Новости

Аналитики ВТБ назвали топ-3 схем телефонного мошенничества

Аналитики определили три самые распространенные схемы телефонного мошенничества. В период с с января по октябрь 2024 года на эти схемы пришлось до 80% всех инцидентов. Наиболее часто злоумышленники представлялись сотрудниками банков и операторов связи, на втором месте — звонки якобы из государственных органов. Третья по популярности схема схема связана с фиктивными заработками на инвестициях и подработкой в интернете. Об этом в преддверии FINOPOLIS 2024 рассказал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.

Представляясь банковскими работниками, операторами связи или сотрудниками госструктур, мошенники пытаются выманить у потребителя СМС-код для подтверждения действий в интернете, уговаривают установить вредоносную программу на смартфон или заставляют перейти по фишинговой ссылке. После получения доступа в личный кабинет злоумышленники могут оформлять кредиты и выводить деньги с карт и счетов.

В другом сценарии клиентам предлагают заработки за счеё фейковых инвестиций, подработки в интернете или даже покупки валюты. Сначала клиент переводит небольшие суммы, видит прибыль, после чего увеличивает вложения, в том числе за счет кредитных средств. Получив деньги, мошенник пропадает.

По оценке экспертов, в этом году мошенники стали активнее манипулировать своими жертвами, например, используя персональную информацию о них. Продумывая схему обмана, они учитывают возраст, социальное положение, статус клиента и оформленных на него банковских продуктов.

«На рынке меняется портрет самих мошенников — всё чаще речь идёт о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный момент оказать давление на собеседника. Около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их неизвестным, делились с ними личной информацией. Как в хорошей пословице «Доверяй, но проверяй» всегда нужно сохранять критическое мышление и помнить, что разговор по телефону с неизвестным может обернуться потерей ваших денег», — отметил Никита Чугунов.

Большую часть звонков в этом году мошенники совершали по мобильной связи — 67%. При этом в пиковые моменты в июле и августе этот показатель достигал 89%. Остальные 33% мошеннических звонков поступают через мессенджеры.