Подробности

Беседка

Духовный выбор

30.03.2011

Честно говоря, очень хотелось дать статье другое название. Однако внутренний редактор буквально «плешь проел» своими возмущенными репликами. «С ума сошел?! Опять выпендриваешься? За эффектной фразой гонишься? За эпатажем?

Не понимаешь, что понятие, которое ты хочешь поставить в заголовок, у абсолютного числа рязанцев вызывает только самые отрицательные ассоциации? Да, суть отражает. Да, точно по теме. Но нельзя! Категорически нельзя!»... Так из-за чего сыр-бор, спросит читатель? Да вот хотел я назвать статью «Джихад Рашида Бултачеева». И объяснить, что на самом деле первое и самое точное значение слова «джихад» означает «усердие на пути Аллаха». И для статьи о духовном лидере рязанских мусульман имаме-мухтасибе Рязанской области Рашиде Бултачееве более точный заголовок трудно придумать. Но победил-таки внутренний редактор…

Пришлось согласиться, что, к огромному сожалению, живем мы сегодня в мире, еще очень далеком от нравственных идеалов терпимости и добра, в плену стереотипов, чаще всего навязанных со стороны. А знаем еще очень мало. Даже о ближайшем соседе. Вот и пугаемся слов, подчас не слишком хорошо представляя их истинное значение. Хотя, думаю, бояться следует совершенно других вещей.

Знаки судьбы
Он единственный в Рязанском регионе человек, получивший высшее классическое мусульманское религиозное образование. Рашид Бултачеев, тридцатипятилетний выпускник одного из престижнейших в мусульманском мире египетского университета Аль-Азхар, вполне мог пойти и другим жизненным путем.



— Вы из религиозной семьи?
— Я бы так не сказал. Довольно обычная татарская семья. Родился и вырос в Касимове. Отец Амир Измайлович родом из деревни Тимгенево. Всю жизнь проработал на заводе. Мама Саджида Закировна тоже деревенская, работала поваром. В советское время они, как многие татарские семьи, конечно, соблюдали обычаи, но говорить о полном исполнении религиозных норм и тем более духовном воспитании было бы очень большим преувеличением. Да и в то время для этого не было никаких возможностей. Мы привыкли искать судьбоносные знаки. Наверное, таковые можно было бы обнаружить и на жизненном пути имама-мухтасиба Рязанской области. Ну, например, в той же деревне, откуда родом его отец, родился Атаулла Баязитов, известный татарский просветитель, инициатор строительства соборной мечети в Петербурге, издатель газеты «Нур», первой на татарском языке. Хотя, согласитесь, есть в таких параллелях большая натяжка. С тем же успехом можно увидеть знак судьбы в том, что семья Бултачеевых жила в Касимове на улице Илюшкина, как раз напротив здания мечети.

От Рязани до Египта
— После школы я поступил в Рязанский радиотехнический институт на факультет вычислительной техники. В 1993 году это была престижная и перспективная специальность.
— А почему был сделан именно такой выбор?
— Еще в школе у меня было много увлечений — шахматы, выжигание по дереву, фотография. На станции юных техников я заинтересовался компьютерами.



Возможно, в лице Рашида Бултачеева мы потеряли талантливого программиста. Есть в нем некая внутренняя сосредоточенность, отличающая людей, способных добиваться значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности. Наверное, если бы он окончил школу хоть на год раньше, его жизнь потекла бы совсем по другому руслу.
— В 1993 году мусульманские лидеры привезли в Касимов группу религиозных деятелей из арабских стран. Цель поездки была чисто экскурсионная — посмотреть на уникальную Ханскую мечеть XV века. Но, ознакомившись с историей касимовской татарской общины, родилось предложение отправить кого-то из молодежи для обучения в Египет. Выбор пал на меня.

— Выбор выбором, но ведь что-то повлияло на Ваше решение? В тот момент Вы уже учились в институте, будущая специальность нравилась, и тут Египет… Совершенно другая страна, непонятная жизнь…
— Честно признаюсь, мне трудно ответить на этот вопрос. Родители были против. Только дядя активно настаивал на моем отъезде. Сам я в тот момент вряд ли понимал, зачем еду и чему буду учиться. Осознание правильности принятого решения пришло года через полтора…
— Трудно было адаптироваться в новом мире?
— Конечно, были сложности. Но если ты понимаешь, что идешь по верному пути, любые трудности преодолеваются с радостью. А учиться в самом деле было очень интересно. Аль-Азхар — целое государство в государстве. Египетские ученые считаются лучшими в мусульманском мире. Даже есть такая поговорка: «Египетские ученые пишут книги, в Ливане их печатают, а в Ираке читают».

Ставка на возрождение
Он 12 лет прожил в Египте, получил блестящее мусульманское образование и вернулся в Касимов, хотя были более заманчивые предложения.
— Меня очень настойчиво звали в Казань. Но я сознательно решил работать в родном городе. Здесь нужно возрождать то, что было утеряно за долгие годы безверия. Звучит пафосно, но я действительно считаю, что это мой духовный долг.

— Как Вас приняла местная община?
— Не могу сказать, что наши отношения складывались безоблачно. Конечно, было всякое — вот, мол, нахватался там разных правил и теперь нам их навязывает. А у нас свои обычаи, менять мы ничего не хотим. На первых порах приходилось много объяснять, убеждать, что мои требования не прихоть, а обязательные каноны, без которых говорить о каком-то духовном, религиозном росте просто невозможно.
— Убедили?
— На сегодняшний день, думаю, ситуацию удалось переломить. Люди стали более открытыми для духовного общения. Постепенно возрождаем традиции религиозного воспитания. К нам приходит все больше молодых людей.
— Ваши прихожане в основном татары?
— Да. Но есть и представители других национальностей. Сегодня в Рязанском крае достаточно много переселенцев из Средней Азии.

Равнодушие в ответ
— Как складываются отношения с властью?
— Трудный вопрос. Проще всего было бы сказать, что все хорошо, но это было бы неправдой. Проблемы существуют, и достаточно серьезные. Как в самом Касимове, так и на областном уровне. Например, передача касимовской общине здания действующей мечети не может найти свой правовой путь. В общем, практически любая наша инициатива, касающаяся, скажем так, развития, не встречает у власти особого энтузиазма. В лучшем случае равнодушие…
— Недавно Вы создали мухтасибат Рязанской области. Что это такое?
— Мухтасибат — региональная религиозная организация с центром в Рязани. Наша цель — объединить всех верующих мусульман Рязанской области, создать условия для удовлетворения религиозных треб мусульманских народов, проживающих на территории нашего региона.

Мифы и «страшилки»
— Так что же, говорить о достижении межконфессионального взаимопонимания у нас на Рязанщине пока рано?
— К огромному моему сожалению, на сегодняшний день приходится признать, что большинство населения региона испытывает довольно серьезное предубеждение по отношению к исламской культуре и возрождению мусульманского религиозного чувства. Негативные стереотипы слишком сильны, и преодолевать их очень сложно.
— Но, тем не менее, делать это необходимо… Как?
— Во-первых, люди должны понимать, о чем идет речь. Именно незнание порождает страх и самые нелепые предрассудки. Во-вторых, очень многое зависит от позиции властей и духовных лидеров.

— Хорошо, выражусь конкретнее. Чего в исламе следует опасаться? Что такое «исламский фундаментализм», который в последнее время превратился в расхожую «страшилку» для всего мирового сообщества? И насколько это актуально у нас, на Рязанской земле?
— Давайте попробуем разобраться. «Исламский фундаментализм» – термин, обозначающий ряд радикальных религиозных течений. На мой взгляд, это слишком общее понятие, чрезмерно мифологизированное пропагандой. Ну, как «лицо кавказской национальности». Не знаю, кто придумал эту «страшилку», но в результате люди стали с подозрением смотреть на всех, кто родился в Кавказском регионе. Опасаться прежде всего следует крайностей. А они существуют в любой другой религии. Ставить знак равенства между какой-либо конфессией и терроризмом недопустимо.




Слабого не осужу
— Вы 12 лет прожили в Египте, хорошо знаете арабский мир. Чем, на Ваш взгляд, вызваны события, которые там происходят сегодня?
— Когда я только приехал в Египет, то был поражен миролюбием и гостеприимством этого народа. Был месяц Рамазан, и мы с товарищем просто пошли погулять по Каиру. В одном из дворов, прямо на улице, был накрыт стол, за который нас немедленно усадили и угощали от всей души. Вообще там не любят конфликтов и стараются всегда найти мирный выход из ситуации. Например, в Каире в старом городе очень узкие улочки, и припарковать машину сложно. Часто случаются мелкие аварии. Но любой конфликт чаще всего не доводится до крайней точки. Прямая агрессия — это большая редкость.
— И тем не менее — Египет, Ливия, Тунис…
— Дело в том, что эти страны в основном довольно бедные. В Египте разрыв между уровнем жизни обеспеченных слоев населения и большинства просто катастрофический. Кроме того, в последнее время многие молодые люди стали стремиться получать хорошее образование, в том числе и в Европе. Когда они возвращаются из благополучных стран, уже не могут мириться с собственным бедственным положением. Но, очевидно, есть и другие причины, более глубокие. В том числе и политические…

— Вы по натуре сильный человек?
— Я всегда буду отстаивать свои принципы.
— Вам свойственно милосердие, снисходительность к слабостям?
— Если дело касается духовной жизни, то здесь важен свободный выбор каждого человека. И если ты пошел по этому пути, то должен соблюдать все заповеди и каноны. Но осуждать слабого я не буду.
— Как бы Вы определили свою главную задачу на сегодняшний день?
— Всеми силами добиваться взаимопонимания и сотрудничества между людьми разных национальностей, культур и религиозных взглядов. И всегда помнить: «Все, что делается, делается с соизволения Всевышнего!».

Беседовал Михаил Колкер



Метки: Касимов, Рашид Бултачеев, Рязанский мухтасибат


Поиск

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30