От «Икры» до продукта: как рязанская студия создает и продвигает бренды

В названии «Икра» был заложен следующий смысл: агентство помогает бизнесу пройти путь от «икринки» до полноценной «картинки». Сейчас этой студии дизайна уже 25 лет.

Директор студии Ирина Новикова поделилась секретами долгой и успешной работы в небольшом интервью.

Как вы собирали вашу команду? И как вы сделали её эффективной?

Секрет эффективной и успешной команды в её стабильности. Есть люди, которые работают в студии с момента основания. Больше, чем я даже.

Основной костяк у нас очень сплочённый и, так сказать, живучий. Это ведущие проектные менеджеры, ведущие дизайнеры, которые росли вместе в команде.

Набрать команду дизайнеров по нашему профилю в Рязани очень сложно. В городе существует кадровый голод, а дизайн всё же – узкопрофильное направление. В идеале нам нужны технически подкованные сотрудники, которые знают программную часть, плюс обладающие талантом и вкусом. Такого готового специалиста можно встретить крайне редко.

Мы зачастую берём молодежь после выпуска из профильных вузов в Рязани, но не всегда это выходит удачно. Поэтому, в принципе, у нас всегда есть одно вакантное место, на которое мы ждём наших молодых, талантливых и, главное, желающих расти дизайнеров.

Воспитать хорошего дизайнера очень сложно, на это много времени уходит. Поэтому, если дизайнер с опытом, конечно, мы рады пригласить его в свою команду, у нас всегда двери открыты.

Получается, что у вас большинство работников из местных вузов, ссузов?

Да. Это художественное училище, радиоакадемия, РГУ. У нас также есть пара дизайнеров, которые не обладают образованием по такому профилю, но они все закончили какие-то курсы по дизайну.

У нас очень лёгкая атмосфера в коллективе. Мы все открытые, добры друг другу, отзывчивы. И никто ни на кого не давит. Пожалуй, это и есть один из факторов успеха.

Также считаю, что важно выстроить командную работу. Любой проект мы разбираем и думаем, как использовать в нём сильные черты каждого сотрудника. Человек не может, придя на работу, знать и уметь всё. У каждого свои особенности. И моя задача как руководителя – понять, у кого какие умения. У нас нет такого, чтобы какой-то проект ввел один дизайнер от и до. В идеальной команде должны быть взаимозаменяемые сотрудники.

А какие у вас самые интересные, большие проекты из недавних?

Это «Северная компания», с ними у нас уже четвёртый год плотного взаимодействия. Их маскота — Белого медведя — мы вывели в эфир. Ещё много федеральных заказчиков, которых мы даже никогда не видели, но 7-8 лет сотрудничаем в режиме онлайн. В Рязани мы проектировали центр «4 комнаты», которому уже 15 лет. Летом вывели в эфир фестиваль «Родные просторы». Занимались формированием, оформлением этого фестиваля в кратчайшие сроки. Знакомый проект в Рязани – «Скопинский мясокомбинат». Создавали брендинг «Фит-элита». Взаимодействовали и с другими компаниями – «Фабрикант», «Компур», «Дон Шампиньон».

Какая у вас система взаимодействия с заказчиками, работы с правками? Как вы находите компромисс?

На самом деле, заказчики ценят нашу компанию за то, что у нас очень профессиональная команда. Весь продукт, который мы готовим, стопроцентно рабочий. Мы не художественный кружок, как я всегда говорю, мы школа искусств. Мы занимаемся дизайном коммерческим, который должен приносить нашему заказчику деньги. Поэтому нам доверяют. Это наш опыт.

Правки, да, они есть, и зачастую необоснованные. Но если мы видим, что наш проект рабочий, то, конечно, мы костями ложимся, чтобы «победить» заказчика и не вносить какие-то глупейшие правки. Но правило клиент всегда прав работает везде и всегда.

В Рязани даже не каждая крупная компания имеет хорошую структуру и иерархию, чтобы нам приходили чёткие технические задания именно от людей, которые принимают решения, чтобы был готовый брендбук, от которого заказчик не отступал. Это бывает редко, и это наша реальность. Поэтому я не удаляюсь от работы, я всегда участвую во всех проектах. Первые встречи – однозначно, первые показы – тоже.

Но бывает, конечно же, что мы делаем то, что нам не очень нравится.

Бесит ли такое дизайнеров?

Бесит, бесит, да. И здесь с моей стороны, со стороны проектных менеджеров такая дипломатия тонкая, потому что дизайнеры – это люди…Творческие. С тонкой структурой внутреннего мира, поэтому нужно очень аккуратно подносить информацию. Ну и, конечно, никто не отменял это – признание, призвание и нематериальная мотивация, которая очень-очень нужна творческому коллективу. Поэтому, когда все довольны, заказчик доволен, есть обратная связь от него, от потребителей, конечно, это нас радует и заряжает на будущие работы.

Какие у вас пожелания для технических заданий? Вы могли бы сейчас обозначить, допустим, 5 пунктов, которые должны быть в качестве ТЗ?

Ну, во-первых, чётко понимать цель макета. Понимать цели и задачи, потому что если мы знаем, для чего это нужно заказчику, то, конечно, нам легче работать над этой задачей.

Приятным бонусом будет иметь какие-то референсы, которые нравятся. При этом необходимо поменьше личной «вкусовщины». Когда мы создаём какой-то продукт, мы не «шьём платье для себя», мы делаем макеты, которые должны приносить деньги. Иногда необходимо оказать больше доверия профессионалам.

Если у заказчика есть маркетинговый какой-то отдел или маркетолог в штате, он всегда приветствуется, но опять же его мнение должно быть весомым для заказчика. Потому что, как правило, люди, которые возглавляют департаменты маркетинга, не имеют никакого влияния на своего руководителя.

Хотелось бы, чтобы мы всегда могли иметь возможность общения с собственниками бизнеса. Это очень важно. То же анкетирование, может быть, интервью онлайн, очень быстрое, но оно даёт понять, что в итоге мы должны сделать. Главное, чтобы лицо, которое принимает решение, было доступно и открыто к общению.

Какие тренды в дизайне сейчас вас раздражают? Есть ли такие?

Раздражает, наверное, тот рекламный шум, который мы видим в городе в плане
вывесок, оформления фасадов. Визуальный шум. Вот это очень плохо.

Какие ошибки типичны для рязанского заказчика?

Первое – это постоянно крупнее, логотип крупнее, всё крупнее. Вот этот гигантизм нашего рязанского заказчика нас весьма пугает. Заказчик забывает о том, что мы сейчас делаем рекламу не его компании. Его компания уже состоялась. Она создаёт продукт, который мы должны продать. И заказчик забывает о том, что продукт уходит на второй план, а логотип у нас гигантский. Это ошибка очень многих наших клиентов.

В Рязани мало заказчиков, которым мы можем сказать о том, что у вас есть фирменный стиль, у вас классный брендбук, пожалуйста, забудьте об этом гигантизме, потому что всё крупно быть не может, есть определенные правила создания макета, как мы читаем, как мы воспринимаем информацию, не всегда логотип – это самое главное.

Кроме гигантизма, это ещё стремление «впихнуть невпихуемое». Это когда на макете баннера заказчик пишет и адрес, и телефон с кодом, несмотря на то, что это локальный продукт, и сайты, и слоган, и расшифровку всех услуг. То есть получаются газеты.

Или возьмём QR-коды. Кто в дороге из машины этот QR-код считает с баннера?! QR-код – бред, мы все ищем поисковиками. К этому добавляем гигантский логотип и получаем газету «Из рук в руки».

Нужен ли какой-то надзор над дизайном?

Нужен.

Вы знаете, наверное, у нас в дизайне нет никаких профсообществ, этого не хватает. То есть, по сути, у нас конкурентов как таковых нет. Есть дизайнеры-фрилансеры. Многие делают неплохие работы. И, как правило, они недолго в этой работе, в этой нише, потом уезжают в Москву работать или просто уходят из этого бизнеса, из этого направления.

Когда появилась номинация «Создающие смыслы в графике» на Премии в сфере креативных индустрий, нам было очень интересно. Мы никогда не участвовали в конкурсах, потому что всегда заняты работой, нам некогда заниматься собой: мы свой сайт не обновляли несколько лет, хотя нарисованных уже два лежит. Нам даже некогда обработать эту аудиторию, обновиться.

То есть Премия в области креативных индустрий для вас стала возможностью и других посмотреть, и себя показать?

Да, да, голосование народное было, такое явное, так было волнительно. И мне, например, даже любопытен второй этап голосования – экспертная оценка. Интересно смотреть, как оценивают нас со стороны.

Читать далее