Сорок лет — на высоте |
16.09.2015 |
---|
Инструктор Сасовского лётного училища совершает до 70 взлётов и посадок в день.
Быть лётчиком Николай Артамонович мечтал с самого детства. Родился и вырос он в Сасове, поэтому за самолётами наблюдал очень часто. Крылатые машины, рассекающие синеву, неизменно вызывали у него восхищение. Тут ещё старший брат профессию лётчика выбрал. И судьба была определена.
— Правда, с первого раза я в лётное училище не поступил, — признаётся Николай Артамонович. — Но ничего, отслужил в армии, в военно-морском флоте. После поступил, а потом два года прослужил в рязанском лётном отряде. Затем вернулся в училище. Был пилотом-инструктором, командиром звена. Словом, обучал студентов.
Экстренная посадка
Один из обычных тренировочных полётов стал поводом для представления сасовского лётчика к высокой государственной награде. Всё произошло два года назад, но пилот до сих пор помнит ту нестандартную ситуацию в мельчайших подробностях.
— Это было 2 июля 2013 года, — рассказывает Николай Артамонович. — Мы выполняли учебный полёт на самолёте Ан-2 по заданному маршруту, за штурвалом был курсант второго курса. И на высоте около 450 метров из-под капота повалил чёрный дым, мы решили на аэродром вернуться. Учебная площадка расположена недалеко от Пителина.
В процессе разворота разрушилась силовая установка. В целях безопасности пришлось отключить двигатель и совершить экстренную посадку в поле. К счастью, всё прошло успешно. Николай Васин хвалит за умелые действия своего курсанта. Он лишь в первые несколько секунд растерялся, а потом уже очень чётко выполнял команды наставника. Так получилось, что последний из-за дыма ничего не видел. Но он и без этого знал, как вести себя в критической ситуации, и старался успокоить своего подопечного, даже шутил. Смотри, мол, озеро совсем рядом, посадим сейчас с тобой самолёт — и купаться пойдём. В итоге удалось сохранить собственные жизни и учебную технику. Несмотря на то что Ан-2 (или «кукурузник») — модель далеко не новая, он очень надёжен. А ещё Николай Артамонович ценит этот самолёт за то, что он хорошо держится в воздухе. Условно говоря, даёт фору пилоту, чтобы в экстренной ситуации принять решение.
Пилоты и пилотессы
Но самое главное — это подготовка на земле, без неё ничего не получится. Как известно, небо никому и никогда ошибок не прощает.
— Опытный пилот, находясь в воздухе, думает наперёд и просчитывает любую ситуацию, — говорит Николай Васин. — Я, например, всегда смотрю, куда в экстренной ситуации можно было бы посадить машину. Для этого подходит только открытая местность. Своих курсантов я тоже учу предусмотрительности.
Сколько учеников прошло через него, Николай Артамонович уже и не помнит. Но речь идёт не об одной тысяче человек. И многими из них опытный лётчик гордится. Говорит, это совершенно особенное ощущение, когда его ученик самостоятельно ведёт машину.
— А поначалу любой курсант инструктору только мешает. Но это нормально, я сам когда-то также начинал. Первый полёт — это когда держишь штурвал мёртвой хваткой и мало что понимаешь...
Но зато потом настоящий лётчик начинает любить небо и не расстаётся с ним никогда. Вот и выпускники Николая Васина, которые, кроме Ан-2, в обязательном порядке осваивают L-410, как правило, остаются в профессии. Некоторые проходят дополнительную подготовку и успешно летают на «боингах» и «аэробусах». Тот курсант, который в 2013-м году совершал экстренную посадку под руководством нашего героя, тоже находится в их числе.
Кстати, как выяснилось, среди курсантов лётного училища есть не только молодые люди. Уже более десяти лет назад профессию пилота стали осваивать девушки. И сейчас их в училище более тридцати. Спрашиваю у Николая Артамоновича, труднее ли обучать лётному делу представительниц прекрасного пола? Он не замечает особых отличий.
— Случайных людей в училище не бывает. Все девушки приходят, чтобы получить серьёзную профессию. Единственная сложность в том, что с парнем можно по-мужски поговорить, а вот с дамой так нельзя. Её ведь обидеть можно...
Вообще, Николай Артамонович называет главными качествами для инструктора терпение. А как же иначе подготовить хорошего специалиста, который не растеряется в воздухе и примет единственно правильное решение в критической ситуации? Ведь именно ошибки экипажа во многих случаях становятся причиной гибели людей.
И десяток «мёртвых петель»
Вспоминая о трагедии на «Авиадартсе», который недавно прошёл в Рязанской области, Николай Артамонович называет действия погибшего командира экипажа очень грамотными. Благодаря ему, лётчику с большим стажем, жертв среди зрителей не было.
У Николая Васина тоже стаж серьёзный. И за сорок лет, что было отдано авиации, он налетал больше 10 000 часов. Более того, инструкторский стаж — дело особенное. А в чём его отличие, опытный лётчик поясняет на примере. Тот, кто летает на «аэробусах» или «боингах», совершает по 2-3 взлёта-посадки в день. Инструктор же может совершать... до 70 взлётов и посадок. Плюс к этому — ответственность за ученика. И хорошо, если студент владеет русским языком. Николай Артамонович рассказывает, что среди его курсантов были в своё время ребята из Вьетнама, Монголии и даже африканской Ганы. Конечно, все они старались выучить язык, на котором говорил инструктор. Но у кого-то выходило лучше, у других — хуже. Приходилось дополнительно изъясняться с помощью жестов. Но в первую очередь — показывать личный пример. Ведь в прошлые времена программа была несколько сложнее, чем сейчас. Курсантов даже фигурам высшего пилотажа обучали!
— Вот и приходилось делать десяток-другой «мёртвых петель», «бочек» или боевых разворотов вместе с ними...
Сегодня, не без грусти признаётся Николай Васин, он уже не летает. В 65 лет вышел на пенсию. Но с любимым училищем, которому посвятил жизнь, не расстался. Теперь он работает в наземной службе: отвечает за состояние учебных аэродромов. А значит, как прежде, имеет непосредственное отношение к любимой профессии, без которой он себя уже давно не представляет.
Метки: Сасово
18.12.2024 14:29
В Рязанский музыкальный театр заехали «Бременские музыканты»
18.12.2024 13:34
Рязанская НПК посвятила в нефтяники молодых сотрудников
18.12.2024 13:29
Бывшего вице-губернатора Рязанской области Игоря Грекова оставили под стражей
18.12.2024 12:41
Павел Малков предложил привести все маршрутки в Рязани к единому стилю
18.12.2024 10:57
В Варских хотят возвести индивидуальные, блокированные и малоэтажные многоквартирные дома
18.12.2024 10:43
В Рязанской области с начала года построено 330 тысяч квадратных метров жилья
18.12.2024 09:44
В Рязани территорию у театра кукол благоустроят за 119 миллионов рублей
17.12.2024 17:47
Под Рязанью продаётся дом за 99 миллионов рублей
17.12.2024 16:40
В Скопине для фармпроизводства запустили очистные сооружения
17.12.2024 13:12
Суд в Рязани перевёл под домашний арест подозреваемых в мошенничестве судебных приставов
17.12.2024 11:47
Кожа рязанского производства будет использоваться для салона нового седана Lada Aura
17.12.2024 09:58
Рязанский театр кукол представил новогодний спектакль «Морозко»
17.12.2024 09:27
В Рязанскую область прибыли новые школьные автобусы
16.12.2024 17:40
ГК «Зелёный сад»: наша забота – от двери подъезда
16.12.2024 16:57
В Рязани планируют создать префектуру Солотчи
16.12.2024 16:07
Обновление пригородных электропоездов Рязань–Москва закончено
16.12.2024 13:27
Стала известна судьба сгоревшего дома в Газетном переулке в Рязани
16.12.2024 11:17
В Рязанской области заработала программа «Герои 62» по обучению ветеранов СВО
16.12.2024 09:21
Рязанская область заняла 50 место в рейтинге по доступности покупки автомашин
13.12.2024 17:39
Безостановочный проезд на платном путепроводе в Рязани начнут тестировать 17 декабря
13.12.2024 16:49
Озвучена сумма взяток, вменяемых Николаю Любимову
13.12.2024 15:34
Рязанцев познакомили с чайной церемонией «У самовара»
13.12.2024 11:38
Рязанцам рассказали о потенциальной опасности, которую несут погодные аномалии
13.12.2024 09:59
«Ростелеком» присоединился к проекту Единая цифровая карта жителя Рязанской области
13.12.2024 09:42
Экс-губернатора Рязанской области Николая Любимова поместили в СИЗО «Лефортово»