Подробности

Память

Голливудский волшебник с улицы Соборной

26.10.2015

Отец современной декоративной косметики Max Faсtor свои изобретения начал продавать в Рязани.

Этот косметический бренд и спустя сто лет хорошо известен миллионам женщин. Но мало кто знает, что легендарный основатель фирмы свой первый магазин открыл в центре Рязани, тогда еще небольшого провинциального городка. Отец современной декоративной косметики, голливудский волшебник, обладатель «Оскара», создатель крупнейшей в мире косметической империи свои изобретения начал продавать именно в Рязани, на Соборной. Здесь он и прославился на всю Россию. Max Faсtor его станут называть спустя 10 лет в Америке. В Рязани его звали Максимилиан Абрамович Факторович.

Историк и краевед Ирина Кусова во время экскурсий любит рассказывать про Макса Фактора — человек он был очень необычный. А его судьба выписывала такие зигзаги, что кажется вымыслом голливудского киносценариста.

Из гримеров — в бизнесмены
Родился Максимилиан Абрамович в польском городе Здуньская-Воля, тогда входившем в Российскую империю. Его отец трудился простым рабочим, Максимилиан был одиннадцатым ребенком в семье, денег катастрофически не хватало. Работать будущий миллионер начал с раннего детства, и тут его судьба совершила первый виток: в 7 лет он продавал конфеты в театре, через год прислуживал аптекарю, в 9 лет стал подмастерьем изготовителя париков, уже в 13 — учеником знаменитого берлинского парикмахера. В 14 (!) он самостоятельно переехал в Москву и поступил в Большой театр помощником гримера. Казалось бы, жизнь вышла на ровную накатанную дорогу. Но тут молодого гримера забрали в армию. Отслужив 4 года, он приехал в Рязань и поселился в доме купца Алексеева. Там же в 1895 году Факторович открыл свой первый косметический магазин.

На этой старинной фотографии запечатлена та самая парикмахерская, в которой начался крупнейший рязанский стартап позапрошлого века. Собственно сам магазин был побочным бизнесом — там продавали косметику, которую изобретал и делал хозяин!

В краеведческом отделе библиотеки им. Горького хранятся многочисленные издания того времени, а значит, в них Макс Фактор вполне мог бы давать рекламу. На пожелтевших хрупких страницах сплошь новомодные «гаджеты» эпохи: велосипеды, граммофоны. Рекламы одной из 4 рязанских парикмахерских найти не удалось. Впрочем, известно, что кремы и парики Факторовича пользовались у рязанских модниц огромной популярностью.

Косметолог при царском дворе
Максимилиану Абрамовичу всегда удавалось выбрать на редкость удачное место для своих магазинов. Неподалеку от этого, первого, находился театр. Данный фактор и сыграл решающую роль в жизни Макса Фактора и превратил обычного рязанского парикмахера в долларового миллионера и лучшего друга кинозвезд.

Когда в Рязань на гастроли приехала труппа императорского театра, именно сюда случайно забрели актеры. Купленная косметика так им понравилась, что уже через несколько лет Максимилиан Факторович стал специалистом по косметике при дворе русского царя и в императорских театрах и ввел моду на косметику среди знати! Довольно быстро он получил звание поставщика двора Его Императорского Величества. Карьера стремительно набирала обороты. «Все мое время занимало индивидуальное консультирование, я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц», — спустя много лет напишет сам Макс Фактор.

Свой первый «счастливый» рязанский магазин он сохранил и после того, как переехал в Москву и стал придворным косметологом. За короткое время Максимилиан был так популярен среди знати, что сам император не разрешал ему выезжать за границу — из опасения, что тот эмигрирует.

Американская мечта
И все же Фактор сбежал из России (помогла потрясающая интуиция) за год до революции 1905 года и еврейских погромов, прокатившихся по всей стране… Ему пришлось пойти на хитрость. Чтобы выпросить у высоко ценившего его императора разрешение выехать на лечение в Карлсбад (нынешние Карловы Вары), Максимилиану Абрамовичу пришлось изобрести себе специальный грим, напоминающий желтуху.

Из Европы он перебрался к брату в Америку. Там сменил имя на более легкое для американцев и начал все сначала. За годы работы в России он сколотил приличный капитал — порядка 40 тысяч долларов. Сначала семья поселилась в Сент-Луисе, но потом перебралась в Лос-Анджелес. Свой новый магазин Фактор открыл неподалеку от другого стартапа того времени — Голливуда и опять не прогадал!

Чарли Чаплин, Бастер Китон, все голливудские дивы стали его клиентами. Именно Макс Фактор в 1920-м году ввел в широкий обиход термин «мейк-ап» — нарисовать, сделать лицо. А самое главное — изобрел абсолютно новый киногрим, за который и получил «Оскар»! До него пудру разбавляли водой и наносили на лицо как сырую штукатурку. Когда она подсыхала, на лице образовывалась маска, которая давала трещины. Для театра вполне подходило, а вот в кино выглядело ужасно!

Фактор изобрел первый в мире тональный крем на жирной основе, который было не видно на коже. Его главный принцип звучал так: «Грим нельзя считать удачным, если он заметен. Он хорош, только если посторонний не может догадаться, что вы загримированы». С именем его и его сыновей, продолживших семейное дело, связано многое из того, без чего не мыслит жизни любая женщина: водостойкая тушь, блеск для губ, кисточка для нанесения пудры и губной помады, расческа для бровей, тюбик с кисточкой для туши, устойчивая помада, стойкий лак для ногтей, жидкий тональный крем и многое другое.

В поисках идеала
Голливудские звезды мигом оценили косметику Макса Фактора: новый макияж давал полную свободу мимики в кадре. А вскоре он совершил настоящий прорыв. Все дело в том, что тогда косметика считалась крайне неприличной: ее использовали только актрисы и женщины легкого поведения. Однако благодаря Максу Фактору и Голливуду мода на косметику начала проникать во все слои населения. Максимилиан считал, что каждая женщина должна стать красавицей, и придумал, в общем-то, все культовые образы кинодив золотой эры Голливуда!

Например, губная помада вошла в моду только благодаря Фактору. Именно он придумал губки в форме сердечка а-ля «лук Купидона». Образ, созданный для актрисы Клары Боу, мгновенно ушел в народ. Другая звезда, Грета Гарбо, потрясла всех макияжем глаз и ввела моду на тени и тушь от Макса Фактора. Он же придумал и ту самую «платиновую блондинку»! Впервые в мире он сделал такой образ для Джин Харлоу, лично покрасив ей волосы в этот цвет. Вскоре находка Макса Фактора завоевала весь мир практически без боя.

Поиски идеала красоты, стремление изучить ее природу привели его к изобретению «калибратора красоты». Этот чудо-аппарат измерял черты лица с точностью до миллиметра, чтобы понять, насколько оно отклоняется от идеала.

Так Фактор понял, как использовать нюансы и тени, чтобы с помощью косметики создать идеальное лицо. Это же изобретение и проведенные с его помощью исследования женских лиц привели Макса Фактора к неожиданному выводу: идеала не существует. Он напишет: «Роскошными женщинами не рождаются, роскошные женщины создают себя сами». «Если вы думаете, что можете быть актером, обратитесь к мистеру Фактору — он и обезьяну сделает красивой», – пел в 1937 г. Джонни Мерсер в песне Hooray for Hollywood. За вклад в развитие киноискусства в 1928 году Макс Фактор получил «Оскар».

А в далекой Рязани между тем прокатились волны еврейских погромов, совершилось несколько революций, в конце 20-х годов прошлого века всех предпринимателей поставили вне закона, а про человека, оказавшего величайшее влияние на представления мира о женской красоте, забыли. И по сей день мало что напоминает, что именно в этом скромном старинном доме на Соборной зародилась американская империя и началась косметическая революция, изменившая облик современных женщин…

Наталья Макагонова



Поиск

12:35
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанщины

10:53
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанской области достигло 5656 человек

09:39
Студенты рязанского политеха освоят цифровые технологии в городском благоустройстве

10.07.2020 17:11
Президент компании «Хендэ Мотор СНГ» Хван Ки Йон посетил ГК «Автоимпорт» и ГК «Регион 62»

10.07.2020 16:53
С 11 июля в Рязани откроются пляжи

10.07.2020 15:42
ПСБ: Увеличен размер кредита по программе «Военная ипотека 2020»

10.07.2020 15:35
Рязанская «Единая Россия» выдвинула список кандидатов в депутаты Рязоблдумы

10.07.2020 14:34
Изменение движения на Куйбышевском шоссе в Рязани отложили

10.07.2020 13:41
ПСБ: Компания стала официальным партнёром Российской Федерации Баскетбола

10.07.2020 12:37
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

10.07.2020 12:10
Ростелеком: Представлено уникальное мультисервисное решение «Цифровая экосистема АПК»

10.07.2020 11:33
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанской области превысило 5600 человек

10.07.2020 09:38
Рязанские синоптики проанализировали ермишинский ураган

09.07.2020 17:22
В Касимове начали создавать зону отдыха в микрорайоне Затон

09.07.2020 16:52
ТРЦ Рязани возвращаются к работе

09.07.2020 13:43
МТС усиливает 4G в отдалённых населённых пунктах Рязанской области и на ключевых автомобильных трассах

09.07.2020 12:39
Сергея Карабасова отпустили под домашний арест

09.07.2020 12:33
ПСБ: Внедрена уникальная система персональных предложений, основанная на анализе поведения клиента

09.07.2020 12:24
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

09.07.2020 11:00
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанской области достигло 5585 человек

09.07.2020 10:31
Опубликовано распоряжение по третьему этапу снятия ограничений в Рязанской области

08.07.2020 20:11
Рязанцы пытаются угадать, почему грустит девушка на баннере

08.07.2020 19:12
Рязанские семьи наградили за любовь и верность

08.07.2020 18:29
В Рязанской области объявлено штормовое предупреждение

08.07.2020 17:32
Рязанские предприниматели не останутся без связи

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июль 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31