Подробности

Беседка

Вокальная философия Галины Разутовой

23.10.2013

Рязанская певица и педагог Галина Разутова рассказала, почему не может не петь.

Несмотря на удивительный, Богом подаренный голос, в детстве она мечтала танцевать. Но в судьбе не бывает ничего случайного. Она не могла не петь. Завораживающее меццо-сопрано этой прекрасной исполнительницы уже много лет дарит радость рязанским слушателям. Сегодня у нас в гостях певица, педагог Галина Разутова.

«Индия — моя любовь»
— Галина Николаевна, расскажите, откуда вы родом?
— Я коренная сибирячка. Родилась и выросла в Кемерово. Родители — рабочие. Отец — электрик, мама трудилась на заводе. Обычная трудовая семья. А вот история маминой семьи непростая. Мамин отец, мой дедушка, был из семьи батрака, а бабушка — из обедневшей ветви царской семьи Романовых. Когда началась революция, очень опасно было оставаться с известной дворянской фамилией. И она приняла предложение молодого батрака. Представляете мезальянс? Это был во всех смыслах неравный брак...

Вы спросите, откуда тогда взялась я как музыкант? Дядя, муж маминой сестры, в пору моего детства был баянистом. Он-то и вывел меня на сцену, когда мне было лет семь. С каким восторгом и упоением я исполняла тогда русские народные песни под баян! Пела интуитивно, как чувствовала…

— Вы наверняка были самой яркой звездочкой в школьной художественной самодеятельности. Ведь так?
— Пела я действительно много, на всех школьных концертах. Но ведь мечтала-то о другом.

— Интересно, о чем?
— Я хотела танцевать. Унизав всю себя браслетами, сделанными из выпрошенных у отца проводочков, проволочек, бусинок, высушенных цветов и ягод, я танцевала дома индийские танцы.

— Почему индийские?
— Видимо, в моих прошлых жизнях я жила где-то там. Ну как объяснить то, что до сих пор с замиранием сердца я каждый раз смотрю индийские фильмы? Причем сюжет меня мало интересует. А вот природа, люди, мелодика индийских песен пленяют необыкновенно. Откуда это, не знаю. Я с огромным удовольствием ходила на занятия в хореографический кружок.

И все же балет, к которому я очень тянулась, пришлось оставить. Жили мы бедно, а такие расходы, как балетная пачка, например, белые носочки и прочее пробивали брешь в куцем семейном бюджете. Денег взять было просто негде. Я ведь даже на физкультуру старалась не ходить, потому что не было спортивной формы. Не помню, чтобы кто-то особенно занимался со мной музыкой.

Уличная хулиганка
— А какие еще воспоминания детства особенно врезались в память?
— Росла я в основном на улице с мальчишками. Хулиганила вместе со всеми. Однажды для того, чтобы подсмотреть что-то, я залезла на забор, да так, что он рухнул на землю. Бывало и так: если в школе что-то случалось, к директору первым делом вызывали меня.



— Значит, «слава» по пятам ходила за вами?
— Я росла неуправляемой, это правда. Но при этом всегда была лидером — председателем совета отряда, дружины, ведущей пионерского слета.

— Но артистичность в крови, видимо, была всегда. Вам хотелось блистать на сцене?
— Тогда я не думала об этом. Сразу после школы пошла работать на завод. Пела в самодеятельности. И вот как-то руководитель эстрадного оркестра, можно сказать, взял меня за руку и привел в институт культуры. На дворе стоял октябрь, занятия шли полным ходом.

И вот после прослушивания мне позволили стать «вольным слушателем» дирижерско-хорового отделения, без стипендии, при условии, что я догоню остальных первокурсников. А я ведь не знала ни одной ноты. И что вы думаете? За полгода догнала остальных, освоив весь курс музыкальной школы, всю теорию, кроме фортепиано. А уже на третьем курсе (когда не было экзамена по фортепиано) я получала повышенную стипендию.

— То есть судьба целенаправленно вела вас к сцене…
— Все, что происходит в жизни, не случайно. После окончания Кемеровского института культуры я с мужем и маленьким сыном переехала в Таганрог, где уже через некоторое время занимала должность заместителя декана музыкально-педагогического факультета. Преподавала там вокал. Прожив пять лет в Таганроге, мы вернулись в Кемерово, а оттуда уже в Рязань.

Голос «своими руками»
Случилось так, что, когда я вернулась в Сибирь из теплого Таганрога, у меня начался гайморит. Форсируя звучание, я постепенно стала терять голос. И вот как-то у нас в гостях оказался заведующий кафедрой вокала Ленинградской консерватории Анатолий Николаевич Киселев. Послушав меня, посоветовал выровнять все ноты по фа-диез. Эта нота осталась единственной правильной нотой, которую я пела. Он уехал, а я села к фортепиано и день ото дня стала настраивать свой голос, все верхние звуки, ничего не меняя в голосообразующем инструменте. Я сделала такой голос! Зазвучали высокие ноты! На конкурсе в Красноярске я действительно блеснула. Было много предложений от оперных театров, областных филармоний. Я выбрала Кемеровскую филармонию. И вот что интересно: в Красноярске судьба снова столкнула меня с Киселевым. Он был в жюри конкурса. «Верхний регистр я поправила. Что делать с нижним?» — спрашиваю я. «Настраивать, как и верхние», — дал совет опытный педагог.

Вернувшись домой, настроила нижние ноты. В результате диапазон голоса у меня — три октавы.



— Так вам патентовать надо свою методику!
— А я и работаю по ней. Ведь не случайно моя ученица Катя Щербаченко признана лучшей певицей мира. Все я ей дать не могла, есть определенный потолок, но фундамент был заложен здесь, в Рязани. Два моих ученика поют в Германии, одна ученица работает в Гнесинке. С большинством моих ребят у меня очень тесные связи.

— Почему не сложилась большая сольная карьера, ведь для этого были все задатки?
— Когда-то мой бывший муж (тоже педагог-хоровик) однажды сказал: «Голос потрясающий, но ты же не эмоциональная». И я долгие годы жила с этим комплексом. Меня приглашали в оперный театр Нижнего Новгорода. А зарплата у начинающей певицы в то время была 90 рублей, репертуар надо было осваивать с нуля. Я не рискнула… Здесь, в Рязани, более 20 лет выступала на сцене вместе с пианисткой Маргаритой Тимофеевой. И в этом дуэте я развернулась в полной мере как певица.

Я не жалею о сцене, потому что полностью реализовываю себя в своих учениках. А все они меня переросли, чему я очень рада. Если удачный урок, то я домой не просто еду — лечу, словно крылья вырастают.

За пределами понимания…
— Как вы оттачиваете певческий талант?
— Первый вопрос, который задаю пришедшему ученику: «Для чего тебе нужен вокал?» Если человек хочет петь для себя, мне уже не хочется с ним работать. Цель должна быть великая, желания — конкретными. Когда накапливается критическая масса собственных усилий, эти желания становятся магнитом, притягивая необходимые обстоятельства. «Надо мыслить себя мировой звездой, но это не значит, что ты должен ощущать себя выше всех, — говорю я своим ученикам. — Талант тебе дан от Бога. Если ты будешь служить людям, отдача будет другая. Когда певец поет, демонстрируя лишь свой певческий инструмент, зал, отпустив первые восторги по поводу техники и костюма, будет слушать и дальше. Но только из вежливости».

Что касается исполнительской техники, то это ежедневный упорный труд. Еще родоначальник русской певческой школы Даргомыжский говорил: «Пой, как говоришь, а говори, как поешь». Это основа пения.



— Галина Николаевна, слушая вас на концертах, каждый раз удивляюсь, что ваш голос нисколько не меняется с годами. А произведения каких авторов для вас особенно желанны?
— Я в принципе могу петь все. Обожаю старинные и классические русские романсы. Люблю исполнять Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и многих других русских и зарубежных классиков. Недавно заново открыла для себя Глиера.

— То есть открытия происходят все время?
— Совсем недавно с оркестром под управлением Александра Лаврухина мы готовили концерт, посвященный дню рождения Есенина. «Осень» из цикла «Отчалившая Русь» Свиридова мне показалась вначале совершенно скупой. Я долго отнекивалась, так не хотелось петь эту музыку! Но Лаврухин настоял. Когда мы стали репетировать, и я и оркестранты просто влюбились в эту музыку! Там такая глубина и такая проникновенность!

Я долго не пела Булахова, и теперь его произведения как бы открываю заново. Есть такой романс «Ночь» Рубинштейна, который я исполняю уже не один десяток лет. Как уверяют те, кто его слушает, в моем исполнении он каждый раз звучит по-иному. Когда музыка не надуманная, она не имеет дна…

— Но вернемся к вашим ученикам. Екатерина Щербаченко как-то в интервью сказала: «Первое, что сделала Галина Николаевна, — это поставила на место мои мозги».
— И это правда. Мои ученики говорят: «Вы меня развернули на 180 градусов». Я объясню. Люди, как правило, отождествляют себя с рассудком, нисколько не думая, что мы не тело, а дух. Тело и наш рассудок принадлежат земле. Человек же существо духовное.

А музыка, не устаю повторять я своим ученикам, за пределами ума и нашего понимания. Вокал, как и любое искусство, можно понять лишь в ощущениях. Эти вещи я тоже стараюсь донести до учеников, и они понимают меня. Помогает здесь и специальная литература. Я думаю, поэтому и результаты хорошие.

Знаки судьбы
— Какие книги на вашей полке?
— В основном я читаю «реализованных» авторов. Это мистика с общепринятой точки зрения, она дает ответы почти на все вопросы. Ошо, Абд-Ру-Шин, Анатолий Некрасов, Анатолий Луценко. Их книги потрясающие. На любой вопрос есть ответ. Людям, серьезно устремленным к познанию законов Творца, к воплощению этого знания в жизни, такая литература здорово помогает. Бывает так, что возникает какой-то вопрос или пытаешься решить проблему. Открываешь книгу, и на этой странице обязательно есть ответ. Или вдруг услышишь оброненную кем-то фразу. Ответ обязательно приходит. Видимо, я этому открыта. И часто экспериментирую.

— Действительно, судьба дает знаки. Надо уметь их читать.
— Надо понимать, что, если человек не занимается самовнушением, это сделают другие. Через телевидение, через дурацкие книги. А ведь все очень просто: ложась вечером спать, поблагодарите Творца за прожитый день. Проанализируйте свои удачи и ошибки и запрограммируйте день завтрашний. Лучше это делать в пограничном состоянии, когда еще не сон, но уже и не бодрствование. Так же и утром. Программируйте себя на хороший день.

— Я знаю, что оптимизма вам не занимать. Хотя у вас очень непростой период, связанный с болезнью сына.
— Сейчас много занимаюсь здоровьем Олега. 10 месяцев назад сын перенес инсульт, и некоторое время назад сдвиги наконец-то начали происходить. Он встал на ноги. Чтобы получить полную реабилитацию, нужны большие средства. Меня же моя профессия почти не кормит. Не поверите, но зарплата солистки оркестра — 3 тысячи рублей в месяц. Я, наверное, старомодна, но не умею на своем искусстве делать деньги.

— Чем заполнена ваша жизнь помимо музыки?
— Я живу в своем доме, при нем большой участок — 13 соток. Все это я обрабатываю сама.

— В это трудно поверить. Сажаете цветы?
— Не только. Вообще я все выращиваю: фрукты, овощи. Столько, что приходится раздавать.

— Вы прекрасно выглядите. Вашей фигуре можно только позавидовать. Это результат работы над собой?
— Не без этого. Был период в моей жизни, когда я, заболев, решила поднять себя с низкой точки упадка. Четыре года моржевания, ежедневный пятикилометровый бег — в любую погоду. И я поднялась. А фигура — гимнастика и обруч. Все очень просто — 150 раз в одну и в другую сторону. Видимо, поэтому я и держусь в том весе, в каком была 20 лет назад.

— О чем вы мечтаете?
— Я бы хотела жить в уединении, в небольшом доме с уютным садом. Иметь много свободного времени, читать, медитировать… На самом деле самосовершенствование возможно только тогда, когда ничто и никто не мешает. Я хочу познать наконец саму себя, принять себя такой, какая я есть. А пока судьба испытывает меня на прочность…

Светлана Пиманова



Поиск

13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

12:59
В Рязани суд признал банкротом ООО «УНИВЕРСАЛДОРСТРОЙ»

12:49
Ночью с дорог Рязани убрали почти 62 кубометра мусора

12:36
Почта России доставит рязанским ветеранам поздравления президента РФ с Днём Победы

12:12
Большинство рязанцев высказались против введения налога на бездетность

11:54
Наблюдательный совет ВТБ назвал дату созыва ГОСА

11:54
В Рязанской области вдвое вырос спрос на репетиторов

11:24
Рыбному присвоили звание «Город трудовой славы»

11:07
В Чучково погиб байкер, столкнувшийся с иномаркой

10:47
Рязанцы пожаловались на пустую песочницу в парке Гагарина

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31