Знание топографической анатомии чрезвычайно важно практикующему врачу. Все органы в теле человека находятся в определенных анатомических взаимоотношениях, и знать особенности их положения, кровоснабжения и иннервации представляется необходимым для успешной постановки диагноза и последующего лечения.

Музей кафедры является гордостью её сотрудников и каждый преподаватель старается привнести в этот музей что-то новое. Поэтому в залах собраны препараты, выполненные по необычным и зачастую уникальным методикам. Например, вот этот препарат, — говоря это, доктор Павлов достал с одной из своих полок крохотного младенца размером с ладонь и дал мне в руки (при ближайшем рассмотрении плод оказался девочкой), — это настоящий человеческий плод, 22–24 недель.

Создан этот препарат по необычной для современной анатомической техники методике — парафиновой мумификации. Вам когда-нибудь доводилось слышать об Эвите Перон, жене Аргентинского диктатора Перона? Она была забальзамирована именно по этой технологии, которой виртуозно владел известный профессор анатомии Педро Ара. В течение нескольких лет он работал над телом Эвиты. Проделав блестящий труд, он вошёл в историю как величайший бальзамировщик. Однако с его смертью умерла и сама методика. А препараты, изготовленные профессором Ара до сих пор восхищают и удивляют зрителей. Методика парафинирования сложна и кропотлива. Сколько бы мы не старались её повторить, до сегодняшнего дня не получилось. Лишь робкие попытки приблизиться к его творениям — то, что вы сейчас держите в руках.

…Плод, который я держал в тот момент в руках, был если не пугающим для меня, то, по крайней мере, чем-то необычным и даже слегка футуристичным, как правильно сказал доктор. Честно, в тот момент у меня родилась мысль, что каждой девушке или женщине, которая хочет сделать аборт, надо дать в руки этого младенца. Я думаю, после этого они бы поменяли своё мнение. В тот момент, мне захотелось спросить у доктора, а есть ли среди препаратов уроды, чтобы заранее себя подготовить. Увидев мою необычную реакцию и предвосхитив вопрос, Артём Владимирович продолжил:

— Знаете, большинство экспонатов совсем не страшные. Да, у нас есть, препараты, иллюстрирующие различные патологии, врождённые уродства и прочие отклонения от нормы. Однако их не так много, как остальных — препаратов нормальной анатомии человека. Музей полон интересных и редких препаратов. Профессор Борис Михайлович Соколов, который был вторым руководителем кафедры, очень много сделал для того, чтобы музей пополнился такими экспонатами. Профессор Соколов занимался изучением нервной системы и, как следствие основного направления кафедры, музей стал пополняться уникальными препаратами. Некоторые из них, хотя и сделаны полвека тому назад, до сих пор неповторимы. В 1986 году кафедру возглавил топограф-анатом профессор Бидзина Илларионович Хубутия. Он занимался оперативной хирургией сердца, и это направление научных интересов нашло своё отражение в коллекции музея.

…В этот момент меня стал мучить вопрос, а откуда же возможно набрать столько ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ, чтобы сделать подобное количество разнообразных препаратов?

— В советские времена с телами на кафедре недостатка не было: невостребованные трупы по запросу института передавались для научных и образовательных целей, позже это оказалось негуманным и нарушающим права человека, — рассказывает экскурсовод. — Было даже решение, позволяющее использовать лишь тела, завещанные для науки. Однако вы вдумайтесь… Простите, я бы лично не стал завещать своё тело студентам-медикам, хотя и сам врач. К счастью, это положение просуществовало недолго, и сейчас закон позволяет кафедрам анатомии использовать невостребованные тела, хотя для этого и надо пройти довольно сложную юридическую процедуру.

Кроме того, современная промышленность, основываясь на богатых анатомических знаниях, изготавливает большое количество муляжей. Многие из них представляют собой отличные копии частей тела. К сожалению, наряду с явными достоинствами (безвредность, долговечность и нетребовательность к условиям хранения) использование муляжей постепенно отодвигает в медицинских университетах знания по препарированию и консервации тел на второй план.

Возникшие в последнее время серьёзные сложности с приобретением биологического материала провоцируют собой снижение уровня анатомических знаний — как преподавателями анатомии, так и клиническими специалистами, что в свою очередь негативно отражается на общем уровне медицины. Врачи вынуждены изучать строение человека на пациентах. Где же гуманизм?

…С каждой минутой мне всё больше хотелось попасть туда, куда я собирался. Но дальнейший рассказ доктора Павлова заставил меня задуматься, над вопросом, а зачем мне это нужно? Прикосновение к смерти, к её обратной стороне, которая закрыта для живых и ещё более недоступна мёртвым — нужен ли мне этот плод познания?

— Откровенно скажу вам, что музей закрытый, — продолжал Павлов. — Тяга к смерти как к чему-то непознанному и запретному — для человека нормальна. Каждый из нас в определённом возрасте стремился к тому, чтобы посмотреть, прикоснуться к тому, что скрыто за гранью жизни. Поощрять это лишний раз не надо. Кое-что из того, что мы сейчас видим в средствах массовой информации, бывает ужасным. Гласность гласностью, но не всё стоит того, чтобы это показывать. Так вчера меня поразила статья в одном из СМИ о катастрофе автобуса, где погибло пять человек. Статья была проиллюстрирована фотографиями обгоревших и изуродованных трупов жертв автокатастрофы. Возникает вопрос, зачем это делается и к чему приведёт? Что таким образом можно воспитать в человеке? Циничное отношение к жизни воспитывать в людях не допустимо.

— И что же, значит, к вам нельзя попасть никак?

— Можно. Необходимо только связаться с руководством нашего университета и объяснить причину, по которой вы хотите сюда попасть. Согласовать время посещения музея с кафедрой труда не составит. Денег за экскурсии мы не берём. В зависимости от того, какой преподаватель будет свободен в этот день, он и будет знакомить вас с музеем. Экскурсии разные по объёму, но всегда интересные. У нас часто бывают школьники профильных старших классов, собирающиеся посвятить себя медицине. Вряд ли найдётся лучший тест на профессиональную пригодность, чем залы анатомического музея. Ведь это не просто белый халат, — в этот момент доктор Павлов слегка приподнял пальцами лацкан своего халата, — это образ жизни. Если ты не можешь видеть мёртвое человеческое тело, разрезы, распилы, то зачем тебе всё это? Музей анатомии — специальный. Эти залы — для посвящённых. Студенты медицинского профиля тоже не сразу готовы принять все особенности своей будущей профессии. В подготовке врача используется поэтапный уровень обучения с постепенным усложнением получаемой информации. Это в полной мере касается и преподавания анатомии человека. Так и залы музея поэтапно знакомят студента с телом человека, постепенно увеличивая объём предоставляемой информации: костная система, связочный аппарат, мышцы, сосуды и так далее. Только изучив строение скелета, студенты получают доступ к телу. Не всегда работа с биологически материалом даётся ребятам легко: для этого необходима определенная психологическая подготовка. Поэтому такой подход реализован специально, чтобы поэтапно подготовить студента.

Однако не следует смешивать профессиональный интерес медика и любопытство обывателя. Обычным людям эти знания не нужны. Про каждый препарат можно читать лекцию, но будет ли она вам интересна? Чтобы музей помог вам закрепить знания о строении тела человека их надо иметь…

…После этого мы отправились в музей… В течение нескольких часов мне удалось посетить интереснейшую экскурсию в стенах музея и пообщаться с интересным человеком. В музее есть всё, начиная от самого маленького человеческого зуба, заканчивая сложными и уникальными препаратами нервной системы — спинным и головным мозгом, отдельными нервами и многим другим. Главное, помнить, что музей анатомии —  это не развлечение, а познание. Видно, поэтому вход в него доступен не каждому.

  

 

  

 

  



Метки: музей анатомии, РязГМУ


Поиск

09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30