Рязанский кинофонд реорганизуется путём слияния
В настоящее время все хранившиеся в рязанском кинофонде копии фильмов уже вывезены с 14-й Линии. Теперь меньшая их часть размещается в цокольном этаже дома Салтыкова-Щедрина, где раньше находился отдел иностранной литературы библиотеки имени Горького. Сам отдел сейчас занимается тем, что переезжает в юношескую библиотеку на улице Грибоедова, при этом сама юношеская библиотека осталась там же, потеснившись в рамках «оптимизации».
Как сообщил на пресс-конференции первый заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов, областное учреждение «Кинофонд», согласно распоряжению №461 от 19 сентября регионального правительства, реорганизуется в форме слияния. Функции кинофонда переходят к областному научно-методическому центру народного творчества. Со следующего года центр будет именоваться «областной научно-методический центр народного творчества и кино». Виталий Попов обратил внимание на то, что рязанский кинофонд испытывает трудности, знакомые сегодня и многим другим кинофондам страны. Сейчас охваченность кинопоказами в Рязанской области сократилась до всего девяти муниципалитетов.
— Без услуг кинопоказа остаётся большинство населения рязанских районов, да и осуществление кинопоказа сегодня в рамки закона никак не вписывается в связи с осуществлением закона об авторском праве. Кинофонд на 14-й Линии занимает достаточно большую площадь, это огромное собрание, к сожалению, устаревшего оборудования, огромное количество плёнки четврётой категории, которая уже не подлежит восстановлению, это абсолютно выветренное штатное расписание, потому что в этом направлении существует невероятная кадровая проблема, — отметил Виталий Попов. — Для того чтобы определить ценность фильмов, которые у нас будут перемещаться из кинофонда в здание на улице Николодворянской, 24, был создан экспертный совет в составе старшего преподавателя истории кино в радиоуниверситете Николая Царёва, Владимира Холмогорского и ведущего методиста, специализирующегося по истории театра и кино областного научно-методического центра народного творчества Галины Тумаевой, которые просмотрели весь реестр кинофонда с точки зрения его ценности. Дело в том, что в кинофонде в течение долгих лет, а здесь уже тянет на десятилетие, не проводилась процедура списания. В данном случае задача кинофонда была вовремя отслеживать портящиеся плёнки, если это имеет большую ценность срочно оцифровывать и от плёнки потом избавляться, потому что она уже не может быть сохранена. У нас в результате осмотра экспертной комиссии получилось что из 2347 наименований фильмов было рекомендовано к списанию 1570 наименований.
Далее Виталий Попов пояснил, что в настоящее время физическое состояние фильмокопий кинофонда таково: 75,5% — третья и четврётая (сильная) категория повреждения, 18,3% — вторая (средняя) категория повреждения и только 6,2% — первая категория. И те 777 наименований фильмов, которые эксперты рекомендовали не списывать, а оставить, ещё не были разобраны по категориям.
То есть, фильмы плохой сохранности будут оцифрованы, и министерство культуры планирует закупать оборудование для цифрового показа. Что же станет с самими плёночными фильмокопиями, Виталий Попов пока точно сказать не смог, но заявил, что «восстановить это будет практически невозможно», и привёл в пример Владимирскую область, где уже «минимизирован плёночный фонд». Те же 1570 наименований плёнок, которые эксперты не сочли ценными, будут списаны и уничтожены — но не раньше 15 ноября, когда пройдёт заседание экспертного совета по кинофонду.
Член экспертного совета, профессор РГРТУ, кандидат искусствоведения Николай Царёв отметил, что многие фильмы из кинофонда Рязанской области часто показываются по телевизору, а также напомнил, что копии фильмов можно платно брать в Госфильмофонде.
— Когда мне и Холмогорскому пришлось просматривать фильмы, — сказал Николай Царёв, — я ратовал за то, чтобы оставить фильмы, которые действительно представляют художественный интерес
Другой участник пресс-конференции, ведущий инженер ГТРК «Ока» Алексей Ананьин подчеркнул, что хранение фильмофонда — очень ответственная задача:
— На текущий момент это уже потеряло смысл, потому что все материалы, которые предполагают длительное хранение, должны эксплуатироваться на оборудовании нового поколения, я имею в виду киноплёнку, либо переводиться на другой носитель. А общее состояние существующего кинооборудования уже не представляет технического интереса.
Директор областного научно-методического центра народного творчества Елена Шаповская сообщила, что в следующем году центр будет работать в формате открытых кинопоказов.
— Если нам удастся оцифровать фильмы, конечно, они будут показаны не только в самом центре народного творчества, но и во всех муниципалитетах Рязанской области. Я думаю, это, конечно, будет интересно и в сельских домах культуры, — добавила Елена Шаповская.
Также на пресс-конференции сообщили, что в кинофонде уже было оцифровано около 20 (не полнометражных фильмов), что обошлось в полмиллиона рублей. Сколько стоит печать новой фильмокопии, в министерстве сказать затруднились. Как удалось выяснить из других источников, на печать новой копии фильма требуется приблизительно $1000.