Подробности

Беседка

«Главное — быть собой»

16.03.2015

Валерий Потапов рассказал «АиФ-Рязань» о том, почему художник не должен творить в угоду публике.

С конца февраля до начала марта в выставочном зале Союза художников в Рязани работала персональная выставка художника Валерия Потапова. Потапов известен как заядлый путешественник, который странствует по миру и отовсюду привозит свои «впечатления» в виде пейзажей. Валерий с 2011 года сотрудничает с поэтессой Еленой Корнеевой. В творческом союзе было выпущено уже 7 книг, а в 2014 году издана книга «Расстояния» с графическими иллюстрациями Валерия и стихами Елены, среди которых есть переводы на разные языки мира. Книгу с восторгом восприняли специалисты и читатели не только России, но и Европы. В этом году планируется выпуск второй части этого сборника.

О том, легко ли жить художнику в современном мире, как добиться известности, и должно ли мнение публики влиять на творчество живописца, Валерий Потапов рассказал в интервью «АиФ-Рязань».

Художник на распутье
Оксана Калашникова, «АиФ-Рязань»: Валерий Сергеевич, успех творческой личности принято оценивать по таким критериям, как известность и материальный достаток. Вы согласны с таким определением?
Валерий Потапов:
Известность часто ходит бок о бок с деньгами. Но не всегда. Почти все, кто идут учиться на художника, делают это по велению души. Я, например, уже с 5-го класса знал, кем буду: взял карандаши, вышел на улицу и начал рисовать. Но когда художник заканчивает вуз, он оказывается на распутье. Можно заниматься только творчеством, и чем это в итоге закончится — никто не знает. А можно выбрать смежную специальность, которая будет обеспечивать. Я, например, поступил в Полиграфический институт и там получил профессию. Сейчас у меня своя фирма. Так легче выжить. В рязанском Союзе художников — свыше ста членов, практически все имеют высшее образование, работают, выставляются. Но очень мало тех, кто жил бы исключительно творчеством, у всех есть дополнительный «хлеб». Большинство преподаёт в разных учебных заведениях. При советской власти управление культуры закупало несколько картин с каждой отчётной выставки нашего союза, были и другие меры поддержки. А сейчас этого нет.

— Вы можете назвать себя успешным художником?
— С натяжкой. Хотелось бы большего. У финансовой стабильности есть обратная сторона — работа отнимает кучу времени и сил, и не всегда есть возможность для творчества. В последний раз мне повезло на новогодних каникулах: офис был закрыт, и муза, как говорится, «присела за плечом», так что я писал все праздники. Но не всем, что делаю, я доволен. Вот и перед открытием недавней выставки было желание многое переделать.

Доля везения
— У вас было много выставок за рубежом. Просто ли художнику из Рязани заявить о себе за границей?
— По-разному бывает. Чаще всего для этого нужно иметь какие-то связи, либо приложить усилия. Многие рязанские художники побывали в Мюнстере и Брессюире, в том числе и я, потому что это наши города-побратимы. Была у меня и персональная выставка в Венеции. Но тут повезло: жена случайно нашла через интернет свою родственницу, которая живёт в тех краях, и она помогла с организацией. Мне выделили выставочный зал и даже предоставили квартирку на то время, пока проходила выставка. Причем всё это — бесплатно. Конечно, расходы на перелёт и транспортировку полотен пришлось взять на себя. На открытии было много людей, местные жители купили две мои работы за 250 евро, так что я окупил свою поездку.

— Выставка за рубежом что-то меняет в судьбе художника, влияет на его успех?
— Опять же, как повезёт. Есть, например, такой художник, Володя Попов-Масягин. В перестроечное время ездил за рубеж, возил свои работы. Занимался инсталляциями, к ним за рубежом большой интерес. Его приметили, стали приглашать чаще. В итоге, он во Франции задержался, женился на внучке Марины Влади. Сейчас выставляется в местных галереях, но приезжает и в Россию. У него интересные работы, плюс доля везения, наверное, есть в его судьбе.

«Деньги лучше проедят, чем купят на них картину»
— А у рязанской публики есть спрос на творчество местных художников?
— В Рязани не так уж много людей, которые покупают достойную живопись. Хотя, если посмотреть по количеству автомобилей, которые стоят свыше 3 миллионов рублей, то с благосостоянием у граждан всё хорошо. Но они не готовы отдавать 15-30 тысяч за картину. Эти же деньги они лучше проедят в ресторанах, а для своей гостиной купят пейзаж с берёзами и лебедями, который изготовили за час работы на конвейере. Но эти люди не виноваты, такое у них воспитание. А вот их дети, которые учатся сейчас в вузах, может быть, будут разборчивее.

— А ваши картины имеют коммерческий успех? Часто ли их покупают?
— Я бы не сказал, что часто. Примерно десять-пятнадцать работ в прошлом году удалось продать, большую часть — через художественный салон. Дело в том, что сам я не занимаюсь их продажей, а ведь это дело требует усилий. Нужно вращаться в определённых кругах, общаться, делать всё, чтобы твоё имя стало «раскрученным».

— Спрос определяет предложение. Так может быть, работая над картиной, стоит сразу же оценивать её с точки зрения потенциального покупателя и делать более привлекательной для него?
— Получится халтура. Подстраиваться очень сложно. Есть понятие вкуса. И потом, если писать в угоду публике, твои работы просто перестанут узнавать! «Популярных» пейзажей у нас — навалом. Нужно просто следовать собственному «я», которое идёт у тебя изнутри. Быть самим собой. Так правильнее, я считаю.

Справка
Потапов Валерий Сергеевич, живописец, график, член Союза художников России. Родился в г. Черняховск Калининградской области. В 1974-78 гг. учился в Рязанском художественном училище, окончил Московский полиграфический институт. 10 лет работал в московских издательствах «Художественная литература», «Мир», «Молодая гвардия». С 1992 года — директор рекламно-издательской фирмы.


Оксана Калашникова



Метки: живопись, Валерий Потапов


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30