Дизайн и среда: как сделать проект, который понравится горожанам

Что раздражает дизайнера? Кто самый требовательный клиент и всегда ли он прав? Как сделать весь город равномерно стильным и красивым, без визуальной перегруженности? О трендах и устаревших наработках, от которых Рязань до сих пор не может избавиться, – интервью с дизайнером Андреем Пековым.

Что вы считаете хорошим дизайном?

Здесь, наверное, вообще стоит определиться, что такое дизайн и применительно к какой области мы его рассматриваем. Я работаю в сфере средового дизайна, однако он окружает нас везде.

Часто сталкиваюсь с тем, что в потребительском понимании дизайн – это некие «красивые картинки». Но всё же мы говорим о более широком понимании. Хороший дизайн – это сочетание красоты с практичностью и функциональностью. Дизайн – это всегда про решение задач со сложными условиями, он не рождается на пустом месте из стремления к красоте. Важно, чтобы дизайн был устойчивым и способствовал улучшению качества жизни в городе.

Каким проектом вы гордитесь?

Если говорить именно про дизайн и про тот, что доходит до воплощения, то в этом году у меня две реализации. Весной сделали Новопавловскую Рощу. Сейчас достраивают третий луч в Касимове.

Оба считаю достаточно удачными. В старых проектах тоже многое нравится, но есть и то, что хочется теперь переделать. Считаю это важным элементом роста как дизайнера – не останавливаться.

Но и кроме средового дизайна много всего интересного. Например, очень люблю свой стикерпак со скопинскими зверорыбами. Дизайна в нём нет от слова совсем, зато как-то душевно получилось.

Люблю образовательные проекты, в которых удаётся поучаствовать, например Школу и архитекторы.рф. В общем, не дизайном единым.

Где дизайнеру развивать насмотренность?

Больше путешествовать. Ничего, что вы можете увидеть в интернете, никогда не передаст качественные характеристики среды. Сайты, где собираются решения, – это клёвый путеводитель для того, чтобы понять, куда планировать следующий отпуск и на месте разобраться самому.

Поезжайте в другие города, везде есть что-то, что вы сможете выделить для себя, если внимательно наблюдать. Часто этому помогает фотоаппарат Но, как я уже говорил, дизайн – это не только визуальная сторона. Нужно не только смотреть, но и пробовать всё на себе. Играть на детских площадках, пользоваться инфраструктурой для маломобильных, трогать как можно больше разных поверхностей и нюхать цветы. В дизайне нет вещей, которые не важны.

Проекты каких людей вас вдохновляют?

Те, которые прошли проверку временем и амортизацию, при этом не состарившись морально за срок своей эксплуатации. Как правило, такие вещи или очень простые, или опережают время.

Волна средового дизайна началась в России 10 лет назад. Сейчас мы видим, что не все проекты, сделанные тогда, состарились одинаково. Это тоже, к слову, про хороший дизайн. Он всегда достаточно понятный, чтобы не вызывать раздражения у посетителей, но при этом на один-два шага впереди мейнстрима. За этими проектами стоят конкретные люди – те, которые способны немного предвидеть будущее.

Как относиться к правкам корректно? Всегда ли прав клиент в случае с дизайном?

Часто шутят, что в идеальных проектах правок нет. Но в случае дизайна правки – это плохая работа с исходными данными. И запрос клиента – тоже исходные данные.

Редкий клиент понимает, что он хочет, поэтому работа строится поэтапно, и на каждом из этапов эти исходные данные уточняются. Процесс этот бесконечен, и финальные уточнения происходят даже на стройке, а иногда уже и после завершения объекта.

Если же мы говорим про городской дизайн, то термин «клиент» неприменим. Потому что в таком случае заказчиком является не какой-то чиновник, как может показаться. Здесь мы говорим об общественном заказе. Для того чтобы его выявить, приходится прибегать к механизмам социологических исследований – интервью, анкетированию, анализу социальных сетей.

И горожане, конечно, самые требовательные заказчики. Зачастую настолько требовательные, что противоречат друг другу. В таких случаях стараемся искать компромиссы, разобраться, откуда берётся запрос, и воплотить его. Иногда случается объяснять, почему лучше сделать по-другому, и предлагать альтернативные решения. Как правило, со всеми можно найти общий язык.

Дизайн-код для городской среды. Можно ли избавиться от визуального шума в спальных районах?

Дизайн-код – это просто сборник правил, как сделать нормально. Он упрощает понимание тех правил, которые были раньше, и проводит чёткие границы там, где было непонятно. Визуальный шум появляется от того, что вывеска принимает на себя функции рекламы. Рекламе важно докричаться до клиента любыми способами, но ей не везде место, иначе мы просто утонем в предложениях всего и вся. При этом, чем больше рекламы вокруг, тем меньше она работает – возникает эффект баннерной слепоты.

Чтобы количественные изменения переросли в качественные, увеличение количества рекламных плоскостей должны перестать приносить эффект. У нас или кончатся свободные поверхности, на которые можно нанести рекламу, или появится искусственное ограничение мест, где эти вывески могут появится.

Тренды в дизайне, которые вас раздражают

Наверное, самым нелепым трендом, который никак не выходит из практики, является псевдоисторичность. Здесь сам по себе принцип работы в исторических стилях неуместен, потому что он делает попытку обмануть пользователя, выдать себя за то, чем он не является. Не люблю подделки, они обесценивают настоящую историю.

Второй раздражающий тренд – это чрезмерное акцентирование объектов. Часто просто нужно сделать крепкую и не выделяющуюся базу, а не выдумывать что-то, чтобы проявить себя. Иначе мы опять приходим к визуальному шуму из предыдущего вопроса. Только не в рекламе, а в среде.

Читать далее