18+ 
ПОНЕДЕЛЬНИК
23.04.2018 
Поиск

16:09
Сбербанк: Обновлена линейка пакетов услуг для малого бизнеса (фото)

15:25
В «Старом городе» рязанские педагоги пообщались с Шалвой Амонашвили (фото)

15:16
Ростелеком: Система видеонаблюдения обеспечила 100% онлайн-трансляцию в период досрочного ЕГЭ-2018 (фото)

14:30
Дмитрий Андреев подал апелляционную жалобу на свой приговор (фото)

12:29
Два рязанских частных музея попали в ТОП-15 по стране (фото)

11:29
Счётная палата обратила внимание на «Фонд социального развития Рязанской области» (фото)

21.04.2018 13:33
ФК «АМКА» вышел в финал областного футбольного турнира памяти Олега Антошкина (фото)

20.04.2018 16:09
«Автоимпорт»: Выгода на покупку ŠKODA Superb до 225 000 рублей (фото)

20.04.2018 15:36
«Дом.ru»: Оператор и Amediateka приглашают в «Мир Дикого Запада» (фото)

20.04.2018 15:01
Рязанская НПК получила сертификат соответствия по новой версии международного стандарта качества EN 9100:2016 (фото)

20.04.2018 14:36
Рязанцы определили факторы уютной жизни в Олимпийском городке Дашково-Песочни (фото)

20.04.2018 12:22
Рязанцам разъяснили, как жить и работать по кайдзен (фото)

20.04.2018 12:05
Уровень воды в Оке в районе Рязани начал снижаться (фото)

20.04.2018 10:44
«МегаФон» предлагает рязанцам одну подписку на сорок СМИ (фото)

20.04.2018 08:35
«Рязань-ВДВ» ищет имя своему талисману (фото)

19.04.2018 16:17
Ростелеком: Третья онлайн-олимпиада Skyeng Super Cup привлекла 130 тысяч участников (фото)

19.04.2018 15:41
Рязанцев ожидает снежный уик-энд (фото)

19.04.2018 15:16
В 2018 году в Рязанской области создадут пять сельхозкооперативов (фото)

19.04.2018 12:53
Администрации Рязани поручено оформить парк в Дягилево (фото)

19.04.2018 12:27
Рязанская область стала первой в ЦФО, где обсуждают цифровизацию госуправления (фото)

19.04.2018 09:38
Детали новых домов рязанская «Северная компания» показала на выставке «Стройиндустрия-2018» (фото)

19.04.2018 07:00
Назначены очередные слушания по участкам в Солотче (фото)

18.04.2018 16:59
«МегаФон» возвращает деньги при оплате виртуальной картой через Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay (фото)

18.04.2018 15:59
Рязанская ГК «СТРОЙПРОМСЕРВИС» проводит грандиозную акцию для покупателей квартир (фото)

18.04.2018 15:34
Губернатор отчитался о работе в 2017 году перед депутатами Рязоблдумы (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Медиакратия

Беседка

Как быть честным фотографом?

18.11.2016

К следующему дню города администрация Рязани планирует создание Музея фотографии, который разместится на улице Почтовой.

Можно ли у нас сегодня получить фотографическое образование? Почему количество людей с фотоаппаратами увеличивается, а хороших фотографий больше не становится? Об этом и многом другом мы беседуем с Владимиром Ковановым, рязанским фотографом и педагогом.

Куда пойти учиться
— Владимир Владимирович, вы несколько лет преподавали фотоискусство в Рязанском художественном училище и наверняка знаете ответ на вопрос: где сегодня в Рязани готовят профессиональных фотографов?
— Не только в Рязани, но и России отсутствует системное фотографическое образование. Профессии «фотограф» нет в государственном реестре. Однако свято место, как известно, пусто не бывает: эту нишу заняли все, кому не лень. Сегодня любой желающий, окончив школу или курсы, принимается фотографировать. Конечно, это не образование, а хорошо поставленный бизнес. Иными словами, приятный для клиента способ отъёма денег. Научить профессионально фотографировать за месяц или за два невозможно. Чтобы стать фотографом, нужны не только несколько лет учёбы по определённой методике, но и несколько лет упорного самостоятельного труда.

— А ведь многие, только окончив курсы, сразу начинают оказывать платные услуги...
— Это печально. В Германии, например, фотограф может зарабатывать деньги, только имея лицензию, А для этого обязательно нужно получить соответствующее образование, несколько лет проработать ассистентом лицензированного фотографа, а затем сдать экзамен. Естественно, это сразу поднимает планку профессиональных требований.

— Доступность фототехники и «одержимость» современных людей фотосессиями как-то повлияли на общий уровень фотографии?
— Конечно. Он заметно опустился. Каждый день на свет появляется такое количество фотографий, которое физически за всю жизнь просмотреть невозможно. Но хороших фотографий от этого больше не становится. С другой стороны, цифровая фотография дала возможность раскрыться людям, которые в силу определённых причин не смогли проявить себя в аналоговой (плёночной) фотографии.

— Вы скучаете по «плёночным» временам?
— Есть определённая ностальгия. Но сегодня плёночная фотография — занятие очень дорогое. Это — ниша для гурманов.

— Как отличить настоящего профессионального фотографа от человека, который держит в руках фотоаппарат?
— Настоящих фотографов у нас, действительно, мало. В основном — фотохудожники. Хотя и это понятие сегодня дискредитировано так, что практически ни к чему не обязывает. А по полочкам всё расставляет только время, признание публики и коллег. Последнее получить достаточно сложно.

Какой путь выбрать?
— Владимир Владимирович, а как лично вы пришли в фотографию? И давно ли это случилось?
— Когда мне было лет 13, я нашёл в родительском доме отцовский фотоаппарат «Смена» и начал что-то снимать. В итоге увлёкся и забросил все остальные занятия. Мама, конечно, была очень недовольна и «шмякнула» камеру так, что ей наступил полный «кирдык». Но это только усилило мой интерес. Впоследствии я возвращался к фотографии, забрасывал это дело, снова возвращался... А полностью утвердился в своём призвании уже в зрелом возрасте, отработав более 12 лет в школе (в «первой жизни» я был учителем химии и биологии). В рязанском учебно-производственном центре получил фотографическое образование. Благо, в те времена ещё была такая возможность. Работать устроился в фотоателье: снимал на паспорт, делал художественные портреты. Система мне жутко не понравилась. И однажды наступил момент, когда я понял, что следующего клиента просто «прибью»! Ушёл работать в газеты, довелось сотрудничать со многими изданиями. Не раз бывал и в «свободном плавании».

— Должна ли быть у фотографа миссия? Вот вы, например, что хотите донести людям вашим творчеством?
— Я снимаю то, что мне нравится, что меня задевает. По сути, это своеобразная психотерапия. Я работал и в коммерческой фотографии, снимал на заказ. Но главным, удачным результатом творчества считаю то, что снято для себя. Да, время диктует свои условия, предлагает угождать потребителю. И только если фотограф честен сам с собой, по фотографии можно увидеть его отношение к миру. Я всегда старался идти именно по этому пути. Хотя были и конфликты, и непоминание.

Музей фотографии
— Помнится, вы не раз говорили о том, что неплохо как-то упорядочить, систематизировать фотоархив, фотолетописи Рязани. Какие-то шаги в 5, этом направлении есть?
— К следующему дню города администрация планирует создание Музея фотографии, который разместится на улице Почтовой. Многие ратуют за то, чтобы присвоить ему имя Евгения Каширина. А вообще идеальным примером в этом отношении могут служить Соединённые Штаты. Как только фотография появилась на свет, там на государственном уровне стали действовать программы, выделяться деньги для того, чтобы создавать фотолетопись развития страны. Кроме того, США подтянули к себе «ненужные» фотоархивы других стран, и теперь они — самые богатые владельцы фотографического наследия мира. В США — шикарное фотографическое образование, большое количество фотогалерей. По улицам также ходят люди с фотоаппаратами, но они понимают, что есть просто бытовая фотография, а есть фотография — произведение искусства.

— А для нас возможна подобная перспектива?
— Думаю, да. Но это — процесс долгий. Прежде всего, должна быть система фотографического образования. Для этого потребуются годы, десятилетия, а главное — кадры, которые ещё нужно взрастить.

За авторское право
— Есть ли какие-то ключевые проблемы у современных фотографов?
— Проблема — выставиться. Ещё большая проблема — взаимодействия. Фотографы по натуре — волки-одиночки. Объединить их, к примеру, для участия в общем международном проекте, очень сложно. Если наша фотография всё время будет «вариться» в Рязани, то мы, конечно, будем здесь ходить все такие гениальные. Но беспристрастно оценить, кто чего стоит, можно только, выйдя на новый уровень. Наконец, очень большая проблема — бесконтрольное использование авторских фотографий. Взять хороший снимок, выдать за собственный или поставить свой копирайт — для нашего человека дело привычное. Этим занимаются не только частные лица и организации. Закон о соблюдении авторского права, который обязывает указывать авторство, игнорируют государственные организации, целые министерства. Нигде в мире такого нет. И это развращает людей. Отдельный разговор — использование фото в коммерческих целях. Возможно делать это бесплатно, но только по соглашению с автором. Хотя хорошая фотография стоит денег, многие этого не понимают. При всём при том ни у кого не вызывает удивления стоимость, например, картины, написанной художником.

Досье
Владимир Кованов, фотограф, педагог. В 1980 году окончил Рязанский государственный педагогический институт («учитель химии и биологии»), в 1986 году - рязанский учебно-производственный центр (специальность «фотограф»). Работал учителем в средней общеобразовательной школе посёлка Кирицы, фотокорреспондентом рязанских периодических изданий, преподавателем в Рязанском художественном училище имени Вагнера. Автор нескольких десятков персональных выставок.

Галина Горбунова



Метки: фото, Владимир Кованов


Социальные комментарии Cackle