Дизайн присутствует вокруг нас повсеместно – от промышленного дизайна во внешнем виде повседневных предметов до графического дизайна в рекламных проспектах. Над каждым продуктом с различным успехом потрудился специалист, а нравится вам то, что у него получилось, или нет – дело вашего вкуса.
Конец индивидуальности
Хорошо ли получилось у дизайнера что-то сделать, справедливо рассудит только время. Дизайн – продукт, зависимый от современных веяний, от определенной моды. Некоторые проекты нельзя судить в отрыве от времени, в которое они были сделаны. Некоторые макеты выглядят слишком футуристично для периода, в который они сделаны, поэтому, когда подобный дизайн входит в моду, его первопроходцев называют чуть ли не пророками. Другие проекты, наоборот, отдают стариной, однако же мода имеет свойство ходить по кругу и возвращается раз в несколько лет. Оммажи к чему-то уже реализованному могут быть как фирменной фишкой автора, так и предсказанием новой волны популярности какого-то тренда.
Рассуждения о дизайне вечны и связаны с вкусовщиной. Универсальной красоты не существует. На вкус и цвет все фломастеры разные: кому-то нравится минимализм, кого-то же тошнит от его стерильности и стремления к упрощению.
Дизайн – донельзя коммерциализированное искусство, он должен продавать и продвигать продукт. Подчас тут нет места для креатива, «финтифлюшки» могут оттолкнуть покупателя. У дизайнера есть заказчик, а, как мы знаем, «кто за даму платит, тот её и танцует». Именно этот человек вносит правки. Для заказчика важна конвертируемость его денежных затрат на рекламу в продажи продукта. Аляповатость, «вырвиглазное» сочетание цветов, экспериментальное сочетание форм – всё это может аукнуться потерями прибыли.
Рассмотрим на примере промышленного дизайна в сфере автопрома. Из-за нежелания рисковать появляются универсальные «приемлемые» варианты. Все современные кроссоверы приблизительно одинаково выглядят. Нет среди них Nissan Juke со странным дизайном «не для всех». Из недавних случаев только Tesla могла позволить себе выпустить Cybertruck, который выглядит, как что-то нарисованное ребёнком, но на то они и достаточно экспериментальная компания, передовая и необычная. Другие же их конкуренты в погоне за прибылью утратили индивидуальность, что, на самом деле, достаточно печально.
Данную тенденцию к сглаживанию, к нарочитой вылизанности, к умеренности можно проследить практически везде в дизайне. Как будто в какой-то момент для дизайнеров тоже вышла книга наподобие «Пиши, сокращай» и произошло так же, как в какой-то момент с коммерческими текстами. Все прочли эту книгу, восприняли как ниспосланную богами букв точную инструкцию, от которой нельзя отступать ни на миллиметр, и стали делать пресно-постно и одинаково. Купили бы на сдачу чуть индивидуальности, что ли.
Как бы то ни было, от дизайна в жизни никуда не уйдёшь. А о том, каким он будет и каким предстаёт сейчас, – далее.