Подробности

Компас

В центре

23.09.2016

Рязанец Виктор Атласов вернулся из похода к географическому центру России в родной город. 21 сентября в Рязанском музее путешественников он поделился своими впечатлениями от странствия.

Фото автора

Атласов отправился в путь 13 июня. За 81 день он преодолел более 3220 километров по рекам Енисею, Курейке, озеру Виви и Нижней Тунгуске. Большая часть пути была пройдена на лодке, около 270 километров водораздела между двумя системами озёр пришлось пройти пешком, неся на себе 60-килограммовый груз. К 1 сентября — дню завершения похода — путешественник потерял 12 килограммов веса.

Традиционно Атласов не пользуется иными средствами передвижения, кроме велосипеда и надувной лодки. В этот раз путь был пройден и без велосипеда — из-за бездорожья. Добравшись на поезде до Красноярска, путешественник начал сплавляться по Енисею, миновал один из важнейших для лесной промышленности страны город Лесосибирск («там по реке до сих пор гоняют плоты»), оставил позади один из старейших сибирских городов Енисейск. Временами приходилось плыть по ночам, так как днём дул сильный ветер, стихавший после захода солнца.

Лось известен как весьма пугливый зверь, к которому трудно подойти близко. Тем не менее, однажды на стоянке путешественника появились два лося, причём один из них, уже седой зверь, совершенно не желал пугаться и уходить. Гораздо позже состоялась встреча с медведем — к счастью, тот ушёл сразу, и вообще, по словам Атласова в этих местах живут не такие злые медведи, как, например, на Камчатке. Впечатляло и количество рыбы — в ручьях её можно было ловить руками, что Атласов и делал.
— На реке ко мне подъехала моторка, рыбак говорит: «Я хочу тебе подарить осетра». И достаёт такую рыбу, которая в мою лодку даже не поместится. Я спросил, нет ли поменьше, он какого-то метрового нашёл, — рассказал Виктор Атласов.

По словам путешественника, Енисей был самым несложным отрезком пути. Периодически встречались моторные лодки и катера — местные предприниматели катают по реке туристов. Уговаривали «подбросить» и Атласова, от чего он отказался. В одном месте на берегу Курейки в районе Светлогорска обнаружился ржавый паровоз. Сейчас его используют как причал, чтобы пришвартовывать плавсредства.
— На 503-й стройке Пур-Игарка столько этих паровозов! — отметил Атласов.

Действительно, при желании можно найти большое количество материалов о «мёртвой дороге» Салехард – Игарка. Она считается даже дважды мёртвой — строительство этой железной дороги было одним из самых крупных проектов ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключённые и ссыльные — тысячи из них умерли, прокладывая полярную трассу. Почти достроенная, она так никогда и не заработала — вскоре после смерти Сталина вышло постановление о полном прекращении всех работ, расформировании лагерей и амнистировании заключённых. Большая часть построенного была брошена в лесу и в тундре. Вздыбленные рельсы, заброшенные вышки, километры колючей проволоки, ржавые паровозы постепенно поглощает тайга.

Из Курейки Атласов попал на просторы Курейского водохранилища, остатки затопленного здесь леса не только покоятся на дне, но дрейфуют по воде и лежат по всему побережью. Проплыв далее по Курейке, путешественник свернул в её приток — реку Эндэ (на ней есть водопад), затем добрался до расположенного в юго-западной части плато Путорана озера Виви.
— В самом начале Виви находится пост гидролога; его самого не было. Там всё обустроено, даже есть газ. Везде шкуры всякие: в сарае у него шкура медведя, лося, в доме — шкура росомахи, песцов... — вспоминает Виктор Атласов.

Побывал путешественник и на труднодоступной метеорологической станции Агата на берегу озеру Някшингда. Здесь уже четыре года живёт семья — муж и жена, которые работают метеорологами, а также двое их детей. Дети не ходят в школу, так как отсюда очень трудно выбираться на «большую землю», мать сама учит их дома по школьной программе. Рядом с домой построено множество всяких объектов, чтобы ребятам было интересно играть — вплоть до космических кораблей. Метеорологи говорят, что за четыре года их работы к ним пока ещё никто не приходил.

Весь берег озера Виви испещрён следами оленей. Здесь уставлен знак, символизирующий географический центр России, рядом находятся часовня и крест.
— После присоединения Крыма крест поставили новый, а тот — старый — утопили, мол, так положено, — поведал Атласов.

Возле озера живёт егерь Иван с женой Светланой, именно им Виктор Атласов подарил сувениры из Рязани. На притоке Виви — речке Юктали — есть турбаза, здесь хозяйничает егерь — эвенка Лариса с двумя помощниками, обоих зовут Викторами. Это туристическое место, однако в силу его труднодоступности сюда мало кто доходит водным путём. Можно нанять вертолёт из Туры за 700 тысяч рублей. В 2016 году в это место на вертолёте добирались дважды. Одним рейсом были доставлены «отец и сын, топ-менеджеры Газпрома».

По Нижней Тунгуске пришлось грести 700 километров. Как раз в это время погода изменилась на дождь с ветром и оставалась такой в течение восемнадцати дней, поэтому последний отрезок пути оказался самым утомительным. Также Атласову запомнилась встреча со старообрядцами, живущими на Енисее. Мужчины в обязательном порядке носят бороды, женщины (от самых маленьких девочек до старух) — юбки до пола и платки.

В магазинах эвенкийских деревень продаются одни консервы — из-за низкой воды суда не могут пройти и привезти свежие продукты. Людям приходится рассчитывать на подсобное хозяйство, рыбалку и охоту. Некоторые заказывают по большой воде контейнер из Красноярска со всем необходимым, делая запас на год.

Виктор Атласов называет только что завершённое путешествие одним из самых трудных в своей практике, но тем не менее уже строит планы на будущее. В следующий раз Атласов намерен отправиться на Таймыр — пройти от Норильска до мыса Челюскин, а затем до Хатанги. Стоит отметить, что по этому маршруту пока никто не проходил пешком. Правда, путешествие может состояться только в том случае, если Атласову удастся обновить своё уже весьма изношенное снаряжение.

Галина Журавлёва


Метки: Виктор Атласов, туризм, Рязанский музей путешественников


Поиск

25.01.2020 20:11
Николай Любимов поздравил рязанских студентов с Татьяниным днём

25.01.2020 12:14
Следующей зимой каток на Лыбедском бульваре в Рязани предложат создать инвесторам

25.01.2020 10:46
Сбербанк: Управляющий Рязанским отделением поздравил студентов с Татьяниным днём

24.01.2020 17:03
Россельхозбанк: Ипотечной программой «Мечты сбываются» воспользовались уже более 14 тысяч человек

24.01.2020 16:05
Мост на улице Ленина будут реконструировать в 2020 году

24.01.2020 15:26
Министр природопользования Рязанской области Сергей Абрамов покинул свой пост

24.01.2020 13:29
Мэрия Рязани рассказала о штрафах за платные парковки

24.01.2020 12:05
Сбербанк: Для студентов Рязани проведена лекция по актуальным финансовым инструментам

24.01.2020 11:00
Валерию Рюмину отказано в условно-досрочном освобождении

23.01.2020 17:04
Россельхозбанк: Новая электронная платформа упростила закупку дикоросов

23.01.2020 16:48
Рязанский облсуд начал разбирать дело о повышении тарифов на капремонт

23.01.2020 15:39
ЖФК «Рязань-ВДВ» готовится к новому сезону

23.01.2020 12:34
Из программы развития застроенных территорий Рязани исключат три площадки

23.01.2020 11:03
«Автоимпорт»: В январе выгода на покупку ŠKODA RAPID до 133 тысяч рублей

23.01.2020 10:46
Определился первоначальный состав Общественной палаты Рязани

22.01.2020 16:18
Россельхозбанк: Начато сотрудничество с ВТБ в сфере реализации непрофильных активов

22.01.2020 15:08
В Рязани вновь подняли актуальные проблемы реформы обращения с ТКО

22.01.2020 13:23
Рязанцам рассказали, выгодно ли покупать квартиру с отделкой

22.01.2020 12:35
Рязанскому «Водоканалу» согласовали два кредита

22.01.2020 12:02
В Рязани хотят объединить муниципальные хлебозаводы

22.01.2020 10:05
Ростелеком: В России с помощью криптобиокабин выданы первые загранпаспорта

21.01.2020 16:27
Рязанская НПК поэтапно переходит на использование российского катализатора при производстве бензинов

21.01.2020 14:15
МТС установила базовую станцию в Антарктиде

21.01.2020 13:07
Николай Любимов вручил удостоверение новому цифровому министру

20.01.2020 18:05
Проверить качество ремонта Солотчинского моста попросят московских экспертов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Январь 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31