Рязанцы попрощались с Матёрой
Программный прозаический текст Валентина Распутина об уничтожении древних деревень и исконных традиций в эпоху одиозной стройки Страны Советов получил яркое и зрелищное сценическое воплощение. Если оригинальный текст не может похвастаться увлекательным и лихо закрученным сюжетом, то в руках режиссёра Станислава Железкина действие наполнилось неожиданным для зрителей экшеном. Пространство для манёвра артистов развернулось далеко за границы сцены, по зрительному залу носили знамёна, таскали гробы, бегали с вилами и коромыслом. Публика волей-неволей оказалась вовлечена в вечный конфликт прошлого и грядущего.
Художественный мир спектакля также оказался для многих неожиданным — художник отказался от традиционных кукол, их заменили конструкции из утилитарных ламп и мясорубок для героев нового времени и идолообразные истуканы для стариков Матёры. Впрочем, и те и другие обычно отодвигались на задний план, а вперёд выходила живая игра актёров.
«Прощание с Матёрой» стало одной из немногих работ программы фестиваля, ориентированной исключительно на взрослого зрителя, рассчитанной на вдумчивый просмотр и оставляющей далеко не самое светлое и радостное послевкусие. В этом — сильная сторона постановок Мытищинской труппы, открывающей необъятный круг возможностей кукольного театра для выросшей и мыслящей публики.