Новости

В Рязани эмоционально обсудили лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ

В Рязани эмоционально обсудили лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ
6 марта в региональной приёмной партии «Единая Россия» прошло расширенное заседание рабочей группы партийного проекта «Управдом». Заседание проводилось с целью обсуждения проекта Федерального закона «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ», который уже принят Госдумой РФ в первом чтении. Участниками заседания стали депутаты Рязанской областной и городской Дум, руководители профильных ведомств, а также руководители управляющих компаний региона и общественные жилищные инспекторы.

Депутат гордумы Роман Худяков напомнил собравшимся, что 3 марта в нижней палате отечественного парламента прошли общественные слушания по данному законопроекту, на которых высказывались полярные мнения.
— Очень хотелось бы обобщить позицию Рязанской области — и законодательной, и исполнительной власти, людей с земли, и, подготовив наши предложения, помочь нашим «старшим товарищам» в Государственной Думе получить достоверную информацию и принять решение, — сказал Роман Худяков и предоставил слово депутату Рязанской областной Думы Александру Бармотину, участнику общественных слушаний по законопроекту в Государственной Думе.

Как сообщил Бармотин, необходимость принятия нового законопроекта вызвана ситуацией, сложившейся на российском рынке управления жильём. Аналитики отмечают, что в этой сфере нарастают кризисные явления; значительное количество обращений граждан (более 50%) приходится именно на долю ЖКХ, а органами государственного надзора выявляется большое количество нарушений, допускаемых управляющими организациями.

Предложенный законопроект «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ» предусматривает наличие лицензий у компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, и квалификационного аттестата у лица, ответственного за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества. Устанавливаются полномочия по лицензированию деятельности: к полномочиям РФ относится определение порядка лицензирования. К полномочиям субъекта федерации — непосредственно лицензирование. Также предусматривается создание федерального реестра лицензий и организаций, у которых эти лицензии аннулированы. Устанавливаются новые виды административной ответственности с серьёзными штрафными санкциями: от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Планируется, что после 1 мая 2015 года деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии будет запрещена.

Отдельно Александр Бармотин отметил недостатки нового законопроекта. По его словам, к ним относятся:
— лицензирование деятельности, кроме управляющих компаний, также ТСЖ, жилищных кооперативов, что, как считают участники общественных слушаний, является чрезмерным; по их мнению, лицензировать эти некоммерческие организации нецелесообразно;
— значительное количество жилья имеет большую степень физического износа; возможно, введение обязательного лицензирования приведёт к массовому отказу управляющих компаний от управлениями такими домами;
— уплата штрафов в таких размерах приведёт к тому, что, в итоге, будут страдать собственники жилья, недополучив услуг;
— лицензирование возлагается на органы государственного жилищного надзора субъектов федерации. Контроль за деятельностью управляющих организаций возлагается на этот же орган; участники общественных слушаний увидели в этом противоречия и нестыковку;
— если надзорный орган приостановит лицензию, собственникам придётся в ускоренном порядке выбирать себе новую управляющую компанию; пока лицензия не будет отобрана в судебном порядке, управляющая компания должна будет по-прежнему осуществлять свою деятельность.

В результате парламентских слушаний были подготовлены рекомендации: исключить обязательное лицензирование ТСЖ и жилищных кооперативов, разработать правовые механизмы, которые позволили бы жилью с большим физическим износом не пострадать после отказа управляющей компании от его содержания, рассмотреть вопрос о страховании гражданской ответственности управляющих организаций или введения банковских гарантий. Затем своё мнение по предложенному законопроекту высказали другие участники заседания — их отзывы содержали в себе определённую долю критики, которая по ходу заседания росла.

Заместитель министра ТЭК и ЖКХ Рязанской области Надежда Мухина отметила, что самым неприемлемым в новом проекте закона является обязательное лицензирование ТСЖ и жилищных кооперативов. По её мнению, это может негативно сказаться на не без труда созданной системе жилищного самоуправления вне крупных городов.
— Регионы столкнутся с тем, что управляющие организации начнут отказываться от управления домами, — сказала она. – А вход на рынок новым управляющим организациям практически закрывается. Потому что там лицензия выдаётся со списком домов, следовательно, если ты сегодня не управляешь, завтра на этот рынок не попадёшь.

Достаточно эмоционально по теме обсуждения высказался начальник Государственной жилищной инспекции Рязанской области Владимир Кравчук, на чьё ведомство и планируется возложить обязанность лицензирования. Он подчеркнул, что, возможно, введение лицензирования поможет прекратить деятельность некоторых плохо работающих управляющих организаций. Однако жилищный надзор, по его мнению, не может осуществлять эту деятельность, ей должен заниматься другой орган.
— Этот законопроект написан поспешно, без учёта реалий, которые есть в субъектах. Потому что мы можем легко убить какую-то компанию, допустим, в Скопинском районе, но на это место никто не придёт, — сказал Кравчук. — И конечно, там непомерные административные санкции. Когда законопроект написан на 98-м этаже московской высотки, то там нет абсолютно никакого представления, что такое ТСЖ в селе Болонь Клепиковского района, состоящее из 32-х домов, где весь бюджет этого ТСЖ за 10 лет составит тот штраф, который ему предлагается внести за одно правонарушение. Я поддерживаю само намерение законопроекта, но в данном виде он нерабочий.



Также с критикой выступил депутат Рязанской городской Думы Андрей Савичев. Он заявил, что в законопроекте очень мало внимания уделяется собственнику жилья, «хотя вся эта деятельность осуществляется за его деньги». На фоне разговоров об общественном контроле, после принятия нового закона собственник никак не сможет участвовать в лицензировании. Не сможет участвовать в этом и администрация города.
— Как новые управляющие компании могут прийти на этот рынок? Есть 2,5 тысячи домов в Рязани, все поделены. Создалась нормальная хорошая компания, которая хочет работать, она придёт в жилищную инспекцию за лицензией, а им ответят: что мы вам запишем в приложении? Все дома уже обслуживаются, какие дома вы будете обслуживать? — задался вопросом Савичев и отметил, что в законопроекте также не прописаны требования к управляющим организациям и квалификационные требования.

— Простой пример: «срок устранения обнаруженных лицензионных требований не должен превышать двух месяцев». Перевожу на русский язык: в ноябре я нашёл и установил на доме нарушение лицензионного требования — течёт крыша. За два месяца можно отремонтировать крышу? Нет, нельзя! — обратил внимание участников заседания на ещё одну деталь Владимир Кравчук.

Читайте нас:
Поделиться: