Подробности

Театр

Наказание

01.03.2013

В первый календарный день весны Рязанский театр кукол радует своих поклонников новой постановкой «…и наказанiе» по роману Фёдора Достоевского.

Фото автора

Открытая генеральная репетиция спектакля прошла накануне, творческую общественность города, журналистов и друзей театра познакомили с новым спектаклем заранее. Знакомить же с режиссёром, Олегом Жюгждой, не пришлось — его любители кукольного театра и так хорошо знают. Лауреат Национальной театральной премии республики Беларусь Олег Жюгжда — постоянный участник фестиваля «Рязанские смотрины», куда приезжает не только показывать и смотреть спектакли, но и отмечать свой день рожденья. Дружба между импортным деятелем искусств и нашим театром длится уже так долго, что на этот раз переросла в серьёзный творческий проект — совместную постановку. Впрочем, Жюгжда — человек скромный, даже в программке спектакля он избегает громкого титула режиссёра и именует себя лишь автором сценической версии и постановки.

С собой на рязанскую сцену режиссёр захватил главного художника Белорусского театра кукол Валерия Рачковского. Данный творческий дуэт хорошо известен не только у себя на родине, но и в Европе. А в России их работа (чеховский «Вишнёвый сад» в постановке мытищинского театра «Огниво») пару лет назад была даже номинирована на «Золотую маску». Кроме того, в дружественной делегации засветился Павел Кондрусевич, ответственный за музыкальное оформление. Одним словом, новый рязанско-белорусский спектакль имел все основания интриговать публику ещё задолго до премьеры. Выбор произведения оказался за гостем. Представить, что рязанский коллектив взялся бы за Фёдора Михайловича самостоятельно, довольно сложно. Пушкинский «Пир во время чумы», «Маленький принц» Экзюпери, булгаковский «Мастер и Маргарита»… Свежепоставленный лермонтовский «Демон» (тоже, кстати, с приглашённым режиссёром) совпал с господствующими мистико-романтическими настроениями взрослой сцены театра кукол. А вот угрюмое, тяжёлое и болезненное «Преступление и наказание» выглядит тут белой вороной.

Втиснуть целый талмуд текста в пару часов сценического действия, не растеряв классических монологов про тварь дрожащую, — задача неподъёмная. И Жюгжда, как профессиональный хирург, отсёк всё, что попалось под руку. Первым пострадало преступление — сцены убийства злополучной старухи и её сестрицы в спектакле нет. Алёна Ивановна появляется по ходу действия уже с топором в голове, распевающая старинный городской романс. Выглядит довольно абсурдно и тянет на бред воспалённого мозга, чем, собственно, и является. Зрители методично погружаются в болезненное сознание Родиона Раскольникова — тут и хор убиенных старушек уместен, и летающий Мармеладов логичен, и явление Поленьки Свидригайлову (не во сне, а наяву) тоже не вызывает вопросов.

В ролях задействовали практически всю труппу театра, даже хватило на долю директора Константина Кириллова. Отец рязанской антрепризы на сцене нынче появляется редко, уйдя с головой в хозяйственные дела. И глядя на его по-барски роскошного Аркадия Свидригайлова, тут же становится обидно за сложившееся положение дел. Других неожиданных актёрских появлений в постановке нет: Расколькников — разумеется, Василий Уточкин, Соня — само собой, Светлана Борисова (Екатерина Волкова в другом составе), следователь — Владимир Коняхин, Лужин — Валерий Скиданов, Мармеладов — Валерий Рыжков… В какой-то момент начинает казаться, что это не режиссёр грамотно распределил роли, а сам Достоевский написал роман специально под рязанскую труппу — настолько все артисты на своих местах и при своих типажах. Подобная фантазия могла бы вызвать возмущение, однако после топора в голове процентщицы и при условии общей иллюзорности происходящего, тут вряд ли чему-то можно удивиться. И авансцена, вынесенная далеко в зрительный зал, поражает лишь в первые секунды, а потом кажется, что она тут была всю жизнь, а если и не была, то непременно должна была быть. И театр теней, перемежающийся с привычным действием, после первого «ах!» выглядит таким родным и уместным. Непривычные для нашего города сценические находки показываются не с позиции «мы и вот так можем!», а тонко и деликатно вплетаются в канву всего спектакля, заставляя смотреть во все глаза.
— Достоевский по мыслям — очень современный писатель, — заявил перед показом художественный руководитель театра Валерий Шадский, — а по форме… читать его никто не хочет. Вам судить, как получилось у нас.

Получилось замечательно. Вот только прочтение оригинального текста спектакль ни в коем случае не отменяет. И слава богу.

Ольга Миловзорова


Метки: Рязанский театр кукол, Валерий Шадский, Константин Кириллов, Олег Жюгжда, Фёдор Достоевский


Поиск

17:55
Рязанским грибникам рассказали о полезных приложениях для тихой охоты

15:49
Мауро Бернарди подарил рязанцам книги об итальянских политиках и феминистках

14:02
Рязанский губернатор знает, как поменять ситуацию с недобросовестными подрядчиками

12:58
Рязанцы отрицательно относятся к размещению центра Солженицына в доме Салтыкова-Щедрина

12:43
Николай Любимов рассказал, как допустили до работы лагерь «Лесная сказка»

12:05
Николай Любимов прокомментировал ситуацию со свалкой в Турлатово

11:32
Николай Любимов прокомментировал ситуацию с медленным строительством музея Рязанского кремля

21.08.2019 11:18
Рязанцев приглашают на спортивно-культурный фестиваль «Железка 2019»

21.08.2019 08:29
В Рязани спроектировали 8-й и 9-й микрорайоны Дашково-Песочни

20.08.2019 16:27
Мобильный интернет МегаФона признан самым быстрым в независимом исследовании iPhones.ru

20.08.2019 15:46
Рязанская НПК помогла организовать экспедицию в Окский заповедник для юных экологов

20.08.2019 14:54
Рязанский киберспортсмен подпишет контракт с лидирующим киберспортивным клубом Европы

20.08.2019 13:15
Компания «Рельеф-Центр» выступила партнёром Форума древних городов

20.08.2019 12:30
На Солотчинском мосту ограничат скорость движения транспорта

20.08.2019 11:20
Ростелеком: Компания поддержала Форум древних городов в Рязани

20.08.2019 10:14
Дмитрий Малахов: «Глобальная задача футбольного клуба — воспитание своих футболистов»

20.08.2019 09:38
Рязанцы зарядились душевным теплом на рок-фестивале «Чернозём»

19.08.2019 17:35
Сбербанк: Снижаются ставки по военной ипотеке

19.08.2019 14:20
НПП «АЛЕКСАНДР» открыло в Рязани новые производственные корпуса

17.08.2019 20:46
По центру Рязани прошли картонные символы развития театра

17.08.2019 15:23
В Рязани подвели итоги «Авиадартса-2019»

17.08.2019 15:01
Рязанские урбанисты решают, что делать с Торговым городком

16.08.2019 16:22
«Рельеф-Центр» принял участие в форуме «Дни международного бизнеса в Рязанской области»

16.08.2019 15:41
Увидел свет пилотный выпуск рязанского YouTube-проекта «Почётный гражданин»

16.08.2019 15:01
В Рязани участники Ассоциации древних городов обсудили аспекты сотрудничества

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Август 2019   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31