Омбудсмен по правам человека считает мониторинг за состоянием воздуха в Рязани недостаточным
В минувшем году от жителей региона в адрес Уполномоченного поступило 117 обращений (в 2022 году — 101), в том числе 5 коллективных, что составляет 2,3% (в 2022 году — 1,5%) от общего числа обратившихся граждан. Структурно указанные обращения относились в основном к вопросам состояния атмосферного воздуха, качества питьевой воды, организации сбора, переработки и утилизации отходов производства и жизнедеятельности человека, несанкционированных свалок, а также защиты леса и зелёных зон.
Согласно информации, предоставленной надзорными органами в прошлом году в сфере охраны окружающей среды, в Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило 315 обращений (в 2022 году — 281), в региональное Управление Роспотребнадзора — 912 (что составило 12,4% от общего числа), в областное минприроды — 670 обращений; в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора на территории Рязанской области — 403.
«Отрицательную динамику надзорные органы, представители общественных организаций во многом связывают с увеличением объëмов выбросов от передвижных и стационарных источников, включая промышленные предприятия», — отметила Епихина.
Он напомнила, что на территории Рязани размещены три стационарных поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в микрорайонах Дашково-Песочня, Канищево, а также в районе Рязанского кремля, и две передвижные лаборатории контроля его качества. Епихина отметила, что по мнению членов Экспертного Совета Уполномоченного по правам человека в Рязанской области данные, получаемые с трёх стационарных постов, дают далеко неполную и разрозненную информацию о загрязнении воздуха в Рязани и повышения уровня ПДК.
Уполномоченный заметила, что, несмотря на большое количество жалоб на качество атмосферного воздуха, сводный расчёт загрязнения воздуха не выполняется. Его отсутствие в полной мере не позволяет выполнить: оценку состояния атмосферного воздуха, включая определение степени влияния выбросов отдельных предприятий, транспорта, объектов городской инфраструктуры на загрязнение атмосферного воздуха, а также выявление источников, вносящих наибольший вклад в загрязнение приземных концентраций; определение вклада отдельных источников, предприятий, транспорта, объектов городской инфраструктуры и прочих объектов в загрязнение атмосферного воздуха; анализ риска для здоровья человека, включая расчёт, оценку такого риска и разработку мероприятий по управлению риском для здоровья населения с учётом планируемых мероприятий; прогноз изменений состояния и загрязнения атмосферного воздуха в связи с планируемыми модернизацией, ликвидацией, строительством новых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых предполагается наличие источников выбросов, проведением воздухоохранных мероприятий, изменением схемы транспортных потоков и иных изменений. Кроме того, отсутствие сводного расчёта формирует неотвратимые условия принятия органами региональной власти неэффективных управленческих решений, создающих недопустимые риски окружающей среде и здоровью человека.
«Проблема недостаточного оснащения системы наблюдений и системности её проведения не позволяет прогнозировать и контролировать высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха. Такая ситуация негативно сказывается не только на соблюдении права граждан на информацию о состоянии окружающей среды, но и на организацию мер по экологической безопасности», — считает Епихина.