Подробности

Деньги

Неласковые сети

11.01.2010

На последнем в ушедшем году заседании Совета Федерации, 25 декабря, был одобрен закон о государственном регулировании торговли, направленный на создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей, а также содержащий довольно жёсткие нормы антимонопольного регулирования.

Срок вступления закона в силу – 1 февраля 2010 года. Необходимо отметить, что данный документ разрабатывался в течение двух лет и неоднократно отправлялся на доработки. Мнения экспертов о его влиянии на развитие розничной торговли в России неоднозначны. Тем не менее, несколько содержащихся в нём поправок, без сомнения, очень своевременны. В частности, новый закон обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика продовольственных товаров в Интернете. Договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Также ритейлеры и поставщики не имеют права навязывать друг другу условия договоров, создавать дискриминационные условия работы.

В законе уделяется большое внимание регулированию продовольственного рынка. Например, он запрещает торговым сетям с 25-процентной долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины в регионе, ограничивает размер премии за объём 10% от цены приобретённых продовольственных товаров. Также теперь не допускается выплата скидки за объём при приобретении тех социально-значимых продовольственных товаров, перечень которых установит правительство. Кроме того, нельзя включать в цену договора поставки все остальные бонусы. Немаловажным является и регламентирование предельных сроков оплаты продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения – 10, 30 и 45 дней соответственно.

Своевременность принятого закона обуславливается тем, что активный рост розничных сетей на территории России, наблюдавшийся в течение последнего десятилетия, как это ни покажется странным, поставил под угрозу существование отечественных товаропроизводителей. Особенно негативно деятельность сетевиков отразилась на региональном бизнесе. Так, в Рязани на конец 2009 года действовало 57 крупных торговых объектов, принадлежащих иностранным и федеральным торговым корпорациям. В это число входят 2 супермаркета Ашан «АТАК», 1 гипермаркет «Глобус», 24 супермаркета «Дикси», 1 гипермаркет «Зельгрос», 13 супермаркетов «Копейка», 1 гипермаркет «Лента», 4 супермаркета «Магнит», 1 гипермаркет «Метро», 1 –«Перекрёсток», 8 – «Пятёрочка», 1 – гипермаркет «Наш». По мнению экспертов, ни в одном другом городе Центрального федерального округа такого засилья «пришлых» сетевых компаний в настоящий момент нет.

Оправданием роста супер- и гипермаркетов в регионе служило создание лучших условий для потребителей – сетевые магазины призваны были фактически заменить существующие рынки и предоставить рязанцам широкий выбор товаров по более низким ценам в улучшенных (с точки зрения эстетики и санитарии) условиях. Но выход на рынок представителей крупных сетей практически сразу привёл к тому, что до 50% местных предприятий розничной торговли вынуждены были прекратить своё существование, а региональные товаропроизводители лишились значительной доли выручки. Сетевые супер- и гипермаркеты, безусловно, влияют на покупательские потоки, забирая «своего» потребителя, в том числе и у магазинов шаговой доступности. По оценкам экспертов, «сети» в Рязани занимают более 30% рынка розничной торговли, одновременно лишая этой доли местных предпринимателей. Дело в том, что, пуская в регион транснациональные компании, видимо, никто не удосужился поинтересоваться о том, с какими правилами игры пришли к нам новые форматы торговли и приемлемы ли они для малого и среднего бизнеса Рязани, о благополучии которого так пекутся федеральные и региональные власти.

Ответ на этот вопрос очевиден: зайдя в любой из указанных супер- и гипермаркетов, много ли там найдёшь продукции, произведённой на территории Рязанской области? Местные бренды, представленные в сетях (и то - не во всех), легко пересчитать по пальцам. Дабы не создавать рекламный прецедент, укажем, что их лишь три. И это не случайно.

Во-первых, политика крупных иногородних торговых форматов такова, что они «приходят» со своими товарными группами, демонстративно игнорируя «аборигенов». По мнению ряда рязанских предпринимателей, пытавшихся в разное время войти в сети, на свои предложения они так и не дождались ответов. Административные действия сетевых представителей зачастую напоминают карикатурную работу чиновников, которые предпочитают на все вопросы давать один и тот же ответ: ваше предложение рассматривается.

Во-вторых, те условия, на которых даже в случае заинтересованности со стороны транснациональных компаний можно поставить свой товар на полки гипермаркета, мягко говоря, неприемлемы для малого и среднего бизнеса. Кстати, от этих условий страдают не только рязанские предприниматели, но и региональный бизнес в целом по России, о чём свидетельствовали высказывания представителей Совета федерации при обсуждении вышеназванного закона.

Чтобы заключить договор о сотрудничестве с любым из сетевых представителей, нужно заплатить вступительный взнос, размер которого в Рязани варьируется, в среднем, от 20 до 150 тысяч рублей. Формально «входной билет» именуется, как правило, маркетинговыми услугами. Так как условия договора предусматривают, что товар будет продаваться в каждой из точек сети (что на деле не всегда выполняется или просто не нужно товаропроизводителю), то при открытии дополнительных торговых площадей, где бы они ни располагались, оплата «входного билета» дублируется.

Кроме этого, условия договора предусматривают систематическое отчисление определённой суммы (как прави¬ло, от 2% до 5% от оборота) за проведение маркетинговых мероприятий (например, акций по стимулированию сбыта – всем известные «жёлтые» и иного цвета ценники), за исследования спроса на рынке, за отдельные места продаж и т. д. В случае, если товар хорошо реализуется, то при достижении определённой суммы реализации поставщик обязан уплачивать бонус торговому предприятию за успешную деятельность.

Договорные условия запрещают товаропроизводителю менять цену своего товара чаще, чем раз в три месяца, при этом уведомление об изменении цен должно поступить продавцу не позднее, чем за шесть недель. Условия, в которых выживает сегодня малый и средний бизнес, предполагают оперативную реакцию на возможные изменения на рынке и не позволяются консервировать цены, тем более предугадывать оптимальную стоимость. Надо сказать, что и оплата услуг сетевого продавца (то есть наценка на товар) далеко не маленькая, согласиться с которой без потерь могут лишь крупные производители с большим оборотом товара.
И наконец, договоры всех без исключения сетевых представителей предусматривают драконовскую отсрочку платежа – за реализованный товар выручка поступает на расчётный счёт производителя не раньше, чем через месяц. Таким образом, поставщики продукции фактически вынуждены предоставлять торговым предприятиям беспроцентный кредит. Между тем, в случае нарушения срока поставки товара на поставщика налагается существенных размеров штраф. Кстати, в договорах о сотрудничестве каждого сетевого представителя, действующего на территории Рязани, есть пункт о неразглашении условий документа, что лишает возможности оспаривать условия договора с привлечением третьих лиц.

Интересен тот факт, что в последние годы основные методы работы с поставщиками, присущие транснациональным торговым сетям, взяли на вооружение и местные предприятия розничной торговли, имеющие в своем арсенале несколько супермаркетов. Так что у региональных предпринимателей осталось совсем мало возможностей реализовывать свой товар. Некоторые из них пошли по пути создания собственных сетей, выразившихся либо в маленьких узкоспециализированных магазинчиках, расположенных на первых этажах жилых домов, либо в многочисленных передвижных торговых ларьках. Но и этот вариант приемлем лишь для достаточно крупных производителей.

По мнению представителей делового сообщества, интересам региона соответствовало бы наличие каких-либо нормативных актов, способствующих обязательному присутствию в любом сетевом гипермаркете товаров, производимых на территории Рязанской области. Возможно, для этого нужно волевое решение органов местного самоуправления или законодательно закреплённое положение об условиях торговли в регионах. Но, видимо, льготных билетов для местных товаропроизводителей не будет – принятый 25 декабря закон запрещает органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли. Также местная власть не сможет принуждать ритейлеров к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определёнными поставщиками.

Особое мнение
Руслан Марков, предприниматель:
– В начале прошлого года в одном из федеральных средств массовой информации я читал интервью с председателем Ассоциации малого бизнеса Санкт-Петербурга, в котором он приводил примерно следующие цифры. Только за период с 2005 года (время, когда там особенно активно стали появляться сетевые супермаркеты) Санкт-Петербург потерял около 3500 мелких торговых блоков на остановках и рядом с метрополитеном, более 600 минирынков.

Интервьюер высказывал уверенность, что отечественный пищепром в результате распространения сетей остался без рынка сбыта, так как войти в сети мелким товаропроизводителям не дают кабальные условия. Мне кажется, что эта ситуация вполне соответствует рязанской, но есть ли какая-либо официальная статистика? Мне ничего подобного, касающегося нашего региона, нигде не встречалось.

Вячеслав Бобров, предприниматель:
– С приходом в Рязань «сетевиков» местный бизнес понёс существенные потери. На личном примере могу сказать, что, даже не беря в расчёт последний «кризисный» год, число торговых точек, через которые я реализовывал свой товар, сократилось с четырёхсот до двухсот. Кстати, сложившееся мнение о том, что в супермаркетах цены на товары значительно ниже, нежели в других магазинах, – всего лишь рекламный, маркетинговый трюк. Да, проводимые акции по разным группам товаров создают такое впечатление. Но рязанскому покупателю трудно держать в голове все цены, и, увидев, что один товар действительно дешевле, он автоматически распространяет это впечатление на весь ассортимент. А это ошибочно. Работа сетей – очень сложный механизм, она, в первую очередь, направлена на извлечение максимальной прибыли, обеспечивают которую и поставщики, вынужденные принимать тяжёлые для себя условия, и покупатели, для которых средняя стоимость покупки в любом супермаркете не будет отличаться от средней покупки в любом другом магазине

Геннадий Золотов, предприниматель:
– Думаю, что взаимодействие региональных товаропроизводителей и сетевых торговых предприятий должно строиться на более гибких условиях. Для того чтобы у малого бизнеса действительно была возможность жить и развиваться, у него должны быть определённые льготы, преимущественное положение в регионе перед крупными производственными компаниями, особенно в нынешних условиях.

Светлана Максимова

«Совет директоров», №1/2010


Метки: торговля, малый бизнес


Поиск

22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов

22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений

21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью

20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники

19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку

19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года

18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди

18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»

18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру

18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева

17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие

17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле

17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»

17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку

17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт

17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники

17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам

17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения

17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера

16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С

16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года

16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной

16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина

22.12.2025 19:47
Сотрудников компании «Р-Энергия» поздравили с Днём энергетика

22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер