Зарождение театрального искусства: первые актёры и первые аплодисменты

Пьеса, актёры, зрители, декорации — составляющие театральных постановок знает даже ребёнок. Мир спектаклей открывается для публики со стороны беспристрастного наблюдателя: заставить поверить в происходящее на сцене — это задача режиссёра.

Зритель чувствует фальшь, но при этом хочет раствориться в иллюзии, что создаёт для него старательная труппа. Уйти от реальности и рутины в чей-то придуманный мир, прочувствовать давно забытые эмоции или поразмышлять над вечным — театр должен и может обращаться к душам публики напрямую, минуя органы чувств и их несовершенство.

Театр отражает состояние общества. Истоки искусства лежат в Древней Греции. Вначале это были Дионисийские мистерии и ритуалы в честь богов, затем инсценировки мифических и исторических сюжетов. Актёры выступали в масках, хор вторил им песни, профессия уважалась и ценилась, но с концом античности погиб и театр. Новые религии лицедейство не поощряли, а артисты подвергались гонениям. Так наступило тёмное время для этого искусства — Средневековье.

С приходом Ренессанса и возвращением моды на античную литературу и философию театр получил новую жизнь. Во Флоренции именитые гуманисты писали пьесы для постановок, а атрибут «комедии дель арте» стал известным символом театрального искусства. Маски, которые в подобных постановках отражали различные типажи персонажей, таких как Арлекин и Пьеро, наряду с греческими используются для обозначения театра. Например, самая престижная российская театральная премия «Золотая маска» выполнена в стилистике венецианской маски.

В России театр появился относительно поздно. При царе Алексее Михайловиче Тишайшем в 1672 году открылся придворный театр, что просуществовал четыре года. Актёров набирали из Немецкой слободы, а первые поставленные пьесы были переводами с немецкого.

В 1750 году сын ярославского купца Фёдор Волков набрал труппу из местных жителей, что желали стать артистами, и стал регулярно давать спектакли. Первой сценой послужил дом купца, затем на пожертвования ярославцев было построено первое здание театра в России.

О труппе узнала императрица Елизавета Петровна. В 1756 году актёры из Ярославля были приглашены в Санкт-Петербург на просмотр к правительнице. Елизавета Петровна отобрала самых талантливых ярославцев, и именно они составили труппу первого государственного Александринского театра, учреждённого в этом же году.

За время существования театр породил стереотип о том, что он «не для всех».

Социологическое исследование Лаборатории будущего театра ГИТИСа показало, что многие не посещающие театры россияне считают, что в это место для культурного просвещения ходят лишь чопорные джентльмены в компании дам в вечерних платьях, благородные аристократы и искушённая интеллигенция. Также в сознании простой публики закрепились ритуалы, связанные с походами в театр, такие как строгий дресс-код и правило трёх звонков. Негласные правила и стереотипы делают поход в театр не просто видом досуга, а чуть ли не религиозным обрядом в храме музы Мельпомены. Театры часто вынуждены идти на эксперименты, чтобы преодолеть рамки, работать на более широкую аудиторию и привлечь новую публику.

Согласно этому же исследованию, храмы Мельпомены отталкивают современного зрителя, в особенности молодёжь, своим застарелым репертуаром из произведений школьной программы. Публика хочет видеть более простых и понятных ему современных героев, а классика делает порог входа более высоким.

По данным федерального Министерства культуры, в 2022 году театры Рязанской области на своих площадках приняли 148 тысяч зрителей. Подробнее о состоянии креативной индустрии в регионе — в следующем разделе.

Читать далее