Подробности

Гордость

Сорок лет — на высоте

16.09.2015

Инструктор Сасовского лётного училища совершает до 70 взлётов и посадок в день.

Медаль Нестерова — это особенная награда для лётчика. Её вручают за безупречную службу, высокое мастерство самолётовождения, мужество, проявленное в сложной ситуации. Николай Васин из Сасова недавно получил эту награду из рук Полномочного представителя президента в ЦФО Александра Беглова. Стаж Васина в авиации — более сорока лет. И почти всё это время он ставил на крыло курсантов Сасовского лётного училища гражданской авиации. Сегодня оно является филиалом Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.

Быть лётчиком Николай Артамонович мечтал с самого детства. Родился и вырос он в Сасове, поэтому за самолётами наблюдал очень часто. Крылатые машины, рассекающие синеву, неизменно вызывали у него восхищение. Тут ещё старший брат профессию лётчика выбрал. И судьба была определена.
— Правда, с первого раза я в лётное училище не поступил, — признаётся Николай Артамонович. — Но ничего, отслужил в армии, в военно-морском флоте. После поступил, а потом два года прослужил в рязанском лётном отряде. Затем вернулся в училище. Был пилотом-инструктором, командиром звена. Словом, обучал студентов.

Экстренная посадка
Один из обычных тренировочных полётов стал поводом для представления сасовского лётчика к высокой государственной награде. Всё произошло два года назад, но пилот до сих пор помнит ту нестандартную ситуацию в мельчайших подробностях.
— Это было 2 июля 2013 года, — рассказывает Николай Артамонович. — Мы выполняли учебный полёт на самолёте Ан-2 по заданному маршруту, за штурвалом был курсант второго курса. И на высоте около 450 метров из-под капота повалил чёрный дым, мы решили на аэродром вернуться. Учебная площадка расположена недалеко от Пителина.

В процессе разворота разрушилась силовая установка. В целях безопасности пришлось отключить двигатель и совершить экстренную посадку в поле. К счастью, всё прошло успешно. Николай Васин хвалит за умелые действия своего курсанта. Он лишь в первые несколько секунд растерялся, а потом уже очень чётко выполнял команды наставника. Так получилось, что последний из-за дыма ничего не видел. Но он и без этого знал, как вести себя в критической ситуации, и старался успокоить своего подопечного, даже шутил. Смотри, мол, озеро совсем рядом, посадим сейчас с тобой самолёт — и купаться пойдём. В итоге удалось сохранить собственные жизни и учебную технику. Несмотря на то что Ан-2 (или «кукурузник») — модель далеко не новая, он очень надёжен. А ещё Николай Артамонович ценит этот самолёт за то, что он хорошо держится в воздухе. Условно говоря, даёт фору пилоту, чтобы в экстренной ситуации принять решение.

Пилоты и пилотессы
Но самое главное — это подготовка на земле, без неё ничего не получится. Как известно, небо никому и никогда ошибок не прощает.
— Опытный пилот, находясь в воздухе, думает наперёд и просчитывает любую ситуацию, — говорит Николай Васин. — Я, например, всегда смотрю, куда в экстренной ситуации можно было бы посадить машину. Для этого подходит только открытая местность. Своих курсантов я тоже учу предусмотрительности.

Сколько учеников прошло через него, Николай Артамонович уже и не помнит. Но речь идёт не об одной тысяче человек. И многими из них опытный лётчик гордится. Говорит, это совершенно особенное ощущение, когда его ученик самостоятельно ведёт машину.
— А поначалу любой курсант инструктору только мешает. Но это нормально, я сам когда-то также начинал. Первый полёт — это когда держишь штурвал мёртвой хваткой и мало что понимаешь...

Но зато потом настоящий лётчик начинает любить небо и не расстаётся с ним никогда. Вот и выпускники Николая Васина, которые, кроме Ан-2, в обязательном порядке осваивают L-410, как правило, остаются в профессии. Некоторые проходят дополнительную подготовку и успешно летают на «боингах» и «аэробусах». Тот курсант, который в 2013-м году совершал экстренную посадку под руководством нашего героя, тоже находится в их числе.

Кстати, как выяснилось, среди курсантов лётного училища есть не только молодые люди. Уже более десяти лет назад профессию пилота стали осваивать девушки. И сейчас их в училище более тридцати. Спрашиваю у Николая Артамоновича, труднее ли обучать лётному делу представительниц прекрасного пола? Он не замечает особых отличий.
— Случайных людей в училище не бывает. Все девушки приходят, чтобы получить серьёзную профессию. Единственная сложность в том, что с парнем можно по-мужски поговорить, а вот с дамой так нельзя. Её ведь обидеть можно...

Вообще, Николай Артамонович называет главными качествами для инструктора терпение. А как же иначе подготовить хорошего специалиста, который не растеряется в воздухе и примет единственно правильное решение в критической ситуации? Ведь именно ошибки экипажа во многих случаях становятся причиной гибели людей.

И десяток «мёртвых петель»
Вспоминая о трагедии на «Авиадартсе», который недавно прошёл в Рязанской области, Николай Артамонович называет действия погибшего командира экипажа очень грамотными. Благодаря ему, лётчику с большим стажем, жертв среди зрителей не было.

У Николая Васина тоже стаж серьёзный. И за сорок лет, что было отдано авиации, он налетал больше 10 000 часов. Более того, инструкторский стаж — дело особенное. А в чём его отличие, опытный лётчик поясняет на примере. Тот, кто летает на «аэробусах» или «боингах», совершает по 2-3 взлёта-посадки в день. Инструктор же может совершать... до 70 взлётов и посадок. Плюс к этому — ответственность за ученика. И хорошо, если студент владеет русским языком. Николай Артамонович рассказывает, что среди его курсантов были в своё время ребята из Вьетнама, Монголии и даже африканской Ганы. Конечно, все они старались выучить язык, на котором говорил инструктор. Но у кого-то выходило лучше, у других — хуже. Приходилось дополнительно изъясняться с помощью жестов. Но в первую очередь — показывать личный пример. Ведь в прошлые времена программа была несколько сложнее, чем сейчас. Курсантов даже фигурам высшего пилотажа обучали!
— Вот и приходилось делать десяток-другой «мёртвых петель», «бочек» или боевых разворотов вместе с ними...

Сегодня, не без грусти признаётся Николай Васин, он уже не летает. В 65 лет вышел на пенсию. Но с любимым училищем, которому посвятил жизнь, не расстался. Теперь он работает в наземной службе: отвечает за состояние учебных аэродромов. А значит, как прежде, имеет непосредственное отношение к любимой профессии, без которой он себя уже давно не представляет.

Елена Буданова

«Панорама города», №37/2015


Метки: Сасово


Поиск

14:17
Назначены публичные слушания про проекту бюджета Рязани на 2025 год

11:48
Павел Малков рассказал о съёмках короткометражки в Рязанской области

09:57
В Рязани увеличат количество льготных поездок на общественном транспорте

14.11.2024 16:04
Свидетели по делу о закупке техники в Рязани озвучили новые подробности

14.11.2024 15:37
Ещё один подрядчик начал вывозить грунт со стройплощадки в Борках

14.11.2024 15:26
Экс-мэр Рязани Елена Сорокина дала показания в суде по делу о закупке коммунальной техники

14.11.2024 12:56
В Рязани вводится туристический налог

14.11.2024 12:20
В Сасовском округе обустроят нерегулируемые пешеходные переходы возле школ

14.11.2024 11:57
На работу вертолёта санавиации в Рязанской области потратят ещё 2,8 миллиона рублей

13.11.2024 21:31
Создано агентство по развитию Рязани

13.11.2024 15:56
В Рязанской области состоялся слёт юных волонтёров при поддержке РНПК

13.11.2024 13:23
Завод каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ в Рязани приступает к установке постов мониторинга воздуха

13.11.2024 12:15
На ремонт участка канализации в центре Рязани потратят 41,4 миллиона рублей

13.11.2024 11:52
На установку и замену дорожных знаков в Рязани потратят 3,2 миллиона рублей

13.11.2024 11:40
На базе РГРТУ могут открыть проект «Передовые инженерные школы»

13.11.2024 10:20
Ростелеком: Компания предложила новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда

13.11.2024 09:22
В Рязанской области объём промпроизводства вырос почти на 12%

12.11.2024 17:10
В Рязанской области установили нормативы затрат на ремонт и содержание дорог V категории

12.11.2024 15:22
Школа в Борках будет возведена за территорией бывшего шпалозавода

12.11.2024 14:04
В Рязани нашли подрядчика для строительства второй очереди кладбища «Преображенское»

12.11.2024 12:45
Производитель сельхозтехники из Китая планирует строительство завода в Рязанской области

12.11.2024 10:55
Ливнёвку в Московском районе Рязани оборудуют локальными очистными сооружениями

12.11.2024 09:52
Здание онкоцентра рязанской горбольницы №11 капитально отремонтируют

11.11.2024 16:08
Половину трудоспособного населения Рязанской области хотят обучить оказанию первой помощи

11.11.2024 13:04
В Рязанской области установили новый размер губернаторских стипендий одарённым детям

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Ноябрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30