18+ 
ВОСКРЕСЕНЬЕ
23.09.2018 
Поиск

22.09.2018 19:18
В рязанском ТРЦ «Барс на Московском» откроется кинотеатр «КиноЛюкс» (фото)

21.09.2018 17:30
Россельхозбанк: Заключено соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром (фото)

21.09.2018 16:54
Малому центру Рязани предлагают придать статус исторического поселения (фото)

21.09.2018 14:34
Юлия Рокотянская назвала свой девиз (фото)

21.09.2018 12:53
Сергей Филимонов станет председателем Контрольно-счётной палаты Рязани (фото)

21.09.2018 12:23
Юлия Рокотянская избрана председателем Рязгордумы (фото)

21.09.2018 11:53
Россельхозбанк: Расширяется сотрудничество с Корпорацией развития Дальнего Востока (фото)

21.09.2018 11:23
Игорь Греков: «Соперничество закончилось» (фото)

21.09.2018 09:38
Личный кабинет Tele2 за полгода стал популярнее на четверть (фото)

20.09.2018 18:38
Рязанскую «Единую Россию» ждут перемены (фото)

20.09.2018 17:14
«Единая Россия» выдвинула Юлию Рокотянскую в председатели Рязгордумы (фото)

20.09.2018 15:31
«Тетерин фильм» покинул Рязань (фото)

20.09.2018 15:23
МТС предложила рязанским школьникам онлайн-школу Smart University (фото)

20.09.2018 13:58
Рассмотрение претензий по реконструкции площади Ленина в Рязани перенесли в другой суд (фото)

20.09.2018 12:38
Николай Любимов осмотрел новое помещение минобразования Рязанской области (фото)

20.09.2018 11:49
Российская актриса Анна Хилькевич прорекламировала рязанское молоко (фото)

20.09.2018 10:30
В рязанской Горроще построят новый дом (фото)

19.09.2018 16:56
Николай Любимов поздравил с юбилеем Рязанское художественное училище (фото)

19.09.2018 15:39
В Рязанской НПК начали использовать второй мобильный пост экологического мониторинга (фото)

19.09.2018 14:58
Активисты ОНФ проверили качество работ по благоустройству в парке Гагарина (фото) (карта)

19.09.2018 12:47
Частной ледовой арены в Рязани пока не будет (фото)

19.09.2018 11:04
Автосалон «ИнтерАвто» приглашает рязанцев на презентацию нового Volkswagen Touareg (фото)

19.09.2018 10:23
Театр «Каскадёр» представит в Рязани автошоу с биг-футами и трансформерами (фото)

18.09.2018 20:24
Руководителем фракции «Единой России» в Рязгордуме стала Елена Волкова (фото)

18.09.2018 17:21
Рязоблизбирком отказал в регистрации подгруппы по пенсионному референдуму (фото)

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2018   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Свободное время

Кино

Окраина 2013

19.12.2013

Начал свою работу XI кинофестиваль «Окраина: рязанская ретроспектива». Он продлится 10 дней: с 14 по 23 декабря. Кинопоказы проходят в КДЦ «Октябрь», вход на все сеансы свободный.

Всего на XI кинофестивале «Окраина: рязанская ретроспектива» будет продемонстрировано 40 фильмов, созданных в промежутке от 1912 до 2011 гг. Организатором выступили киноклуб «Кинематограф», Гильдия кинорежиссёров России, Фонд содействия региону «Достояние».

«Окраина» уникальна сразу по нескольким параметрам. Это единственный в России кинофестиваль, который строит свою программу по признаку наличия в фильме регионального мотива, в данном случае — рязанского. Все демонстрируемые картины имеют какое-либо отношение к рязанской земле: тематикой, местом съёмок, происхождением создателей фильмов. Кроме того, «Окраина» — это, по-видимому, единственное крупное культурное мероприятие в нашем городе, проводящееся на частные пожертвования. В этом году — даже не только рязанцев, но и жителей других городов, в частности, Москвы и Екатеринбурга, несмотря на то, что они-то точно не имеют никакой возможности прибыть в кинотеатр «Октябрь» на просмотры. 

Кинофестиваль, выстроенный на регионологическом принципе, неизбежно занимается и изучением своей родной земли. Многие хотя бы краем уха слышали, что Эраст Гарин — уроженец Рязани, что в Сапожке в 1927 году был снят замечательный немой фильм «Бабы рязанские», что Касимов стал съёмочной площадкой для «Инкогнито из Петербурга» Гайдая и что в последнее время наш регион облюбовали локейшн-менеждеры для производства многочисленных сериалов ввиду близости к Москве. Но что помимо этого? Достаточно ли прочно связана Рязань с кино, чтобы фильмов с рязанскими «генами» хватало на программу ежегодного десятидневного кинофестиваля? Оказывается, да. За 11-летнюю историю «Окраины» мы не найдём повторов в программе. И, как утверждает президент кинофестиваля Александр Никитин, исчерпания материала не предвидится. Ведь много имён кинематографистов рязанского происхождения ещё не выявлено.


Например, недавний выход в свет госфильмофондовского справочника «Операторы отечественного кино» открыл поистине сенсационный факт: оператор великого «Чапаева» Александр Сигаев — уроженец рязанского села Вышгород! Как раз на 2013 год пришёлся 120-летний юбилей Сигаева. Поэтому в программе «Окраины» целый ряд его работ — от того же «Чапаева» до совершенно забытых «Алмазов», снятых на Свердловской киностудии в 1947 году.

В этом году кинофестиваль «Окраина» начался с джазовой музыки. Члены «Коммуны «Приходите в гости»» Евгений Московский, Кирилл Филимонов и Анна Полынкова организовали небольшой концерт на открытии. В своём выступлении президент «Окраины» Александр Никитин сделал акцент на личности человека, памяти которого посвящён нынешний фестиваль, — первого заместителя гендиректора Госфильмофонда, создателя и художественного руководителя фестиваля архивного кино «Белые столбы» Владимира Дмитриева. Дмитриева с Рязанью связывали и детские воспоминания (здесь жила его бабушка), дружба с рязанским киноклубом и приз «За вклад в киноискусство», присуждённый ему в 2006 году на фестивале «Окраина». В Госфильмофонде Дмитриев проработал ровно полвека. В постперестроечные годы он смог не только спасти от расчленения богатейшую коллекцию Госфильмофонда (на которую почти все бывшие союзные республики предъявляли свои права), но и значительно приумножить её. Одной из любимых его цитат был афоризм директора Французской синематеки Анри Ланглуа «все фильмы рождаются свободными и равными», который можно назвать негласным девизом «Окраины». Зрители, пришедшие на рязанский фестиваль, смотрят фильмы любых эпох, различающиеся по своим художественным достоинствам, степени известности и репутации, но все они способны вызывать интерес. Тут важен угол зрения, поэтому каждый показ предваряется вступительным словом ведущего — и зачастую сопроводительная информация оказывается не менее интересной, чем сам киноматериал.

Таким образом, «Окраина» на практике доказывает ценность киноизображения как исторического источника и подтверждает истину, давно известную архивистам (но не чиновникам): хранить надо всё. Современники не имеют право решать, что будет важно их потомкам несколько десятилетий спустя. «Мы не имеем право выбирать, что хранить, а что нет, руководствуясь собственным вкусом», — постоянно подчёркивал Владимир Дмитриев. Огромное количество немых фильмов оказалось на свалке после изобретения звукового кино, фильмов на горючей нитратной плёнке — после изобретения негорючей ацетатной. Точно так же сегодня списываются тысячи (под сурдинку разговоров об оцифровке двух десятков из них) якобы никому не интересных, «устаревших» фильмов рязанского областного кинофонда… Пришло время проводить «Окраину» — и выяснилось, что из всех фильмов, на которые рассчитывали организаторы, в Облкинофонде после «оптимизации» остался один «Чапаев». Вот результат работы «экспертов» областного министерства культуры и туризма.

Тема сохранения кинематографического наследия, неизбежно ассоциирующаяся с названием «Госфильмофонд России» и именем его главного хранителя Владимира Дмитриева, зазвучала с первых же показанных на фестивале кадров. Открылась «Окраина-2013» картиной режиссёра Ивана Твердовского «Госфильмофонд» (2010), где Дмитриев является автором сценария и сам не раз появляется на экране. То, что пренебрежительное отношение к старым плёнкам в своё время привело к утрате 80% мировой продукции эпохи немого кино, отчего каждая новая находка немого фильма сейчас на вес золота, подтвердил показ фильма «Мёртвые повелевают». Единственная сохранившаяся копия этой ленты, снятой на американской студии «Вайтаграф» ещё до Первой мировой войны, была найдена… в селе Октябрьское Пронского района Рязанской области (единственный случай обнаружения старинного киноматериала в сельской местности) и в 1985 году передана Александром Никитин в Госфильмофонд. Первый фестивальный показ спустя 28 лет после второго рождения картины стал своего рода её мировой премьерой.

Кроме фильма «Мёртвые повелевают» на «Окраине» будут показаны и другие зарубежные картины, в которых «рязанский след» вроде бы не просматривается. Их включение в программу оправдано тем, что они отражают эстетические, научные и зрительские пристрастия Владимира Дмитриева. Это «Приключения Тарзана в Нью-Йорке» (1942), просмотр которых в рязанском кинотеатре «Родина» произвёл когда-то на юного Дмитриева неизгладимое впечатление; официально признанный лучшим вестерном всех времён и народов «Дилижанс» (1939) любимого Дмитриевым Джона Форда; наконец, «Кукла» (1915) Эрнста Любича — одно из последних архивных открытий Дмитриева. 

Галина Журавлёва


Социальные комментарии Cackle