Наряду с модой, дизайном, музыкой, литературой, рекламой и медиа, архитектурой в ряду «креативных» есть индустрия программного обеспечения. Как и в любом из этих сегментов, здесь речь идет о продукции — результате творческого труда с высокой добавленной стоимостью. Но отличием становится новый взгляд на цифровые разработки. «Нули и единицы» обрастают все большим применением в понятиях самостоятельных творческих продуктов — как виртуальных, так и предметных решений.
Новые смыслы программных разработок
Цифра в поддержку творческих идей
Уже сейчас большая ставка делается на раскрытие потенциала и подготовку сегодняшних детей — будущих специалистов, которые внесут свой вклад в увеличение доли креативного сектора в экономике. В этом плане индустрии ПО повезло: благодаря дальновидному подходу федеральных и региональных чиновников к перспективам глобальной цифровизации, в регионах сформировалась достаточно развитая сеть площадок обучения в сфере ИТ.
В Рязанской области для желающих обнаружить или развить свои таланты в программировании и разработке программных продуктов действует восемь только бюджетных учреждений допобразования — детский технопарк Кванториум «Дружба», три центра цифрового образования детей «IT-Cube» (в Рязани, Скопине и Сасово), центр поддержки одаренных детей «Гелиос», школьные кванториумы в школах №№60/61, 63 и 65 в Рязани.
Во всех районах нашего региона работают 264 «Точки роста» — центры образования цифрового и гуманитарного профилей, созданных в школах в сельской местности и малых городах в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование». В этом году областная библиотека имени Горького презентовала Школу креативных индустрий — грантовый проект по программе, инициированной президентом РФ, «Придумано в России». Сеть бюджетных центров дополняют предложения о подготовке ИТ-юниоров от коммерческих образовательных организаций.
Только в Центре цифрового образования детей «IT-Cube» ежегодно обучается 600-700 юных рязанцев от 5 до 17 лет. Для них представлен выбор почти 60 разных программ по восьми направлениям: программирование на Python и Java, мобильная разработка IT-школы SAMSUNG, разработка VR/AR приложений, системное администрирование, программирование роботов, кибергигиена, основы алгоритмики и логики. Годовой курс обучения завершается защитой собственного проекта. Многие индивидуальные и групповые проектные разработки воспитанников выходят в мир цифровых сервисов, находят признание экспертов и пользователей, становятся яркими примерами креативной индустрии программного обеспечения.
Другой яркий пример креативного ПО — мобильное приложение «Mojo-Fit» от еще одной проектной группы Центра цифрового образования IT-Cube в Рязани. Его юные разработчики оттолкнулись от своих интересов: программирование, спорт, игры. Их сочетание и легло в основу прототипа еще одного цифрового решения как продукта индустрии программного обеспечения.
«Пользователи Mojo-Fit могут позволить себе превратиться в виртуальных борцов со злодеями и вызовами», — говорят авторы приложения. Их цифровой оппонент (богатырь) силен, побороть его можно только с помощью баллов силы, которые начисляются за реальное выполнение игроком физических упражнений, причем в разном количестве, зависимо от сложности. За каждый вид — приседание, отжимание, прыжок в высоту, подтягивание, бег — разное поощрение. Выбор, какими заданиями накапливать нужную сумму баллов, чтобы победить в виртуальной схватке, остается за игроком.
На одном из самых масштабных и, пожалуй, самом массовом событии этого года в нашей стране — Международной выставки-форума «Россия» — на рязанском региональном стенде был представлен виртуальный экскурсовод по действовавшим тогда на ВДНХ экспозициям. Эта разработка воспитанников рязанского IT-Cube открыла возможность познакомиться с работой выставки даже тем, кто не смог или не успел попасть в Москву, просто надев очки виртуальной реальности.
— Проект же не одноразовый? Что с ним стало, после завершения выставки?
— В мае релиз этого проекта состоялся и на площадке Рязанского ВДНХ, — говорят авторы проекта. — В ближайших планах команды — дополнить каталог 3D-экскурсией по главной исторической достопримечательности Рязани — ансамблю и территории кремля. Сейчас ведется доработка программы. Интерактивные обучающие модули, исторические инфосправки, опция виртуального гида — лишь часть финальных штрихов. А параллельно эта же команда занялась созданием обучающей игры, в основу которой взят исторический колорит родного края. Прототипами главных героев игры станут персонажи Евпатия Коловрата, Авдотьи Рязаночки, грибов с глазами, кузнецы, гончары, кружевницы и другие ремесленники средневековой Рязани; локациями — деревни с бревенчатыми избами и мастеровыми подворьями.
Материальная ценность нематериальных продуктов
Креативность часто ассоциируется с нематериальными ценностями. И если смотреть на индустрию ПО в этом ракурсе, то цифровые сервисы — самые очевидные примеры этого сегмента. Но вспомнив, что креативные индустрии — это и архитектура, и кино, и реклама, направление ПО можно сравнить с производством музыкальных инструментов — направлении, о котором «Говорил и показывал ЦРКИ» в этом выпуске.
Очень схожие по логике образовательные курсы есть в хорошо известном в Рязани и за ее пределами Детском технопарке — Кванториуме «Дружба». В многообразии направлений подготовки юных талантов от 9 до 18 лет, в том числе по разработке, тестированию и внедрению инновационных технологий и идей, креативно выделяются квантумы промышленного дизайна и 3D-моделирования в игровой индустрии.
На занятиях «Промдизайнквантума» ребята погружаются в изобретение архитектурных предложений, художественное проектирование предметов, которые окружают человека в повседневной жизни. Продуктом может стать мебель или целый модный дом, пазл, интерактивная настенная игра и игры на знание дизайна, ландшафтные и интерьерные решения «геометрии в свете» — модели светящихся мебели, качелей, кашпо, шаров и кубов самого широкого применения. Каждый проект — уникальное авторское решение под конкретную задачу с учетом технических и пространственных возможностей, логистических и транспортировочных особенностей, функциональных характеристик будущего воплощения инженерно-конструкторской и в то же время художественной идеи.
— В целом, все наши направления в том или ином роде пересекаются с инструментарием, который помогает развиваться другим креативным индустриям, — рассказывает директор технопарка Никита Федин. — На первых этапах в Кванториуме мы стараемся дать детям больше теоретических знаний, а уже после –— вывести на их применение в конкретных проектах. Мы работаем с ребятами и в области, и в Рязани. Ежегодно наши курсы охватывают порядка 2000 воспитанников. Из общего количества в направлениях промышленного дизайна и 3D-моделирования в игровой индустрииза год обучаем около 200 человек.
Задачи, которые предлагают ученикам Кванториума, не ограничены жесткими сроками, но требуют для решения нестандартный подход, свежее мышление, которым обладают дети, свободные от экономических и других рамок, воображаемых препятствий, присущих взрослым опытным специалистам.
Один из таких проектов — «Автомаркет» — умная тележка, которая позволяет экономить время на кассах. Покупатель накладывает разные товары себе в тележку, она автоматически считывает коды и формирует чек, остается только оплатить покупки в мобильном приложении магазина. Еще один — нейронная сеть, позволяющая оценивать железнодорожные и автовокзалы, а в перспективе и любые места пребывания большого количества людей. Программа отслеживает случаи падения и тут же сообщает оператору, чтобы организовать человеку помощь в самые короткие сроки.
Остается только радоваться, что в рязанском регионе с каждым годом становится все больше учреждений, где можно получить базовые или развить имеющиесянавыки креативного программирования. Что для этого не требуется финансовых затрат и поездок за тридевять земель за пером жар-птицы. Что вчерашние соседские мальчишки и девчонки, занявшие свой досуг изучением цифры, смогут создать креативное ПО в ответ на мечту, услышанную в разговоре учителей в школе, бабушки в магазине или ребят во дворе, и оно пополнит многотомник цифровых достижений юных рязанцев, сделав жизнь людей вокруг интереснее, проще и удобнее.
За помощь в подготовке обзора редакция благодарит директора Детского технопарка Кванториум «Дружба» Никиту Алексеевича Федина и директора Центра цифрового образования детей «IT-Cube» (Рязань) Вячеслава Игоревича Доронина.