Подробности

Беседка

Любовь и постоянство Геннадия Кириллова

26.06.2013

С художественным руководителем студенческого театра РГУ «Переход» Геннадием Кирилловым можно говорить только о театре.

Наша справка
Геннадий Дмитриевич Кириллов родился 12 сентября 1943 года в Перми. Доцент кафедры культурологии РГУ им. С. А. Есенина. Заслуженный деятель культуры России, лауреат золотой медали Виктора Розова «За вклад в отечественную культуру», лауреат международных и всероссийских театральных фестивалей и конкурсов, лауреат премии имени Ленинского комсомола. Создал более 120 спектаклей, многие из которых поставлены по лучшим произведениям мировой и отечественной драматургии.

Говорить с художественным руководителем студенческого театра РГУ «Переход» Геннадием Кирилловым, заслуженным работником культуры РФ, о чем-то, кроме театра, — задача неблагодарная. И нет в этом ничего удивительного. Театр для него — это Дом (только так, с заглавной буквы), семья, мир…

И это вовсе не метафора. Сын Константин — недавний участник нашей постоянной рубрики, театральный директор, продюсер, в прошлом актер, супруга Любовь — талантливая актриса, к огромному сожалению, недавно ушедшая из жизни. Ученица, верный товарищ во всех театральных скитаниях и начинаниях.

В этой семье сами имена говорят о многом. Геннадий — благородство, Константин — постоянство. Благородство, постоянство и любовь. Согласитесь, удивительное сочетание.

Из казармы к Гончарову
— Геннадий Дмитриевич, какой спектакль Вы вспоминаете чаще всего?
— Он остался в детстве… Я родился в Перми в 1943 году. Отец — он был летчиком — пропал без вести.. Типичная судьба военного времени. Честно признаюсь, не помню, когда в моей жизни появился театр. Наверное, в школе… У нас была очень крепкая самодеятельность. Но в четвертом классе я уже твердо для себя решил – только театр. Мы устраивали представления во дворе. Один парень играл на баяне, другой что-то выстукивал на импровизированном барабане, а у меня были способности чтеца и организатора.



Потом была театральная студия при пермском Дворце пионеров. И удивительный педагог Мария Федоровна Януш. Там, в студии, я понял, что буду режиссером.

— Легко сказать…
— Да, в те годы я плохо себе представлял, что это за труд. Режиссура — это ведь не просто работа или профессия, а миссия. Раньше этого не понимали. А вот Константин Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко впервые на главное место поставили именно режиссуру. Она объединяет все в театре. Надо болеть этим, болеть той темой, которую ты хочешь передать зрительному залу. Но все это начинаешь понимать только с опытом.

Ушел в армию. И здесь мне очень повезло с командиром. Интеллигентный, неплохо разбиравшийся в искусстве, он дал мне простор для творчества. Меня определили в хозяйственную часть и поручили заняться организацией самодеятельности. Создал театр-студию в подшефной школе-интернате. А в свободное время читал книги по театру, готовился поступать в ГИТИС. Можно сказать, прямо из казармы отправился на творческий конкурс.

Меня взял на свой курс легендарный режиссер Андрей Александрович Гончаров, в то время он возглавлял Театр на Малой Бронной. В этом же театре у другого легендарного режиссера, Анатолия Эфроса, я проходил первую практику.

Романтическое начало
— Вам повезло не только с армейским начальством, но и с учителями…
— Да, грех жаловаться. Кроме Гончарова и Эфроса, были стажировки у Марка Захарова и Георгия Товстоногова. Но театр — очень сложный механизм. Тут мало чему можно научить, но можно научиться… И этот путь необходимо пройти самостоятельно.

И Кириллов после ГИТИСа уезжает на Дальний Восток, хотя была возможность остаться в столице.
— Романтика 60-х, — усмехается Геннадий Дмитриевич. — Мы были иначе воспитаны. Большинство не ставило цели любыми путями зацепиться в Москве. Наоборот, хотелось уехать подальше в провинцию, чтобы там по-настоящему себя проявить. Так что в моем выборе Южно-Сахалинска в качестве первого театра не было ничего удивительного. Там, помимо основной работы, я организовал театральную студию. Из нее вышло много талантливых актеров, например Елена Майорова, позже ставшая ученицей Олега Табакова и ведущей актрисой МХАТа.



После Дальнего Востока была работа в омском театре имени Ленинского комсомола, академическом Русском театре в Киргизии. В киргизском театре Кириллов возвращает на сцену давно не шедшую русскую классику, организует гастроли по крупным городам России, о чем в театре уже и не мечтали. Его приглашали ставить спектакли в Вологду и Нижний Новгород, Владикавказ и Курск, Воркуту.

Новое дело
— Как Вы оказались в Рязани?
— Со второй попытки. В свое время возглавлял омский театр имени Ленинского комсомола. Все складывалось удачно, но возникли проблемы со здоровьем. Врачи посоветовали поменять климат. Стали думать, куда переехать. Тогда я как раз проходил стажировку у Марка Захарова. Поступило несколько предложений из Рязани. Приехал. Честно скажу, не понравилось. И я уехал. 15 лет жили в Киргизии. Там руководил академическим театром. Но когда началась перестройка, жить в этой стране стало сложно. Решили вернуться в Россию.

И вот сын, окончив театральное училище в Иркутске, получил направление в рязанский ТЮЗ. Позвонил и предложил мне приехать, открыть здесь свое дело. Так я второй раз попал в Рязань. Так возникла первая в городе антреприза «Премьер А». И хотя с первых спектаклей стало ясно, что дело это перспективное, но у театра должен быть Дом, труппа, репертуар — так уж я устроен, так меня учили. А с этим в Рязани у меня поначалу не складывалось.

Оказалось, что я со всем своим опытом работы в театре и в театральной педагогике никому не нужен. Пришел к ректору тогда еще педагогического университета Анатолию Петровичу Лиферову, показал свой послужной список и с той поры работаю в университете. Вообще это идеальный случай. Когда профессионал встречает профессионала. Как говорится, рыбак рыбака...



Нет, театральные коллективы были в Рязанском университете и до Кириллова. И спектакли были. Бывали хорошие, бывали не очень... Но театра не было. Была нормальная студенческая самодеятельность. Собрались на пару недель, сделали на общем порыве что-то к смотру или к конкурсу, получили свою порцию аплодисментов и разбежались. У Геннадия Кириллова изначально иной подход.

Ученик Гончарова и Товстоногова слишком уважает свою профессию, дело, которым занимается всю жизнь, чтобы низводить его до уровня драмкружка.

Тогда, в 1998 году, возникла уникальная возможность создания в Рязанском государственном университете по-настоящему серьезного театрального дела. Именно серьезного, без скидок на студенческую самодеятельность. И вот тут-то возникает один из главных вопросов. Зачем университету театр? Вот такой — Театр с большой буквы, театр по гамбургскому счету. Ведь Геннадий Кириллов изначально предложил — ни больше ни меньше — полноценную программу воспитания профессионального актера. И Анатолий Лиферов с удовольствием на эту программу согласился. И с момента их «рукопожатия» эта программа не только не сворачивалась, а наоборот, развивалась и естественным путем пришла к строительству театра, к воспитанию практически профессиональной труппы, к созданию полноценной студии при театре. И найти для воплощения данной идеи более подходящего человека, чем Геннадий Кириллов, было сложно.

Геннадий Дмитриевич известен в театральном мире своим серьезнейшим подходом к репетиционному процессу. Он любит «возиться» с актером. «Сдирать» с него наросшие штампы. Не торопить процесс, терпеливо ждать рождения истинного чувства. У него огромный педагогический опыт: 30 лет стажа театральной педагогики. Его ученики успешно трудятся практически по всему театральному пространству бывшего СССР. Он хорошо знает, что нужно делать, чтобы воспитать актера, и как его нужно воспитывать. Сегодня студенческий театр РГУ является полноценной творческой единицей. Уже сейчас это вполне профессиональный коллектив со сложившимся костяком труппы, с наработанным репертуаром, со своей студией, где вновь пришедшие проходят полноценный курс обучения актерскому мастерству.

От Чехова да Кафки
— Геннадий Дмитриевич, что Вас увлекает в жизни, кроме театра?
— Книги. Очень люблю русскую классику: Чехов, Достоевский, Гоголь, Толстой. Могу перечитывать бесконечно и всякий раз нахожу что-то новое. Хемингуэй, Кафка… Из поэзии — Блок, Окуджава и, конечно, Пушкин, Есенин…

— Практически все эти авторы присутствуют на афише театра «Переход»…
— Но Вы же понимаете, что режиссура — это такая профессия, когда даже читать не можешь просто так, для удовольствия. Сразу же начинаешь прикидывать, а как это могло бы прозвучать в твоем театре, есть ли актеры, чтобы воплотить эти образы. И уже хочется вскочить с дивана, где лежал с книжкой, и начать делать инсценировку.

— То есть все начинается и заканчивается театром?
— Вспомните Шекспира: «Весь мир театр и люди в нем актеры». Лучше не скажешь.

Михаил Колкер



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30