Развитие Рязанского ТЮЗа: новые горизонты и гастрольные туры
— Предыдущие сезоны у вас вышли необычными: то реконструкция, то большой «Есенинский гастрольный тур». Какие у вас остались впечатления от работы в таком формате?
Реставрация нашего здания началась в 2022 году и вместо запланированных трёх лет продолжалась два года. А 10 апреля театр открылся в полном объёме.
Все ремонтно-реставрационные работы заставили нас искать новые формы, новые решения. Понятно, что, когда театр столь долгое время находится в стадии ремонта, когда у труппы нет своей площадки, перед руководителем встаёт вопрос сохранения театра, сохранения людей. Это не только артисты, это и цеха.
Театр в это время показывал спектакли на сценических площадках города, гастролировал по региону, и, естественно, возникла необходимость в расширении географии поездок за пределы Рязанской области.
— Как родилась идея «Есенинского гастрольного тура»?
У нас в репертуаре есть два спектакля по произведениям Сергея Александровича Есенина — это «Яр» и «Анна Снегина», и есть у нас на Рязанщине потрясающий музей-заповедник поэта в селе Константиново. Мы обратились в музей с идеей об объединении показа спектаклей по произведениям Есенина и выставки из фондов музея в дальних регионах Российской Федерации. При поддержке правительства Рязанской области состоялась первая поездка. Театр с музеем отправился во Владивосток и в Хабаровск. Дальний Восток показал, насколько этот проект востребован, потому что атмосфера была невероятной.
На следующий год мы продолжили работу в этом направлении. Фонд поддержки и сохранения культурного наследия Рязанской области поддержал нас и выступил инициатором подачи заявки в Президентский фонд культурных инициатив. Выиграв грант, мы начали реализовывать проект «Есенинский гастрольный тур» в Якутии, Бурятии, Тыве.
Если Дальний Восток и Хабаровск — это регионы с русской национальной культурой, то Якутия, Бурятия, Тыва обладают иной, самобытной культурой. Все спектакли прошли с аншлагами, выставка пользовалась огромным успехом. Зрители подходили, благодарили, знали Есенина. Они просили не забывать их, приезжать ещё. Мы поняли, насколько этот поэт важен, нужен и востребован сегодня.
Можно много говорить высокопарных слов про Есенина, про «Белую березу», но то, что он трогает сердца людей нашей многонациональной страны, — это очень важно.
Нам приятно, что буквально несколько дней назад глава Президентского фонда культурных инициатив Роман Владимирович Карманов на Всероссийском фестивале театральных менеджеров, подводя итоги работы фонда за три года, среди прочих значимых проектов назвал «Есенинский гастрольный тур».
Это очень важно, что среди таких многомиллионных, очень объемных финансовых проектов Москвы, Санкт-Петербурга прозвучал «Есенинский гастрольный тур» из Рязани.
Естественно, мы готовим новую заявку на третий.
— Какие гастроли у вас были помимо «Есенинского тура»?
За эти два года мы объехали множество регионов Российской Федерации. Где мы только не были: от Чукотки до Ингушетии!
Конечно, здесь стоит отметить нашу поездку в новые регионы нашей страны: в Луганскую, Донецкую республики и в Запорожье. Мы возили туда наши сказки «Золотой ключик», «Маша и медведи» и новогоднюю интермедию. Показали 12 спектаклей в шести населенных пунктах и вручили подарки, собранные жителями Рязани, которые после выступлений раздавали ребятам.
Не могу не сказать о сотрудничестве с ТЮЗом города-героя Севастополя. В 2019 году они приезжали к нам по программе «Большие гастроли», потом мы поехали к ним, и так получилось, что мы очень сдружились.
В течение всего этого времени, особенно когда в театре шёл ремонт, севастопольцы активно приглашали нас к себе. Ситуация по-разному складывается, мы сами понимаем, что Севастополь сейчас, по сути, прифронтовой город, который попадает в зону боевых действий. В прошлом году мы выступили на фестивале «Сказочное королевство» и организовали совместную акцию с Севастопольским ТЮЗом и театром Черноморского флота имени Лавренёва. Для участников боевых действий и их детей были показаны благотворительные спектакли «Анна Снегина» и сказка «Маша и медведи».
Снова Севастопольский ТЮЗ приглашает нас к себе. Выезжаем уже 1 июня. На фестивале покажем сказку «Золотая рыбка», а также нас попросили сыграть спектакль «Маша и медведи» для ребят в пригороде Севастополя. У нас уже пятый сезон подряд заканчивается поездкой в Севастополь.
— Какие планы на следующий театральный сезон?
Что касается обменных гастролей, то мы в «должниках» у наших партнёров из других регионов. Например, мы были на гастролях, однако принять коллег на своей площадке в связи с ремонтом не могли. И вот замечательный Казанский ТЮЗ, который в ближайшее время тоже становится на реконструкцию, я думаю, погастролирует у нас хотя бы неделю.
Естественно, мы всегда ждём у себя и Севастополь, потому что театр тоже очень интересный и в своё время произвёл очень хорошее впечатление на рязанцев.
У нас уже сейчас на следующий сезон запланировано много фестивалей и гастролей.
В начале следующего сезона, в сентябре, зрителей ждёт премьерный спектакль «Сказка о потерянном времени» по Евгению Шварцу.
Потом. до Нового года, будет ещё одна премьера — «Ревизор». Также надеемся, что помимо новогодней сказки для детей удастся выпустить ещё и новогодний спектакль для взрослых.
С нового сезона у нас запустится череда проектов для маленьких рязанцев, а также для зрителей среднего школьного возраста. Большой проект, который мы готовим сейчас, — это «Евгений Онегин».
Окончание ремонта — это не только много планов, которые будут реализовываться в нашем здании, это и новые гастроли. Сейчас нам известно, что в сентябре у нас будут гастроли недельные в Дагестан. Мы считаем, что очень важно наладить отношения именно с этим регионом.
— У вас главная роль в определении репертуара театра. Какие принципы в отборе драматургии вы используете?
Мы театр юного зрителя, и 90% наших спектаклей ориентированы на детей, подростков и старшеклассников, но есть и спектакли для взрослой аудитории.
Ориентируемся на классические произведения. Классику ставить невероятно интересно. Не надуманно притягивать её к современному, а находить в тексте актуальное содержание и идеи.
Естественно, возобновятся и режиссёрские мастерские, где мы будем работать с молодой современной драматургией, вводить её в репертуар — сейчас и главная, и малая сцены позволяют ставить определённые творческие эксперименты.
Чего я лично как художественный руководитель, как режиссёр не приемлю в драматургии, так это мат, каким бы он ни был, в каких бы проявлениях ни звучал. Также под запретом сцены неоправданного насилия.
Воспитательные задачи репертуарной политики нашего театра изначально были определены кратко и ёмко:
В наших спектаклях силы любви и дружбы всегда должны одерживать победу над коварством и жестокостью.
Ведь для детей режиссировать постановки очень сложно. Нужно ставить честно, качественно и максимально красиво. Ребёнок должен приходить в театр и видеть красоту.
Театр должен быть особым миром, который дарит надежду и в котором тебе хорошо.
Исходя из этих рамок я и выбираю драматургию.
— Актёры — это творческие люди, с ними бывает тяжело. Как вы умудряетесь находить общий язык?
Я и сама творческий человек. Мне нравится, что режиссёры, которые приезжают к нам из других городов, отмечают, что труппа находится в очень хорошем рабочем состоянии, это о многом говорит.
Важно, чтобы омолаживался состав, и мы ждём сейчас прибавления в нашей труппе.
Меня учили в ГИТИСе, и Марк Анатольевич Захаров говорил, что всегда должна быть хорошая диктатура в театре, должна быть дисциплина, иначе театра не будет, он развалится, потому что театр тяготеет к распаду, это всегда так.
— Театру в 2027 году исполнится 90 лет. Что-то уже готовите к юбилею?
Сейчас мы стабилизируемся и будем думать о том, как нам отметить 90-летие.