Место для поиска вдохновения — Рязань
На кой мне чёрт,
Что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
Сейчас имя великого поэта Сергея Александровича Есенина запечатлено в Рязани практически везде: в его честь названы улица, университет, библиотека, ресторан, фирменный поезд до столицы и множество других мест города. При жизни талант поэта признали и в Москве, и в Петербурге, и даже за границей, а вот в родной губернии делать этого почему-то не спешили. Да и сама Рязань упоминается в творчестве Есенина не так часто: карьеру он строил преимущественно в столичных городах, изредка приезжая в родное Константиново за вдохновением. Например, Москве Есенин посвятил отдельный сборник, чего не скажешь про главный город его малой родины. При этом Сергей Александрович прославил множество мест в Рязанской области — это не только Константиново, но и Тума, Спас-Клепики и Криуша.
В одном из стихотворений Есенина перед читателями предстает «соломенная Рязань». Поэт сравнивает город с Персией и заключает, что не такие уж и разные эти места. Месяц немного другой, а в остальном всё одинаково: и девушки, и куры.
В стихотворении «Мой путь» тридцатилетний поэт оглядывается назад на свою жизнь, описывая её с двух перспектив: взрослого и ребёнка. Для Есенина-ребёнка пределом мечтаний является памятник в Рязани и женитьба на «лучшей из девчонок». Но годы идут, и повзрослевшему хулигану уже не так важно признание в виде памятника. Поэт желает лишь вернуться в «родные пенаты», где его уже не ждут, а та «лучшая из девчонок» его и вовсе не узнает. Есенин приходит к мысли, что «молодость прошла», а душа должна скоро «запеть по-зрелому». Но, к сожалению, этому было не суждено случиться: спустя пару месяцев поэта нашли мёртвым.
Несмотря на желание Есенина, памятник в Рязани ему всё же установили, да не один. Это и памятник на набережной кремля, и бюст в Верхнем городском парке, и памятник внутри РГУ, и множество мемориальных досок, где увековечено имя великого поэта.
Вице-Робеспьер
Писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с 1858 по 1860 год был рязанским вице-губернатором. Как политик он славился открытыми взглядами и большую часть деятельности посвятил борьбе с мздоимством, канцелярским беспределом и произволом. Салтыков-Щедрин проводил беспрецедентные кадровые чистки, вывешивая списки уволенных прямо перед своим кабинетом. За революционные взгляды чиновник был прозван вице-Робеспьером.
В очерках писателя Рязань тоже нашла своё отражение. Вымышленный город Глупов, появившийся в произведениях автора, обладал сходными чертами с местом, где Салтыков-Щедрин был вице-губернатором. Сам писатель, поработавший во многих провинциальных городах, утверждал, что Глупов — это собирательный образ. В нём есть и Вятка, и Тверь, и Рязань.
«Глупов есть Глупов; это большое населённое место, которого аборигены именуются глуповцами. И больше ничего. Никакой Рязани тут нет, а тем более и проч. и проч.», — писал М.Е. Салтыков-Щедрин
Образ Глупова и глуповцев гротескный. Крайности в нём заострены до предела: «добро» в лицах простых крестьян предельно чистое, «белое», а «зло», каким обычно выступает класс чиновников и должностных лиц, до абсурда вульгарно, завистливо и тщеславно. Всё в Глупове случается под девизом «Идти вперёд — трудно, идти назад — невозможно», жители-головотяпы каждый день страдают от произвола и «тупоумия» градоначальников.
В честь Михаила Евграфовича на улице Николодворянской установлен небольшой памятник. А здание присутственных мест, где писатель служил вице-губернатором и редактором губернской газеты, до сих пор открыто для посещения по адресу: Соборная площадь, дом №21. Сейчас там размещаются предприятия общественного питания, торговые и офисные помещения.
Вдохновленный рязанской музой
Яков Полонский учился в Рязанской мужской гимназии, в которой сейчас расположен филиал МАМИ, он же Рязанский Политех. Именно там у будущего поэта сформировался интерес к литературе и искусству. Во время визита цесаревича Александра Николаевича в Рязань его наставник Василий Жуковский отметил одни из первых хвалебных стихов рязанца, написанных на мотив гимна «Боже, царя храни». Ода не осталась незамеченной будущим российским императором: Полонский получил золотые часы от наследника престола из рук великого поэта.
Позже Яков Полонский служил на различных должностях во многих регионах страны, но о малой Родине никогда не забывал. Переписки Полонского показывают трепетное отношение поэта к Рязани, контакты с её жителями были дороги творцу и нередко сохранялись с детства. Поэт сотрудничал с рязанским архивом, фонды которого он регулярно пополнял, а также поддерживал все культурные начинания и инициативы горожан. Переписка с известными людьми того времени документально подтверждает неразрывную духовную связь Полонского с Рязанской землёй.
В стихотворении «Письма к музе» поэт размышляет о своём творческом пути, говоря о том, что именно Рязань стала отправной точкой в его походе на Парнас.
В 1895 году Полонский не попал на юбилей любимого города, о чём писал с сожалением:
«Остаётся мне горько пожалеть, что судьба помешала мне быть 21 сентября в Рязани, принять живое участие в знаменательный день её 800-летнего юбилея, на её литературно-музыкальном вечере. Остаётся мне только извиниться за мою запоздалую благодарность. Очень бы желал, чтобы по смерти моей Рязанская Учёная Архивная Комиссия получила от моих наследников кое-какие документы и тот серебряный венок, который был поднесён мне от имени всего С.-Петербургского Общества в 50-летний юбилей моей литературной деятельности, 10 апреля 1887 года».
В 2018 году в Рязани был открыт памятник Якову Полонскому, располагается который во дворе гимназии, где он учился.