Подробности

Город

Конец эпохи маршруток?

12.05.2010

Общественный транспорт Рязани в своем нынешнем виде едва ли может долго функционировать. Но какова роль властей в его реформировании?

tema_14_05_2.jpg

В настоящее время на рынке транспортных услуг Рязани частные перевозчики обеспечивают свыше 30% от общего объёма пассажирских перевозок.

Километры маршрутов
На сегодняшний день в городе действуют 19 автобусных маршрутов, 14 троллейбусных (5 лет назад – 21 автобусный, 15 троллейбусных, 3 трамвайных маршрута). Также в маршрутную сеть города включено 36 коммерческих маршрутов, обслуживаемых автобусами малой вместимости («газелей», в 2005 году – 39), и 19 коммерческих маршрутов, обслуживаемых автобусами большой вместимости.

По данным на начало 2009 года (думаем, что и на сегодняшний день эти цифры соответствуют действительности), протяжённость троллейбусных маршрутов составляет 160,4 километра, городских одиночных автобусных маршрутов – 226 километров.
В среднем на маршрут ежедневно выходят порядка 120 троллейбусов и чуть более 100 автобусов. Кроме того, в городе официально зарегистрировано 1 244 маршрутки.

А сможет ли сегодня муниципальный транспорт обойтись без своих коммерческих конкурентов? Вполне возможно, что да. Но для этого необходимо выполнить несколько условий:
1) если общественный транспорт будет ходить строго по расписанию, удобному для жителей (сейчас некоторые маршруты ходят один раз в час; по независящим от них причинам они могут и задержаться на рейс-другой);
2) если схема движения общественного транспорта станет несколько иной (например, сейчас из Канищево в Песочню добраться можно на одном виде транспорта; чтобы доехать до указанного района из Приокского или Московского, надо делать пересадку; из Песочни в Горрощу без пересадки можно попасть тоже только на коммерческом транспорте и т. д.).

Парк пополняется…
Одной из причин нерегулярного (с точки зрения горожан) движения транспорта можно назвать состояние подвижного состава. Автобусный и троллейбусный парк используется не на полную мощность, а процентов на 60-70.

Количество маршруток в Рязани
tema_14_05_1.gif
В начале апреля на заседании комитета по городскому хозяйству Рязгордумы и. о. директора МУП «Рязанская автоколонна № 1310» Алексей Токарев в своём выступлении отметил: «Конечно, за 3 года произошли изменения, но осталось около 60% автобусов, срок службы которых составляет больше 20 лет, – это всем известные «Икарусы». Они два своих жизненных цикла отработали. Автобусов «ЛиАЗ» у нас пока порядка 40%».

Если смотреть динамику приобретения общественного транспорта, то в 2006 и 2007 годах город купил по одному троллейбусу, по 5 и 28 автобусов соответственно. В 2008 году в Рязань прибыло 10 новых троллейбусов и 8 автобусов.
В 2009 году в Рязани на средства, выделенные из всех уровней бюджета, было приобретено 15 автобусов для МУП «Рязанская автоколонна № 1310» на общую сумму 80,852 миллиона рублей:
– 6 автобусов для городских пассажирских перевозок большого класса (ЛиАЗ-5256.26, количество мест – 110, из них 23 сидячих),
– 8 сочленённых автобусов для городских пассажирских перевозок особо большого класса (ЛиАЗ-6212, количество мест – 178/33),
– 1 полунизкопольный автобус для городских пассажирских перевозок большого класса, оборудованный для перевозок инвалидов (ЛиАЗ-5293, количество мест – 100/25).

Для МУП «Троллейбусно-трамвайное управление» в прошлом году было приобретено 13 троллейбусов большого класса (ЛиАЗ-Тр-5280, количество мест – 110/23) на общую сумму 35,035 миллиона рублей. Из городского бюджета было профинансировано 30% стоимости подвижного состава на сумму 34,766 миллиона рублей.
В нынешнем году в Рязани продолжится обновление подвижного состава муниципального пассажирского транспорта.

Денежные средства на эти цели – в сумме более 32 миллионов рублей – запланированы в муниципальном бюджете в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования 2009-2011гг.», сообщили в пресс-службе администрации города. Всего, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, планируется приобрести 7 автобусов большой вместимости, 3 автобуса особо большой вместимости и 10 троллейбусов большой вместимости.

Срочно разгрузить Центр!
Разработка плана развития и оптимизации маршрутной сети, о необходимости которой мы говорили в начале этой статьи, была запланирована на II полугодие 2008 года. Однако этого не было сделано в связи с тем, что на неё не выделили средств.

С начала 2010 года о проведении исследования по оптимизации пассажиропотока в администрации города стали говорить всё чаще. Наконец сказка становится явью. С 12 по 16 мая включительно оно наконец-то будет проводиться в Рязани. Об этом 22 апреля сообщили в администрации города во время брифинга на тему «Оптимизация маршрутной сети, перспективы развития пассажирского транспорта города Рязани».

Последнее подобное исследование проводилось 20 лет назад, однако большая часть рекомендаций не использована до сих пор.
«У нас есть большое число обращений жителей по поводу того, куда и какие маршруты направить, в течение двух лет мы собираем эти данные, – рассказал глава администрации города Олег Шишов. – Но чтобы пустить по улице общественный транспорт, надо соблюдать требования безопасности, а у нас не все улицы города пригодны для этого». Но, несмотря на то, что «дорожная сетка уже сформирована», в Рязани «есть определённое пространство для манёвра».

В ходе исследования будет сделан расчёт необходимого количества автобусов, троллейбусов, коммерческих видов транспорта на имеющихся в городе маршрутах по часам суток в рабочие, праздничные и выходные дни. На брифинге было уточнено: возможно, исследование покажет, что изменять существующие маршруты движения не требуется, однако оно позволит узнать, сколько на каждом маршруте должно быть транспортных средств, какой вместимости.
«Мы хотим разгрузить центральную часть города и сократить время нахождения пассажиров в пути, – заметил Олег Шишов. – У нас нет задачи сделать инвестирование в эту отрасль невыгодным, как раз наоборот, эффективность достигается путём научного подхода к данной проблеме. Мы также сделаем возможным проезд из спальных районов к крупным предприятиям; будем составлять расписание движения транспорта с оптимальными интервалами движения».

Как сообщил глава администрации, исследование будет проводиться за счёт средств инвесторов – корейской компании «TC Systems Ltd». Результаты исследования – окончательный вариант проекта оптимальной маршрутной сети города – планируется подготовить к сентябрю 2010 года.

Контроль из космоса
Оптимальная маршрутная сеть предполагает полный контроль за регулярностью движения на маршрутах городского пассажирского транспорта, включая коммерческий, в соответствии с расписаниями. В этом поможет центральная диспетчерская служба с использованием системы навигации ГЛОНАСС/GPS. В Рязани она уже работает. По словам начальника отдела транспорта горадминистрации Сергея Тарарако, в настоящее время 421 единица техники подключена к центральной диспетчерской службе. В том числе средствами спутниковой навигации оснащено 79 единиц муниципального транспорта, 279 единиц коммерческого транспорта, 35 единиц техники МУП «Спецавтобаза по уборке города», 15 машин водоканала, 5 машин станции скорой медицинской помощи, 8 школьных автобусов города Рыбное.

Установка системы ГЛОНАСС на одну единицу техники стоит порядка 15-20 тысяч рублей. Диспетчерская служба отслеживает работу каждой единицы. В администрации города составлен график до 2011 года оснащения транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

От особо малых к малым
Маршрутки (коммерческие автобусы, маршрутные таксомоторы, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, в том числе юридических лиц, не относящихся к отрасли автомобильного транспорта) появились в городе почти 10 лет назад. С одной стороны, они необходимы для улучшения транспортного обслуживания населения в городе. С другой – в последние годы всё чаще говорят о том, что по вине водителей маршруток нередко создаются аварийные ситуации на дороге, нарушаются графики перевозок.

По данным, представленным на сайте администрации города, по 36 регулярным городским маршрутам осуществляются перевозки пассажиров на коммерческой основе автобусами, работающими в режиме маршрутного такси. Плановое количество автобусов, работающих в режиме маршрутного такси, – 1 241 единица.

В целях улучшения экологической обстановки и увеличения пропускной способности улично-дорожной сети к пассажирским перевозкам на коммерческой основе привлекаются автобусы большей вместимости, выполняющие перевозки пассажиров в обычном режиме. Ими осуществляются перевозки пассажиров по 17 регулярным городским маршрутам. Плановое количество подвижного состава на них – 177 единиц.
Оптимизация маршрутной сети города, не исключено, в первую очередь коснется именно коммерческого транспорта.

На комитете по городскому хозяйству 16 апреля заместитель главы администрации Андрей Савичев, рассуждая о проблемах муниципальных транспортных предприятий, сообщил: «Менять эту сеть мы будем. Одной из целей оптимизации маршрутной сети является сокращение количества автобусов особо малой вместимости типа «газель». Вы знаете, что сегодня в городе официально работает порядка 1 244 машин. Наша задача – максимально их сократить без ущерба для перевозок пассажиров, максимально ввести в город автобусы малой вместимости типа «пазиков», а также импортные аналоги нормальных пассажирских автобусов».

Мнение
Олег Шишов, глава администрации города:
– В последнее время администрация Рязани, правительство области большое внимание уделяют оптимизации маршрутной сети общественного транспорта в городе. В начале 2009 года была проведена определённая работа, выбрана организация, которая будет заниматься диспетчеризацией в городе, мы начали оборудовать наши маршрутные такси, общественный транспорт, спецмашины системой «Глонасс-GPS». Но мы постоянно сталкиваемся с тем, что существующая маршрутная сеть города не отвечает современным требованиям: много пробок, зачастую искусственных, ощущается недостаток транспорта в час пик. В мае текущего года будет проведено изучение пассажиропотока. Последний раз такое исследование осуществлялось в 1991 году, а по нормативам его необходимо проводить каждые 3 года.

Цель проекта – обеспечение комфортных условий обслуживания горожан путём развития экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоёв населения, в том числе инвалидов, системы городского пассажирского транспорта. Стихийно созданные коммерческие маршруты на сегодня имеют низкую рентабельность. Новая система даст возможность привлекать к перевозочному процессу частных перевозчиков, исходя из реальной потребности в них. В целом оптимизация и совершенствование маршрутной сети позволит оказывать транспортные услуги более высокого качества.

Александр Беспалов, заместитель генерального директора научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (г. Санкт-Петербург):
– На протяжении последних пяти лет институт уже разрабатывал проекты оптимальной маршрутной сети для таких городов, как Казань, Оренбург, Смоленск, Самара, Улан-Удэ. В этих городах на сегодняшний день транспортная сеть улучшилась, никаких нареканий нет. Есть четыре вида исследования: анкетное, талонное, табличное и визуальное. Самый лучший с точки зрения информации метод – анкетный, он широко используется в Европе, но он и самый затратный. Мы будем проводить исследование пассажиропотока в Рязани так называемым талонным методом: каждому входящему в муниципальный или коммерческий транспорт будет выдаваться половина двойного талона со специальным программным обеспечением. На второй половине талона будет фиксироваться название остановки, на которой человек зашёл в транспортное средство. При выходе талон предстоит возвратить, а участники подсчёта отметят остановку, на которой пассажир вышел. Сложив обе части, можно будет узнать все необходимые для исследования данные, которые впоследствии занесут в компьютер для обработки и анализа.
Таким образом, мы получим реальную корреспонденцию пассажиров, в конкретные дни, часы. Только это поможет эффективно откорректировать существующую маршрутную сеть.

Мнение рязанцев
Как, на Ваш взгляд, можно улучшить работу общественного транспорта? Что будет, если в Рязани не станет маршруток?
Александр Фролов:
– Чтобы улучшить работу общественного транспорта, необходимо заменить автобусы, потому что сейчас автопарк очень старый. Я пользуюсь маршрутными такси, а если их не будет, то, думаю, ситуация с транспортом станет хуже, ведь ждать автобусы иногда приходится очень долго, до 40 минут, у меня зачастую терпения не хватает, и я сажусь на маршрутку.

Галина Калинина:
– Конечно, меня не устраивает работа общественного транспорта, его очень мало. Чтобы улучшить положение, нужно строить дорожные развязки. К тому же, если «надёжного» транспорта станет больше, «газели» рано или поздно сами уйдут, хотя сейчас они спасают ситуацию. Может быть, их нужно как-то упорядочить, но совсем убирать нет необходимости.

Дмитрий Кузнецов:
– Я пользуюсь маршрутками, потому что автобусы часто не приходят по расписанию, да и интервал движения между ними очень большой. Что можно сделать, даже не знаю. Я сам водитель маршрутки, и это на сегодняшний день единственный эффективный вид транспорта, хотя людям и бывает немного страшно, но это намного быстрее. Если маршрутки уберут, люди вообще никуда не будут успевать.

Евгения Суворова:
– Чаще всего я пользуюсь коммерческими автобусами, считаю их самыми удобными, хотя мне кажется, что нужно более строго проводить набор водителей, потому что часто они неквалифицированные, и от этого страдают пассажиры. Если уберут маршрутки, будет катастрофа, ведь, например, троллейбусы такие неповоротливые, а на маршрутке можно в один момент доехать куда нужно.

Егор Мурог:
– Думаю, надо усовершенствовать систему общественного транспорта. Если бы я был мэром, то убрал бы все маршрутки и сделал так, чтобы автобусы и троллейбусы ходили регулярно, как в советское время. У автобуса колоссальное преимущество, ведь он вмещает 50-60 человек, а две маршрутки перевезут максимум 30 человек. В Великобритании по этой причине изобрели Double decker (двухэтажный автобус) – очень удобно.

Алла Галкина:
– Мы живём в Соколовке, и транспорт у нас ходит отвратительно, нормально уехать утром – это фантастика, приходится идти на две-три остановки назад, лишь бы сесть в автобус. Я думаю, вместо старых «газелей» нужно пустить современные микроавтобусы, у них и вместимость больше, и пользоваться ими надёжнее. Но мне не верится, что в ближайшие год-два уберут маршрутки, ведь за этим стоят слишком большие деньги.

Подготовили Ольга Заздравных, Оксана Костина



Метки: транспорт, администрация Рязани, Олег Шишов, ГЛОНАСС


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

13:56
Рязанцы сообщили о громком хлопке в Шилово

11:28
Глава Рязанского района может выдвинуться кандидатом в депутаты районной Думы

09:31
Молодёжка ЖФК «Рязань-ВДВ» дома проиграл сверстницам из ЦСКА

09:11
Опубликовано видео с моментом ДТП на Московском шоссе в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30