Подробности

ЧП

История авиарейса Каунас – Рязань

19.06.2014

45 лет назад произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории российской авиации.

В начале третьего дня 23 июня 1969 года из столичного аэропорта Быково рейсом 831 Москва-Симферополь вылетел Ил-14. На борту самолета находились 19 пассажиров и пять членов экипажа. Самолет успешно набрал высоту и, заняв предписанный эшелон 2700 метров, лег на юго-западный курс.

Роковой эшелон 3000
Тем временем, в ста пятидесяти километрах к югу в окрестностях Рязани командование воздушно-десантными войсками готовилось ко всесоюзным учениям. «Голубые береты» на боевых машинах десанта должны были продемонстрировать свои навыки министру обороны, маршалу СССР, дважды Герою Советского Союза Андрею Гречко.

Специально для отрабатывания военных маневров в Рязань из Каунаса должны были прибыть прибалтийские подразделения. Четырем самолетам Ан-12 (два с боевой техникой и еще два с личным составом) предстояло преодолеть расстояние в тысячу километров с интервалом в восемь-десять минут. В 13:25 по московскому времени с авиабазы Кедайняй поднялся замыкающий Ан-12БП, на борту которого находились пять членов экипажа и 91 десантник.

В 14:40:55 командир экипажа Ил-14 Георгий Павленко запросил разрешение на подъем до высоты 3300 метров, так как на заданном маршруте следования присутствовала сильная турбулентность, а прямой видимости препятствовали глухие кучевые облака. Московская районная диспетчерская служба добро на набор высоты не дала, потому что на встречном эшелоне 3000 метров следовал военно-транспортный Ан-12. Рейсу 831 было предписано оставаться на высоте 2700 метров. На часах было 14:50:17 когда самолет с десантниками миновал город Юхнов Калужской области. Спустя минуту Ан-12 вышел на связь, диспетчер предписал экипажу следовать на эшелоне 3000 метров выше верхней кромки облаков.

Без шансов выжить
— Радары тогда уже существовали, но их устанавливали на боевых самолетах-перехватчиках, на Ил-14 и Ан-12 таких систем не было, — рассказывает авиационный историк, рязанец Виктор Пахомов. — То есть никаких предупреждении о возможном столкновении летчики от бортовых систем получить не могли. За сближением самолетов следили диспетчеры наземных служб, но на экране тогда высоты не отображались — только фактическое место положения самолета. На земле были уверены, что курсы самолетов (следуя приказам) пересекутся на разных эшелонах и они разминутся с интервалом по высоте не менее трехсот метров.

В 14:52 почти в трех десятках километров юго-восточнее Юхнова, Ан-12 на скорости около пятисот километров в час налетел на Ил-14, ударив пассажирский самолет сначала крылом, а затем разрушив его хвостовую часть. После столкновения оба самолета, потеряв управление, свалились в штопор. Военный Ан-12 рухнул в поле неподалеку от деревни Выползово Юхновского района Калужской области, Ил-14 упал в 3800 метрах к западу - в окрестностях деревни Троица.

В авиакатастрофе погибли экипажи и пассажиры обоих воздушных судов — всего 120 человек. На сегодняшний день трагедия с самолетом Каунас-Рязань остается самым крупным и самым страшным небесным столкновением над территорией современной России.

Авиакатастрофы, произошедшие на территории Рязанской области

Два самолета упали в Криуше с разницей в год
19 июля 1977 года при выполнении испытательного полета на самолете Т-6-6 (Су-24) потерпел катастрофу летчик-испытатель первого класса Владимир Кречетов. Его неуправляемый самолет рухнул на окраине дёревни Криуши Клепиковского района.

В тот роковой день Су-24 поднялся с подмосковного Жуковского. На сверхзвуковой трассе летчикам предстояло разогнать воздушную машину до максимальной скорости. Достигнув скорости 1380 км/ч, самолет вдруг резко бросило влево, а спустя мгновение раздался взрыв. Экипаж (Владимир Кречетов и Александр Иванов) попытался катапультироваться, но система дала сбой... Иванову удалось вручную сбросить фонарь кабины и покинуть самолет.
— Я спускался на парашюте и все пытался отыскать глазами купол второго парашюта, — вспоминал позже штурман-испытатель Иванов. — Но ни в воздухе, ни на земле парашюта не было...

Поздно вечером, когда догорели обломки воздушной машины, поисковики обнаружили останки летчика Владимира Кречетова. Спустя двенадцать месяцев, 7 июля 1978 года, в том же самом месте на окраине деревне Криуши рухнул опытный Т10/2 (Су-27) героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Евгения Соловьева. Во время полета Соловьева возникли непредвиденные проблемы, машина буквально развалилась в воздухе не оставив летчику ни единого шанса.

Столкновение в небе над Рязанью
22 декабря 1953 года (по другим данным 24 декабря) с аэродрома в Дягилеве поднялся многотонный Ту-4 — полковник Моспанов, только недавно переведенный в Рязань с Украины, экзаменовал инструкторов. Спустя какое-то время с аэродрома в Дягилеве поднялся второй Ту-4, которому необходимо было налетать часы после регламентных работ.

Непостижимым образом в условиях хорошей видимости самолеты столкнулись в небе на разворотном круге дягилевского аэродрома (по воспоминаниям старожил, катастрофа произошла неподалеку от деревни Козловка, но сведения нуждаются в уточнениях). Никто из членов экипажей воздушных судов, а экипаж одного Ту-4 составляет 11 человек, не выжил. Летчиков похоронили на кладбище села Дягилево. Одинаковые пирамидальные надгробия в западной части погоста до сих пор напоминают рязанцам о былой трагедии...

Авиакатастрофа в Пителино
27 июля 1974 года в поле у деревни Темирево Пителинского района рухнул учебный Ан-2ТП Сасовского летного училища, выполнявший тренировочный полет. Пилот-инструктор Иван Поляков и курсанты Михаил Гаврилов и Владимир Мальцев отрабатывали виражи с креном 15-30° и выполняли стандартные развороты. Неожиданно самолет потерял управление и пошел вниз... Всё три человека находившиеся на борту самолета погибли.

Причиной катастрофы явилось отклонение триммера элерона левого крыла полностью вверх при выполнении правого виража, что вызвало резкое увеличение крена и снижение самолета. Отклонение триммера могло произойти из-за самопроизвольного срабатывания электрической схемы управления триммером или из-за ошибочных действий экипажа. Среди сопутствующих причин катастрофы специалисты называют несвоевременные действия пилота-инструктора.

Ошибка пилота и инструктора
В начале июня 1990 года потерпел аварию Ту-22МЗ совершавший учебный полет — экипажи из Львовской области переучивались в Рязани на этот тип воздушных судов. Отрабатывался полет на сверхзвуковых скоростях на высоте 13 000 метров, а также отключение и запуск одного из двигателей во время ночного полета.

Инструктор-командир корабля дал команду выключить правый двигатель. Оператор выключил генератор правого двигателя, а вот летчик по ошибке и невнимательности выключил левый двигатель... Вместо того, чтобы попытаться вернуть машину к жизни, инструктор дал команду покинуть самолет — все четверо летчиков катапультировались. Ту-22МЗ рухнул в поле неподалеку от одной из деревень в летном коридоре между Щацком и Рязанью.

Трое членов экипажа приземлились успешно, а вот штурман-инструктор Дмитриев повис на дереве, его рука оказалась пережата парашютной стропой. К моменту, когда он был обнаружен поисковой группой, онемение конечности в результате прекращения артериального кровообращения достигло критической стадии. Необходима была срочная ампутация, но врачи «пожалели» молодого парня, не желая делать его калекой. Вскоре состояние штурмана ухудшилось, его перевели из Рязани в Подольск, но спасти жизнь не смогли...

Евгений Баранцев

«КП-Рязань», №25/2014


Поиск

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30